АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
Зарождение филос. мысли в Азербайджане связано с развитием маздеизма, к-рый с разложением первобытного общества преобразуется в зороастризм (с 6 в. до н.э.); несколько позже возникает магизм. По своему филос. содержанию зороастризм и магизм являлись дуалистич. системами, основой к-рых было представление о борьбе двух противоположных начал: света и тьмы, добра и зла. По свидетельству Диогена Лаэртского (Prooemium 8), в древней Мидии (на территории нынешних Азербайджана и Армении) существовала "наука магов", представлявшая собой по существу примитивный атомизм (см. Атомистика). В период зарождения феод. отношений (3-6 вв.), когда масса крестьян-общинников попадает в кабалу к крупным землевладельцам, резко обостряется классовая борьба. Брожение в народе находит свое идеологич. выражение в появлении (с 3 в.) и распространении религ. учения манихейства. Значит, влияние на формирование манихейства оказали гностицизм и христианство, к-рое проникало на Ближний Восток в виде разных ересей (несторианства и др.). В отличие от зороастризма, содержавшего идеи о вечности борьбы света и тьмы, добра и зла, манихейство выдвигало положение о господстве тьмы и зла в мире, в плену у которых находятся свет и добро. Манихейство послужило религ. оболочкой идеологии развернувшегося в конце 5 в. нар. движения – маздакизма (возник в Иране), направленного против феод. аристократии и поддерживавшего ее зороастрийского духовенства. Отвергая манихейский пессимизм и аскетизм, сторонники маздакизма призывали к переустройству земной жизни в интересах обездоленной массы, утверждали веру в возможность немедленного водворения на земле царства справедливости. Идеи маздакизма приобрели новую силу в восстании азерб. народа под предводительством Бабека (9 в.) против арабов, насильственно насаждавших в Азербайджане мусульм. религию. Арабское завоевание Азербайджана (в 7 в.) наложило печать на последующую историю культуры и науки. В течение более тысячелетия господств. идеологией в стране был ислам. Наука и философия в этот период развиваются гл. обр. в рамках арабоязычной культуры в тесной связи с культурой стран мусульм. Востока. С 8 в. в Азербайджане по араб. переводам начинают знакомиться с греч. философией, ранее всего с системами Платона и Пифагора, затем – Аристотеля. Широкое распространение получило учение Эмпедокла о четырех элементах. Популярны были и произведения Псевдо-Эмпедокла, Псевдо-Демокрита и Псевдо-Аристотеля. На основе знакомства с греч. философией в Азербайджане зарождается и развивается самостоят. арабоязычная философия. Среди авторов Энциклопедии возникшей в 10 в. филос. группы Ихван ас-сафа ("братьев чистоты") были азербайджанцы. Арабоязычный аристотелизм имел в Азербайджане видного представителя в лице Бахманяра, пытавшегося сочетать философию Аристотеля с исламом. Другим течением филос. и обществ. мысли Азербайджана в феод. период было мистико-аскетическое – суфизм, представителями к-рого были Махмуд Шабустари (конец 13 – нач. 14 вв.) и др. Преобладающим видом суфизма в Азербайджане был пантеистический, оппозиционный по отношению к мусульм. ортодоксии и преследуемый ею как еретический (см. Пантеизм). Высшим достижением ср.-век. мысли является творчество великого поэта-мыслителя Низами (12 в.), к-рый искал путей освобождения народа от феодального гнета и пришел к построению утопии – идеального общества, рисуемого им в поэме "Икбалнаме". По своим философским воззрениям Низами был идеалистом, но в его мировоззрении содержались элементы стихийной диалектики и материализма. Подчеркивая силу разума в познании материального мира, в господстве над природой, Низами, однако, утверждал в то же время, что разум не может ответить на осн. вопросы бытия, решить спор между материализмом и идеализмом. Другой вольнодумец этой эпохи, поэт Хагани (12 в.), верил в наступление такого времени, когда дворцы феодалов будут разрушены. Признавая роль ощущений и разума в познании, он отрицал мистич. интуицию. Монг. завоевание (13 в.) приводит к усилению реакции, к преследованию свободной мысли и к упадку философии в Азербайджане. Но науч. жизнь не замирала. Так, в г. Мараге (Юж. Азербайджан) в 13 в. была создана знаменитая обсерватория Насирэддина Туси. В 14–15 вв. на Ближнем Востоке получает распространение религ.-филос. учение хуруфизм, бывшеесвоеобразным отражением протеста азерб. народапротив господства иноземных завоевателей –Тимуридов. Крупным представителем этогоучения был Несими. В 16 в. в связи с нек-рым оживлениемэкономич. жизни наступает известный подъемобществ. мысли. Поэт Физули в своихпроизведениях высказывался по вопросамфилософии, логики, этики и политики. В трактате"Восхождение идей" ("М?тл??л-э´тигад") он дал обзор различных направлений др.-греч. философии и изложил собств. филос. взгляды. Новый этап в развитии обществ. и филос. мысли в Азербайджане наступил в 19 в. В результате присоединения Азербайджана к России ширится общение с рус. наукой и культурой, развиваются просветительские и демократич. идеи. Деятельность таких поборников науки и просвещения, как Бакиханов, Казем-бек, Мирза-Джафар Топчибашев, направлена на усвоение лучших достижений рус. лит-ры, науки и философии, на ознакомление общественности России с сокровищами вост. культуры. Вазех, критикуя пороки феод. знати и духовенства, выступал как сторонник свободы для народа. Он оказал влияние на формирование крупнейшего мыслителя Азербайджана – М.-Ф.Ахундова, к-рый в соч. "Три письма индийскогопринца Кемал-уд-Довле к персидскому принцуДжелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего" ("hиндистан шаhзад?си К?мал?дд?вл?нин ?з досту, Иран шаhзад?си ??лал?дд?вл?й?...") дал самое значит. для своего времени изложение системы материалистич. философии на Ближнем Востоке. Другим представителем демократич. обществ. мысли 19 в. был издатель первой азерб. газеты "?кинчи", демократ-просветитель и материалист Зардаби (Меликов). Он выступал против религ. предрассудков, был сторонником идеи развития в природе. Революц.-демократич. мыслителями нач. 20 в. являются Сабир и Мамедкулизаде, журнал к-рого "Молла Н?ср?ддин" (изд. 1906–30) пользовался популярностью и за пределами Азербайджана. В 80–90-х гг. 19 в. в Баку, ставшем одним из крупнейших пром. центров России, начинает развиваться рабочее движение. Здесь возникают с.-д. кружки, в к-рых изучаются труды классиков марксизма, организуется (1901) Бакинский комитет РСДРП ленинско-искровского направления. В нач. 20 в. пролетарский Баку – сильнейший очаг революц. движения в России – был местом деятельности видных представителей российской с.-д-тии. Бакинские большевики в своей деятельности последовательно проводили политику пролетарского интернационализма, вели борьбу против бурж. национализма. Сталин, Шаумян, Нариманов, П. Джапаридзе, М. Азизбеков, С. Эфендиев, Б. Кнунянц и др. в условиях подполья вели пропаганду идей революц. марксизма. В период реакции 1907–10 бакинские марксисты активно поддерживали позицию Ленина в его борьбе с идеализмом рус. махистов. Большую роль в распространении марксизма сыграла большевистская печать Азербайджана ("Бакинский рабочий", 1906; "Бакинский пролетарий", 1907–1909; "??мм?т", 1904–1905, "Гоч-Д? в?т", 1906; "Банвори дзайн", 1906). С установлением в Азербайджане Сов. власти (1920) наступила новая эпоха в истории народа. В ходе строительства социализма проведена гигантская работа по созданию социалистич. культуры и популяризации марксистской философии. Вышли в свет переводы осн. работ К. Маркса и Ф. Энгельса, осуществлено издание перевода на азерб. яз. Сочинений Ленина (с 4-го рус. изд. тт. 1–37, 1942–59, с 1953 переизд. тт. 1–6), Сталина (тт. 1–13, 1946–51) и др. деятелей Коммунистич. партии. Изданы также произв. рус. революц. демократов. Была проведена большая работа по выработке азерб. филос. терминологии. В 1-е десятилетие Сов. власти центром изучения марксистско-ленинской философии был Азерб. гос. ун-т (АГУ) им. Ленина (просуществовавший до 1930). В 1929 был учрежден Азерб. гос. н.-и. ин-т (АзГНИИ), в к-ром были сосредоточены н.-и. работа и подготовка аспирантов по философии. АГУ были изданы "Логика" (1921, на рус. яз.) А. Гуляева и нек-рые работы А. Маковельского по истории др.-греч. философии. АзГНИИ опубликовал впервые на рус. яз, сочинение франц. философа Дешана "Истина, или Достоверная система" (т. 1, 1930), скопированное первым азерб. профессором философии Д. Нагиевым с материалов архива г. Пуатье (Франция). Большую роль в пропаганде идей марксизма-ленинизма сыграл журнал "Маариф в? м?д?нийй?т" (1923–27, с 1928 по 1941 и с 1946 выходит под заглавием "Революсия в? култура"). В спец. отделе "Философия" здесь печатались статьи на филос. темы Нагиева, М. Гусейнова, М. Кулиева и др., переводы статей рус. сов. философов. Из работ этого периода следует отметить также произведения Нариманова и С. Агамалы-оглы. Изучение филос. наследия азерб. мыслителей началось в Азерб. отделении Закавказского филиала АН СССР (АзОЗФАН) (1934), продолжалось в Азерб. филиале АН СССР (АзФАН) (с 1937) и Ин-те философии АН Аз. ССР (1945), а затем (с 1951) в Ин-те истории и философии АН Аз. ССР. Наиболее крупными работами, опубликованными Ин-том философии АН Аз. ССР, были сочинения Г. Гусейнова "Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века" (1949, на рус. яз.) и А. Маковельского "Древнегреческие атомисты" (1946, на рус. яз.). Ин-том философии были выпущены 3 тома "Трудов" (1945–48). В издании АН Аз. ССР опубликованы "Избранные философские произведения" ?. ?. Ахундова (1953, на рус. яз.). Вопросам философии посвящен ряд статей 1–3-го, 6–7-го, 11-го тт., а также 8-й том "Трудов Ин-та истории и философии АН Аз. ССР". В Азерб. гос. ун-те (АГУ) им. С. М. Кирова (открыт в 1934) в 1945 в составе историч. ф-та было организовано филос. отделение и в 1947 отделение логики и психологии на филологич. ф-те. Подготовка науч. кадров велась гл. обр. в АН и в ун-те. В АН Аз.ССР н.-и. работа по философии ведется в Секторе философии в двух отделах: истории философии и диалектич. и историч. материализма. Исследованию мировоззрения Низами посвящены труды Г. Гусейнова,А. Маковельского, Р. Нуруллаева, мировоззрения Бакиханова, Ахундова и Зардаби – работы Г. Гусейнова, М. Касумова и др., творчеству Вазеха – исследования А. Маковельского и А. Сеид-задэ. Об этич. воззрениях азерб. просветителей 2-й пол. 19 в. имеются статьи З. Геюшева. По истории философии других народов Востока написаны работы А. Закуевым, о Хайяме – М. Касумовым. Философии Эпикура посвящены работы А. Шакир-заде. По вопросам диалектич. и историч. материализма опубликованы сочинения Г. Гусейнова "Диалектика и метафизика" (?. H. ?усейнов, "Диалектика в? метафизика", 1941), "О диалектическом и историческом материализме" ("Диалектик в? тарихи материализм hаггында", 1941), "Марксистский диалектический метод" ("Марксист диалектик метод", 1945), "О диалектическом материализме" ("Диалектик материализм hаггында", 1939); А. Наджафова "Формирование и развитие азербайджанской социалистической нации" (1955, на рус. яз.), а также работы Ф. Кочарли, М. Саттарова, В. Самедова, Э. Ахмедова, К. Юсуф-заде и др. По эстетике опубликованы работы М. Касумова и Ш. Мирзоевой. Н.-и. работа по философии велась также в АГУ, Азерб. пед. ин-те и в др. вузах республики. В АГУ изданы сборники статей по философии и логике. Лит.: Гусейнов Г. Н., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века, 2 изд., Баку, 1958; Маковельский А., Научно-исследовательская работа по философии в Академии Наук Азербайджанской ССР, в сб.: 10 лет Академии Наук Азербайджанской ССР. Научная сессия 23–27 апреля 1955 г., Баку, 1957; Основные этапы развития азербайджанской философии (Доклад [ А. О. Маковельского и его обсуждение] в ин-те философии), "Вестн. АН СССР", 1945, No 10–11, с. 112–14; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1–2, М., 1955–56 (т. 1, с. 54–68, т. 2, с. 730–50); История философии, т. 1–2, М., 1957 (т. 1, с. 249–53, т. 2, с. 413–15); Тр. объединенной научной сессии АН СССР и АН Закавказских республик по общественным наукам (29 марта – 2 апреля 1954 г.). Стенографический отчет, Баку, 1957. А. Маковельский. Баку.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.