ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВЕННЫЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВЕННЫЙ
движение общества по пути реализации определенных ценностей, в основе которых лежит идея развития техники, производительных сил, форм социальной организации, каждого отдельного человека.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
поступательное развитие и движение общества, характеризующее переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие общественного прогресса применяется не только к системе в целом, но и к отдельным ее элементам. В философии идея общественного (социального) прогресса возникла по аналогии с идеей развития природы. В истории человечества идея прогресса оформилась в XVII в., что было связано с развитием науки я техники, сопровождающимся признанием законодательной: власти разума. Однако общественный прогресс рассматривался и оценивался по-разному. Одни мыслители признавали общественный прогресс, усматривая его критерия в росте науки и разума (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон), укоренения в обществе идеалов истины и справедливости (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров); другие отрицали идею прогресса, считая ее ложной (Ф. Ницше, С.Л. Франк).

Источник: Тематический философский словарь

ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВЕННЫЙ (СОЦИАЛЬНЫЙ)
основополагающая категория социальной философии, характеризующая совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от самых примитивных форм общежития к более высоким. Согласно наиболее распространенным современным концепциям общественного прогресса, в его основе лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации, ибо от этого в конечном счете зависит развитие всех остальных компонентов общественного организма, в том числе каждого отдельного человека. Общественный прогресс служит комплексным, интегративным показателем главного направления развития экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества, хотя в какой-то из них могут наблюдаться движение вперед или же явления застоя, даже упадка, регресса. Общественный прогресс вместе с тем – это и движение общества по пути реализации определенных идеалов, позитивных духовных ценностей, и такая соотнесенность его с ценностями отличает прогресс от развития общества как просто необратимого изменения.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Общественный прогресс
поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим. О.п. проявляется в росте материальных возможностей общества, гуманизации общественных отношений, совершенствовании человека. Идея О.п. была высказана впервые в XVIII веке Ж. Кондорсэ, А. Тюрго и получила широкое распространение в европейской общественной мысли ХIХ века в условиях бурного развития капитализма. Прогрессистский характер присущ концепциям общества Гегеля и Маркса. Критерии общественного прогресса характеризуют поступательные процессы в основных сферах общества: экономической, политической, социальной и духовной. К экономическим критериям О.п. относятся уровень развития производительных сил общества и степень соответствия производственных отношений потребностям развития производительных сил. Политическими критериями О.п. являются степень вовлеченности народных масс в исторические преобразования, степень участия масс в политической жизни и управлении обществом, степень освобождения народных масс от эксплуатации и социального неравенства, степень политической защищенности основных прав человека. Социальным критерием О.П. является качество жизни людей, которое характеризуется достигнутым уровнем материальной обеспеченности, доступностью здравоохранения и образования, экологической безопасностью, социальной защищенностью, степенью занятости активного населения, уровнем социальной справедливости и гуманности общества. Духовными критериями О.П. являются уровень образования и культуры народных масс и степень всесторонности и гармоничности развития личности. Следует отметить, что среди известных философов имеются не только сторонники, но и немало критиков идеи прогресса: Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер и др.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
Слово «прогресс» - латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Вопрос об общественном прогрессе является одним из центральных в социальной философии. Он тесно связан с такими основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем, государств, классов, партий. Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были А. Р. Ж. Тюрго и Ж. А. Кондорсэ, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой. К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного, развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа. Исходя из такого понимания прогресса решается вопрос об его критериях. Это прежде всего уровень развитая производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности. Наряду с концепциями общественного прогресса есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» - Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф. Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
342.47 кб

Толерантное сознание как составляющая общественного прогресса

Умарова Зара Ясуевна
В статье рассматривается проблема толерантного сознания на современном этапе общественного развития.
Читать PDF
166.78 кб

Социокультурная динамика и проблема критерия общественного прогресса

Емельянов Сергей Алексеевич
Читать PDF
295.19 кб

Теория прогресса в общественно-политической мысли России второй половины XIX в

Петренко Александр Николаевич
Рассматриваются воззрения русских мыслителей конца XIX начала XX в. относительно понятия социального прогресса. Приводится краткий анализ взглядов сторонников субъективного подхода в социологии: Н.К. Михайловского и П.Л.
Читать PDF
139.58 кб

Идеи прогресса России в работе Г. В. Плеханова «История русской общественной мысли»

Цапиева Ольга Константиновна
Читать PDF
232.96 кб

Личность как доминирующий фактор общественного прогресса в концепции Н. В. Шелгунова

Никулина Наталья Николаевна
В статье подчеркивается серьезный вклад русского философа-публициста Н.В.
Читать PDF
297.26 кб

ДЕСТРУКТИВНЫЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Антюшин Сергей Сергеевич
В статье рассматривается проблема деструктивного по отношению к обществу сознания. Субъекты общественных отношений, обладающие таким сознанием, зачастую не преследуют интересов своей социальной системы, своей страны.