ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННЫЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
представление о наиболее совершенном общественном строе.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННЫЙ
представление о наиболее совершенном общественном строе. Само понятие "И." получило распространение в рус. философии кон. XVIII - нач. XIX в. под влиянием нем. Просвещения (в первую очередь Ф. Шиллера) и трактовалось в широком смысле как представление о высшем совершенстве к.-л. явления или мира в целом. Что касается взглядов, связанных с поиском совершенного общественного устройства как такой формы общежития, к-рая бы в наибольшей степени способствовала развитию и процветанию страны, то они формировались и изменялись на протяжении всей истории отечественной мысли в зависимости от особенностей интерпретации хода и смысла исторического процесса. Первоначальные представления об И. о. были тесно связаны с задачей формирования рус. государственности, складывание к-рой происходило под влиянием Византии. Теократический И. о. Византии - союз государственной (монархической) и церковной (патриаршей) власти, в к-ром монарх подчиняется религиозной идее, а его верховная власть освящается церковью, - был воспринят и на Руси. Первоначальным церковным главой древнерус. государства был митрополит, присылавшийся из Константинополя, что создало условия для заимствования византийских церковно-политических концепций. Первые оригинальные идеи в Киеве возникли вне круга митрополита-грека и исходили от придворного княжеского священника Илариона, ставшего в сер. XI в. первым митрополитом из русских. В своем "Слове о законе и благодати" он утверждал И. о. единого, сильного православного государства, политически независимого от Византии. После захвата Константинополя турками начинает формироваться представление о Руси как о подлинном центре вост.-христианских стран, что нашло выражение в сформулированной Филофеем религиозно-политической доктрине "Москва - третий Рим". В дальнейшем официально-ортодоксальная линия в понимании И. о. претерпела изменения, связанные с процессом обмирщения общественной жизни. Наиболее сильный толчок ему был дан в Петровскую эпоху благодаря распространению просветительских теорий "естественного права" и "общественного договора". Государство приобретает статус высшей политической и моральной ценности, и высшими добродетелями становятся добродетели гражданские. Идея "Святой Руси" заменяется И. о. "Великой России". Победа России в Отечественной войне 1812 г., рост ее могущества способствовали подъему национального самосознания. На этом этапе наиболее емким выражением И. о. стала доктрина "православие, самодержавие, народность", в к-рой принцип "православия" означал требование от каждого русского быть православным христианином в высшем значении этого слова, а для иноверцев был ограничен усвоением совокупности общих нравственных и гражданских норм, вытекающих из православия и не противоречащих никакой др. религии; принцип "народности" подчеркивал коренную роль рус. народа в жизни страны без ущемления др. народностей; "самодержавие" трактовалось как проверенная историческим опытом политическая форма, при к-рой были созданы материальные условия для развития народа и его своеобразного духовного облика. В условиях нарастания нестабильности в Европе и России происходил постепенный перенос центра тяжести на идею "самодержавия", формирование доктрины охранительно-государственнического консерватизма. Наиболее ярким ее выразителем стал проф. права, обер-прокурор Синода Победоносцев. Политические и религиозные идеалы Победоносцева получили поддержку ряда рус. писателей, философов, публицистов (Достоевский, К. Н. Леонтьев, Катков, Розанов и др.). Иная неофициальная линия в интерпретации И. о. нашла свое проявление в произв. идеологов рус. либеральной интеллигенции. Крайние представители западничества заявляли, что у России не может быть иного И. о., кроме европейского, и предлагали установить буржуазно-парламентарный или конституционный порядок (Анненков, Боткин и др.). Славянофилы для обоснования своего И. о. апеллировали к богословским и историко-философским доказательствам. Он связывался с началом "соборности", "свободной общности", характеризующей жизнь вост. церкви и общественные отношения, сложившиеся в рус. поземельной общине и связанные с началами самоуправления. Исторический И. о. славянофилов помещался в допетровскую Русь, являвшую единство народа и царя, "земщины" и "власти". В кон. XIX - нач. XX в. рус. религиозная философия в лице В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Флоренского, Булгакова и др. провозгласила идеал "свободной теократии", т. е. такого общественного устройства, где церковь признавалась высшим началом общественной жизни. "Духовное общество, или Церковь, - писал Соловьев, - в свободном внутреннем союзе с обществами политическими и экономическими образует один цельный организм - свободную теократию..." Единство светской власти и церкви он и его последователи считали залогом того, что на земле возникнет истинная социальная справедливость, чуждая языческому государству. Тогда каждая составная часть великого целого - нация, об-во, индивид - будет обладать внутренней ценностью, не позволяющей обращать их в простое средство к достижению всеобщего благоденствия. Церковь, как таковая, призвана не вмешиваться в государственные и экономические дела, а задавать безусловную норму их деятельности. И. "свободной теократии" связывался также с выявлением как человечеством, так и отдельным народом своего одухотворенного "софийного" содержания (см. Софиология). Его реализация предполагала активную человеческую деятельность, способствующую восхождению об-ва "от зверочеловечества к Богочеловечеству". Именно на этом пути, по мнению представителей данного философского течения, лежала долгожданная эпоха "нового средневековья" (Бердяев), ценная обретением единого духовного центра и универсального сакрального мироощущения, утраченного человечеством в новое время. Эта эпоха и породит такой И., в рамках к-рого будет преодолена дилемма аскетизма и гедонизма и осуществится искомый позитивный синтез Востока и Запада (Булгаков). Оригинальные решения проблемы И. о. были предложены также представителями рус. космизма (Федоров, Циолковский, В. И. Вернадский, Чижевский и др.), философами права (И. А. Ильин, Новгородцев), а также такими самобытными мыслителями, как Федотов и др. Поскольку освободительная тенденция, порожденная деспотическими крайностями самодержавия, была постоянной спутницей общественной жизни России, то значительное место в понимании И. о. занимают представления радикальной интеллигенции (Радищев, декабристы, Герцен, Чернышевский). Эту же тенденцию развивали рус. народники - Лавров, Михайловский, М. А. Бакунин, Ткачев и др. Радикально-демократическая линия, начавшаяся с резкого осуждения самодержавия и прославления "великого примера" англ. и амер. революций (Радищев), привела в конечном счете к социалистическому пониманию задач, стоявших перед Россией. Отправной точкой для такого вывода служил не только западноевропейский революционный опыт, но и особенности экономического бытия России, наличие в ней поземельной общины (Герцен). В отличие от Герцена, разочаровавшегося в конце жизни в революционных средствах переустройства об-ва ("К старому товарищу"), Чернышевский соединял свой социалистический идеал с более радикальными методами решения назревших социальных проблем: ликвидацией наемного труда, помещичьей собственности на землю без всякого выкупа, развитием коллективного владения и промышленности. Бакунин связывал путь человечества к "царству свободы" с радикальным исключением из жизни народа принципа власти. Вместо него должна появиться "свободная федерация" земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций (идея затем была развита Кропоткиным). Лавров свой И. о. в. первую очередь соединял с "требованием солидарности всего человечества". Исходным пунктом исторического развития и высшим мерилом общественного прогресса, с его т. зр., является личность ("неделимое"), поэтому социалистический строй основан на гармонии личного и общественного начал в государстве и истории. Михайловскому принадлежала идея активного воздействия И. о. на действительность в целях изменения общественного развития в избранном передовой интеллигенцией направлении. При этом он делал акцент на рассмотрение истории с т. зр. "нравственного, справедливого, должного". По его мнению, об-ва, подавляющие личность, сводящие ее к роли простого винтика, нежизнеспособны. Его теория о массовых народных движениях как бессознательных и подражательных и признание им решающего значения в историческом процессе идеалов и "субъективно-телеологической" деятельности человека вызвали критику со стороны рус. марксистов (Плеханов, Ленин). И. о. в России на протяжении всей ее истории был чужд национальной замкнутости и связанного с ней этноцентризма. Напротив, выросший на православных идеях "соборности" и "софийности", этот И. в своем народном выражении призывал к подчинению узкого эгоизма, как личного, так и национального, задачам духовного возрождения. Но и в светской своей форме И. о. включал в себя идею универсализма и все-человечности.

Источник: Русская философия: словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
386.86 кб

Право как общественный идеал

Мельникова Татьяна Витальевна
Статья посвящена анализу права как общественного идеала.
Читать PDF
431.45 кб

Идеалы как фактор общественной жизни

Вальдман И.А., Донских О.А., Ивонин Ю.П., Исаков С.П., Макарова Н.И., Муратов П.Д., Наумова Е.Н., Немцев М.Ю., Сидорова Т.А., Фигуровская В.М., Чубыкина Н.Л., Штуден Л.Л., Антипов Г.А., Корнев В.В., Кузин В.И., Чешев В.В., Зассин В.
Обсуждался круг проблем, касающихся представлений об общественном идеале, роли этих представлений в жизни и развитии общества как в историческом, так и в современном контексте.
Читать PDF
285.11 кб

Религиозно-общественный идеал новоградства

Гачева А. Г.
Читать PDF
74.19 кб

Евразийская концепция общественного идеала

Замараева Елена Ивановна
Рассматривается проблема общественного идеала в доктрине евразийства, одного из философских и общественно-политических движений первой волны русской эмиграции.
Читать PDF
143.84 кб

Некоторые размышления об общественном идеале

Летенко Александр Викторович
Читать PDF
229.49 кб

Общественные идеалы в духовной жизни общества

Скоробогатько Александр Владимирович
Статья посвящена теоретико-методологическим проблемам исследования общественного идеала в русской политической философии. Особое внимание уделяется авторам определению предметной области исследования.
Читать PDF
103.20 кб

Общественный идеал в России и его основные черты

Амелина Елена Михайловна
Прослеживается эволюция общественного идеала в России с ХI в. по ХХ в.
Читать PDF
146.35 кб

Учение Н. К. Михайловского об общественном идеале

Масленников Виталий Александрович
В статье раскрывается сущность учения выдающегося русского социолога Н. К. Михайловского об общественном идеале. Отмечается значение этой концепции в контексте модернизации современного российского общества.
Читать PDF
296.74 кб

Музыка барокко: эстетические и общественные идеалы

Кузнецова Ирина Сергеевна
Анализируется эволюция эстетических идеалов барокко как отражение изменений, произошедших в общественном сознании, формулируются содержательные нормативы эстетического идеала музыки барокко и рассказывается об истории распростране
Читать PDF
467.09 кб

Общественный идеал в когнитивной структуре проекта

Горюнов Алексей Владимирович
В статье рассматривается вопрос о соотношении представлений о должном и представлений о сущем в когнитивной структуре проекта.
Читать PDF
98.92 кб

Михаил Бакунин и Петр кропоткин об общественном идеале

Амелина Елена Михайловна
Анализируются взгляды на общественный идеал представителей русского анархизма М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина.
Читать PDF
427.72 кб

Право и общественный идеал: философский аспект проблемы

Пристенский Владимир Николаевич
В статье проведен сравнительный анализ правовых взглядов ряда крупных представителей социально-философской мысли, показана их обусловленность антропологическими воззрениями, той или иной концепцией личности.
Читать PDF
329.25 кб

Социальный идеал как средство общественной коммуникации

Миронов Андрей Владимирович
Раскрывается взаимосвязь духовных ценностей и общественно значимой деятельности человека. В системе теории общественных отношений существуют понятия, которые служат индикатором жизнедеятельности социума.
Читать PDF
137.69 кб

В. С. Соловьев об общественном идеале Ф. М. Достоевского

Давыдов Вячеслав Михайлович, Дубовицкая Наталья Семеновна
Авторы статьи показывают, как понимал общественный идеал Ф.М. Достоевского великий русский философ В.С. Соловьев. Через анализ произведений Ф.М. Достоевского В.С.
Читать PDF
91.33 кб

К вопросу об общественном идеале в русской философии права

Ролдугина Ольга Юрьевна
Рассматриваются основные аспекты концепций общественного идеала представителей русской философии естественного права первой половины ХХ века в контексте происходящих в современной России демократических и либеральных преобразовани

Похожие термины: