БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ.
До 16 в. белорус. обществ. мысль находила свое выражение гл. обр. в устном нар. творчестве, летописях, поучениях ("Слова и поучения св. Кирилла Туровского", "Летопись Авраамки", "Летописец Литвы и хроника русская", "Сказание о Мамаевом побоище" – белорус. вариант, и др.). К 16 в. в основном закончился процесс образования белорус. народности, происходивший в условиях острой борьбы с реакц. силами феод. Литвы и Польши. В это время Белоруссия выдвигает ряд мыслителей и обществ. деятелей. Наиболее крупным из них в нач. 16 в. был Скорина – первопечатник и талантливый ученый. Провозглашенные им идеи гуманизма и просветительства нашли дальнейшее развитие в творчестве Будного и Тяпинского (2-я пол. 16 в.), к-рые примкнули к радикальному течению в протестантизме – антитринитарству (см. Антитринитарии). Они разоблачали реакц. роль католич. духовенства и Ватикана, критиковали осн. догматы христианской церкви и библейские тексты. Свободолюбивые идеи распространяли также др. антитринитарии – Петр из Гонендза, Чеховиц, Ян Лицинис, Доманевский и др., а также бежавшие в Белоруссию от преследований церковников рус. вольнодумцы Артемий, Феодосий Косой и др. Учение Косого с его протестом против феод. строя и освящавшей его церкви, с требованием равенства было своеобразным выражением идеологии крестьянства и поэтому имело особенный успех среди "людей простых нравом" (3иновiй, Истины показание..., 1863). Со 2-й пол. 16 в. в Белоруссии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, усиливается наступление католицизма, имевшего целью закабалить белорус. народ не только политически, но и идеологически, задушить в нем мысль о нац. независимости, разорвать его вековые связи с братским рус. народом. Следствием этого явилось усиление идеологич. борьбы, в к-рой важное место принадлежало братствам – нац.-религ. и политич. организациям 15–17 вв. Типографии братств издали значит. количество полемич. сочинений, направленных на разоблачение папства и "учеников римского костела". Наряду с религ. темами эти сочинения обсуждали также филос. и политич. вопросы. Особую известность имели полемисты Филалет, Зизаний, Смотрицкий, Филиппович. Важную роль в борьбе против церк. мракобесия в Белоруссии в 17 в. сыграл поборник просвещения народа и воссоединения Белоруссии с Россией Полоцкий, имевший многих учеников и последователей. Его мировоззрение имело религ. окраску. Вместе с тем он развивал идеи Скорины о естеств. праве, выступал против теории врожденных идей, отстаивая точку зрения сенсуализма. В силу господства церк. идеологии и ожесточ. внутрирелиг. борьбы (между католицизмом, православием и протестантизмом) у белорус. мыслителей этого периода преобладает интерес к теологич. проблемам. Однако общее развитие белорус. мысли идет по линии раскрепощения умов от религ.-церк. пут. Зарождаются гуманистич. и рационалистич. идеи, пробивают себе дорогу в борьбе с господствующей религией и идеализмом материалистич. и атеистич. тенденции. Нек-рые офиц. документы (трибуналов, сеймов и т.п.) и отд. работы против материалистов, написанные гл. обр. иезуитами, дают основание утверждать, что в Белоруссии уже в период средневековья шла острая борьба по коренному филос. вопросу. Материалистич. и атеистич. идеи, как отмечали современники, "глубоко укоренились не в одном уме". Существовали целые "секты", к-рые публично отвергали бога (см. A. Ch. ZaIuski, Mowy sejmowe..., Kalisz, 1718, с. 1). Отрицание творца и признание материи в качестве источника развития характерно для Бекеша, Доманевского, Лована. Лован (из Мозыря) учил, что "бога на небе и души в человеку, рая и пекла нет... и что кольвек есть на свете, то все само през себе... сталосе" (Бодянский О., О поисках моих в познаньской публичной библиотеке, М., 1846, с. 12). В 17 в. материалистич. идеи Лована были развиты Лыщинским (из Бреста), к-рый утверждал, что "не бог является создателем человека, а человек является создателем бога, потому что выдумал себе бога из ничего" ("Historische und ausl?hrliche Relation...", см.: Nоwakowski F. K., Zr?dla do dziej?w Polski, т. 2, В., 1841, S. 125). Лыщинский дошел до полного отрицания церк. учреждений, гос. властей, до признания всеобщего равенства людей. Для борьбы с "безбожниками" была учреждена "священная инквизиция". Наводнившие страну иезуиты прибрали к своим рукам образование и воспитание молодежи. Вплоть до 19 в. в иезуитских, доминиканских, базильянских школах философия преподавалась по схоластизиров. Аристотелю, Фоме Аквинскому, Дунсу Скоту. Дань схоластике в той или иной степени отдали мн. мыслители, в их числе Кмициц, Карский, Конисский и др. Однако с каждым десятилетием религ. идеология вынуждена была делать уступку за уступкой светскому образу мышления. Родом из Белоруссии (из Несвижа) был крупный философ-идеалист Маймон, с 80-х гг. 18 в. живший в Германии. Он одним из первых подметил дуализм философии Канта и с позиций идеализма критиковал кантовскую "вещь в себе". В нач. 19 в. против субъективного идеализма и скептицизма выступил Довгирд, стоявший на позициях дуализма. Воссоединение Белоруссии с Россией (конец 18 в.) ускорило разложение феодализма и рост капиталистич. отношений; усилилась освободит. борьба трудящихся масс Белоруссии. В устном нар. творчестве, анонимной лит-ре, публицистике центр. место заняли крест. тематика, нац.-освободит. идеи. Под влиянием рус. революц.-демократич. мысли Калиновский, Богушевич, Гуринович и др. пропагандировали идею восстания против царизма и установления демократич. республики, в к-рой не будет места сословному и имуществ. неравенству. Наряду с этим большое место по-прежнему занимали вопросы материализма и атеизма, критика церкви и духовенства. В 70–80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли революц. народнич. организации. Народники Минска (ок. 200 чел.) издали в своей типографии неск. номеров "Черного передела" и газ. "Зерно". Видными деятелями белорус. революц. народничества были Гриневецкий, Езерчик, Богданович, Судиловский, Ивановская, Исайев, Лукашевич и др. Белорус. народники издавали журн. "Гомон" (вышло два номера, 1884). Считая себя социалистами, гомоиовцы выдвигали в качестве "главной цели" "экономическое улучшение страны на началах научного социализма" ("Гомон", No 2). Достижение этой цели они считали возможным путем революц. свержения царизма и установления демократич. республики. При этом гомоновцы считали либеральную буржуазию "еще более опасным врагом", чем царизм. Выступая с критикой лицемерного характера "бурж. свобод", "Гомон" писал: "Без изменения экономических отношений свобода есть жестокая ирония над трудящимися классами, ирония еще более жестокая и нахальная, чем "отеческая заботливость" царского самодурства" (No 1). Журнал выступал за союз равноправных народов России, выдвигал "принцип областной самостоятельности" как основы "для будущего свободного федерально-политического строя" России; этот строй "должен занять место современного абсолютизма". Гомоновцы высоко отзывались о деятельности рус. революционеров-демократов и считали себя продолжателями революц. традиций народовольцев. Вместе с тем они положительно относились к идее создания марксистских орг-ций, приветствовали образование за границей группы "Освобождение труда". Благодаря их деятельности, изданные группой "Освобождение труда" произведения науч. социализма стали известными рабочим и интеллигенции Белоруссии. Однако, будучи выразителями интересов мелких производителей, гомоновцы не смогли подняться до правильного понимания обществ. развития. В 80-х гг. 19 в. в Белоруссии возникли первые рабочие и марксистские орг-ции. С 90-х гг. в среду белорус. рабочих проникают работы Ленина. Ленинские идеи распространялись не только общероссийскими большевистскими органами, но и издававшимися в Белоруссии газ. "Северо-Западный край" (1902–05) и "Звязда" (с июля 1917). В 1902 образовалась "Белорусская социалистическая громада" (БСГ), к-рую Ленин относил к "мелкобуржуазным национальным партиям левонароднического направления" (Соч., 4 изд., т. 20, с. 84). Часть руководства БСГ группировалась вокруг газеты "Наша нiва" (1906–15). Благодаря победе Окт. революции 1917 Белоруссия впервые в истории обрела свою социалистич. государственность. Были созданы необходимые условия для развития нац. культуры и торжества марксистского мировоззрения. В 20–30-х гг. были изданы на белорус. языке важнейшие работы Маркса и Энгельса, 12-томное собр. соч. В. И. Ленина, нек-рые произведения Плеханова. В открывшемся в 1921 в Белоруссии Гос. ун-те была создана кафедра диалектич. материализма. В 1924 начала работу кафедра историч. материализма в Коммунистич. ун-те, было создано Об-во историков-марксистов БССР (1927). В 1922 в Минске вышел первый учебник по марксистской философии С. Вольфсона, выдержавший 7 изд. В 20-х гг. вышли также кн. "Что такое марксизм" (1925), "Марксизм и социология" (1926) С. Каценбогена, и др., издан ряд работ, посвященных разработке марксистской теории Лениным. В 1931 был создан Ин-т философии АН БССР. В 30-х гг. вышли монографии "Семья и брак в их историческом развитии" (1937) и "Современная религиозность" ("Сучасная рэлiгiнасць", 1930) С. Вольфсона, статьи "К. Маркс i нацыянальнае пытаньне" И. Ильюшина, "Фальсыфiкацыя марксызму сучасным соцыял-фашызмам" Р. Выдры, и др. В послевоен. годы восстановлен (1947) Ин-т философии и права АН БССР, создана кафедра истории философии в Белорус, ун-те (1947), организованы кафедра философии при АН БССР, кафедры диалектич. и историч. материализма в Политехнич., Мед. ин-тах и др. вузах. Значительно выросли филос. кадры республики, расширился круг исследований. На белорус. языке изданы сочинения Ленина, Сталина, отд. произведения Маркса, Энгельса, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др. Среди филос. работ – "Вопросы исторического материализма в трудах Ленина и Сталина 1921–1923 гг." (1953) К. Буслова, "Борьба В. И. Ленина против субъективной социологии либерального народничества" (1954) Н. Халипова, "О материалистических воззрениях в отечественной физике (II половина XIX и начало XX вв.)" (1957) А. Карлюка, "Значение учения И. П. Павлова для естественно-научного обоснования диалектического материализма" В. Ковалгина (В. М. Кавалгiн, Вучэнне I. П. Паўлава – выдатны ўклад у прыродазнаўча – навуковую аснову дыялектычнага матэрыялiзма, 1953), "Проблема ощущений и рефлекторная теория" (Сб. ст., 1959), "Очерки по истории обществ.-политич. и философской мысли в Белоруссии второй половины XIX века" И. Лущицкого (I. Н. Лушчыцкi, Нарысы па гicтopыi грамадска – палiтычнай i фiласофскай думкi ў` Беларусi ў другой палавiне XIX веку, 1958), "Скорина, его деятельность и мировоззрение" Н. Алексютовича (Алексютовiч ?. ?., Скарына, яго дзейнасць i светапогляд, 1958), "Происхождение сознания и его особенности" (1959) П. Протасени, "Философские и социологические воззрения В. Г. Белинского" (1959) В. Степанова, "Мировоззрением. В. Ломоносова" (1959) Е. Азаренко, "Очерк истории социальных идей в древней Индии" Г. Александрова, и др. В последние годы вышли из печати коллективные работы "Вопросы марксистской философии в трудах В. И. Ленина" (1958), "Фармiраванне i развiцце Беларускай сацыялiстычнай нацыi (1958), сб. "Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии (1883–1917 гг.)" (1958), "Вопросы марксистско-ленинской философии" (1955), "О "Философских тетрадях" В. И. Ленина" (1959) и др. Усилия белорус. философов сосредоточены на разработке проблем коммунистич. строительства в СССР, ленинского этапа в философии марксизма, истории передовой филос. и обществ. мысли в Белоруссии. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1–2, М., 1955–56 (т. 1, гл. 8. т. 2, гл. 29); История философии, т. 2, М., 1957, с. 404–406; т. 4, М., 1959, с. 237–243; Буслов К. П., Развитие марксистской философской науки в БССР за 40 лет, "Вопр. философии", 1958, No 1; Дабрынiн М. К., Беларуская лiтература. Старажытны перыяд, Мiнск, 1952; Tatarkiewicz W., Materialy do dziej?w nauczania filozofii na Litwie, [Krak?w], 1923. H. Алексютович. Минск.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.