МО-ЦЗЫ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мо-цзы

468 (или 478, 480, 490 и др.) до н. э., царство Лу (или царство Сун) — 376 (или 403, 392 и др.) до н. э.] —древнекитайский мыслитель, политический деятель, основатель философской школы и организации моистов (мо (

Источник: Новая философская энциклопедия

Мо-цзы

жил ок. 480- 400 до Р. X.) - великий кит. ученый, специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция, превосходящий его по богатству и глубине мысли. Простоту и умеренность (воздержание) трактовал в христ. смысле, как всеобщую любовь ко всем людям без различий. Его учение содержит социалистические элементы, однако не в современном (коммунистическом) толковании.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Мо-цзы
ок. 470–390 до н.э.), китайский философ и глава моистской школы, классическая книга которой носит название Мо-цзы. Всемирная любовь является центральной концепции этой пацифистской доктрины, возникшей в период, который именуется в китайской истории эпохой Воюющих царств (403–221 до н.э.). Мэн-цзы, критиковавший его за забвение принципа подчинения сына отцу, в сущности, приравнивал патриархальные отношения к войне.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

МО-ЦЗЫ
(Мо Дн) (479 - 400 гг. до н. э.) - китайский философ и политический деятель, основатель школы моистов, просуществовавшей более двух столетий. Выражал интересы свободных тружеников против привилегий родовой аристократии, защищавшихся конфуцианством. Решительный противник учения Конфуция. Осуждал пристрастие Конфуция к старине и ритуалу, отвергал конфуцианский принцип «гуманности» (жэнь), основу которого составляли «почитание родителей», покорность старшим в роде и высшим в государстве. Высшим нравственным принципом считал «всеобщую любовь и взаимную выгоду», призывал к простоте и воздержанию в христианском смысле. Выступал против агрессивных войн. Страху перед предопределенностью «судьбы» Мо-цзы противопоставлял целенаправленные усилия человека.

Источник: Краткий философский словарь 2004

MO ЦЗЫ
(Mo Ti) (также Me Ди, Моцзы, Motius) — третий великий китайский философ, специалист в области социальной этики (ок. 48(—400 до н. э.). Наряду с Лао-цзы противник Конфуция, превосходящий его по богатству и глубине мысли, упрекавший его и его сторонников в неспособности к практической работе и пустой архаичности. Простоту и умеренность [воздержание] он трактовал как всеобщую любовь ко всем людям без различий, наподобие христианской этики. Его учение обнаруживает социалистические черты, однако не в современном (коммунистическом) толковании. Соч.: Schriften, 2 Bde., 1975 (на рус. яз.: Древнекитайская философия. T. 1, 1972).
А. Forke. M. Т. des Sozialethikers und seiner Schüler Werke, 1922; J. Witte. M. T., 1928; F. Geisser. Das Prinzip der allg. Menschenliebe im Reformprogramm von M. T. (Diss.). Zürich, 1947; A. Eckardt. China. Gesch. und Kultur, I—III, 1959.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МО-ЦЗЫ

основатель философской школы в Древн. Китае, к-рая имела многочисленных сторонников. М. был противником конфуцианства и считал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять принципы “всеобщей любви” (цзань-ай), в основе к-рых лежит “небесная воля”. Он призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими в об-ве положения. М. склонялся к мистицизму, однако в его учении содержатся и нек-рые материалистические элементы. Так, он утверждал, что наше знание возникает из непосредственного , изучения действительности. В дальнейшем на базе рациональных идей М. его последователи — “монеты” — создали наивно-материалистическую теорию познания, сыгравшую большую роль в развитии философской мысли Древн. Китая. Со 2 в. до н. э. школа М. перестала существовать как самостоятельное идейное течение.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МО-ЦЗЫ,
Mo Ди (ок. 480-438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), др.-кит. мыслитель, политич. деятель, основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (зап. часть совр. про». Шань-дун). Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь отговорить их от ведения захватнич. войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значит. число учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5-3 вв. до н. э. Учениками М.-ц. и их последователями был создан «М.-ц.» («Трактат учителя Мо»); текстологич. работа над ним была проделана известными учеными цинского времени Би Юанем (1729-97), Чжан Хуэйянем (1761-1802), Сунь Ижаном (1848- 1908), Лян Цичао (1873-1929) и др. Составленный
Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием») считается ныне лучшим. Вначале М. -ц. изучал конфуцианство, хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см. Тринадцатикнижие), однако затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал. Осн. идея философии М. -ц.- «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности этики. Ряд положений М. -ц. имеет «негативный» характер: он «против музыки» - ибо она отвлекает человека от производств. (и управленч.) деятельности; «против судьбы» - ибо жизнь человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» - поскольку они являются величайшим и жесточайшим преступлением. Признавая существование «духов и привидений», к-рые могут наказывать зло и вознаграждать добро, и «воли неба» как ориентира поведения людей, М.-ц. ввел религ. струю в свое учение.

Источник: Советский философский словарь

МО-ЦЗЫ
M o Д и) (479–381 до н.э.) – кит. философ и политич. деятель, создатель моизма – учения, направленного против конфуцианства. Осн. источником для изучения жизни и взглядов мыслителя служит философско-политич. трактат "Мо-цзы", излагающий учение как самого М.-ц., так и его последователей. М.-ц. происходил из средних слоев и выражал их идеологию. Вначале выступил гл. обр. с критикой доктрины о воспитании народа посредством музыки (юэ) и ритуала (ли) ("Мо-цзы", гл. Фэй жу, II). В дальнейшем подверг критике этико-политич. систему конфуцианства; в основе критики лежали разработанные М.-ц. принципы шансянь (уважение талантов), шантун (взаимоуважение), цзеюн (экономия), фэйгун (ненападение) и Цзяньай (всеобщая любовь). М.-ц. утверждал, что доступ к власти должен быть открыт для всех способных и талантливых людей, а не только для тех, кто имеет знатное происхождение (принципы шансянь и шантун), выступал против аристократич. роскоши и излишеств (принцип цзеюн), войн (принцип фэйгун): "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства" ("Мо-цзы", гл. Лу вэнь). Принцип всеобщей любви был основным в системе М.-ц. По его мнению, все социальные и политич. конфликты можно разрешить с помощью этого морально-этич. принципа. В принцип всеобщей любви М.-ц. вкладывал еще экономич. и политич. значение, т.к. подкреплял необходимость его осуществления идеей о "взаимной выгоде" (любя друг друга и помогая друг другу, люди могут избегать экономич. трудностей), а если правитель будет управлять страной, руководствуясь этим принципом, то никогда не будет политич. хаоса. Не видя в тогдашнем обществе социальной силы, способной побудить людей выполнять его принципы, М.-ц. прибегал к традиционному положению о "воле неба", утверждая, что небо наказывает тех, кто не проявляет любви к ближнему ("Мо-цзы", гл. Фа и). Выступая против конфуцианского определения "воли неба" как божества, предопределяющего судьбу человека, М.-ц. говорил, что если люди поверят в судьбу, они перестанут бороться за свое благосостояние (см. тамже, гл. Фэй мин). М.-ц. впервые в истории кит. философии выдвинул категории причины (гу) и рода (лэй), на основе материалистич. истолкования к-рых развилась теория познания и логики позднейших моистов. М.-ц. говорил, что истиной является: 1) то, что основывается на опыте прошлого (причем он требовал критич. его изучения: брать у древности только хорошее; 2) то, что соответствует пользе народа; 3) то, что является истиной в понимании народа (если народ говорит "да", это будет истина). Выступая против распространенной теории "врожденного знания", М.-ц. говорил, что знания человек получает только в процессе практич. деятельности, а те знания, к-рые человек получил и к-рым не находит применения, в жизни не являются истинными. Учение М.-ц. подвергалось непрерывным нападкам со стороны конфуцианцев. Лит.: Петров ?. ?., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.–Л., 1940; Ян Хин-шун, Теория познания моистов, "Вопр. философии", 1956, No 1; Ян Юнго, История древнекитайской идеологии, М., 1957, с. 91–172, 339–75; История философии, т. 1, М., 1957, с. 62–63; Александров Г. ?., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МО-ЦЗЫ
Филос. трактат 5 - 3 вв. до н.э., излагающий учение школы мо цзя. Назван по фамилии основоположника этой школы Мо Ди (5 - нач. 4 в. до н.э.). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.). Бань Гу упоминается кн. "М.-ц." из 71 пяня (главы). Согласно источникам эпохи Суй (6 - нач. 7 в.), трактат состоял из 15 цзюаней ("свитков"), эпохи Сун (10-13 вв.) -61 пяня, "Сы ку цюань шу цзун му" (18 в.) -53 пяней. Нумерация и порядок глав "М.-ц." определены в кон. 1 в. до н.э. Лю Сяном. В 15 в. трактат включен в "Дао изан". Первые три главы - "Цинь ши" ("Приближение служилых"), "Сю шэнь" ("О самовоспитании"), "Со жань" ("Влияние примера") приписываются Мо Ди, но являются позднейшей подделкой. Главы "Шан сянь" ("Почитание мудрости"), "Шан тун" ("Почитание единства"), "Цзянь ай" ("Всеобщая любовь"), "Фэй гун" ("Против нападений"), "Цзе юн" ("За экономию в расходах"), "Цзе сан" ("За экономию при захоронениях"), "Тянь чжи" ("Воля Неба"), "Мин гуй" ("Духовидение"), "Фэй юэ" ("Против музыки"), "Фэй мин" ("Против судьбы"), "Фэй жу" ("Против конфуцианцев") излагают основы учения Мо-цзы и ранних моистов. Их дополняют главы "Фа и" ("Подражание образцу"), "Ци хуань" ("Семь бед"), "Цы го" ("Осуждение крайностей"), "Сань бянь" ("Три доказательства"). Деятельность Мо Ди и его учеников описывается в главах "Гэнь Чжу", "Гуй и" ("Ценить справедливость"), "Гун Мэн", *"Лу вэнь" ("Вопросы луского правителя"), "Гун Шу". Шесть глав - "Цзин шан" ("Канон, часть первая"), "Цзин ся" ("Канон, часть вторая"), "Цзин шо шан" ("Пояснения к первой части Канона"), "Цзин шо ся" ("Пояснения ко второй части Канона"), "Да цюй" ("Большой выбор"), "Сяо цюй" ("Малый выбор") - объединены названием "Мо цзин" ("Моистский канон"), или "Мо бянь" ("Моисты-спорщики"); в раннем средневековье название "Мо бянь" относили только к первым четырем из перечисленных глав. "Канон" излагает взгляды поздних моистов, главным образом по проблемам познания и логики, затрагивая также области математики, оптики, механики, психологии и экономики. 11 следующих глав, начиная с "Бэй чэн мэнь" ("Подготовка к обороне городских ворот"), посвящены искусству фортификации и обороны крепостей. Известно, что "Мо бянь" еще в кон. 3 - нач. 4 в. комментировал Лу Шэн. Интерес к комментированию "М.-ц." возрос в 17-18 вв., ведущие комментарии того периода принадлежат Би Юаню и Ван Чжуну. В кон. 19 в. Сунь Ижан, обобщив предыдущие коммент. труды, написал "М.-ц. цзянь гу" ("Доступное толкование М.-ц."), к-рое сделало текст книги доступным для науч. исследования. Текстологич. проблемами и атрибутированием глав "М.-ц." занимались видные кит. ученые: Лян Цичао, Ху Ши, Чжань Цзяньфэн, Тань Цзефу, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Ло Гэньцзэ, Фэн Юлань, Ду Госян, Хоу Вайлу, Го Можо, Жэнь Цзиюй, Ян Юнго, Ху Цюйюань и др. См. также ст. Мо Ди, Мо цзя. *ЧЦЦЧ. Т. 4. Шанхай, 1957; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Титаренко М.Л. Кн. "М.-ц." как литературно-художеств. памятник // Лит-pa древнего Китая. М., 1969; Его же. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985; Древнекит. философия. Т. 2. М., 1972. С. 66 - 98; Из кн. "М.-ц." // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. М.Л. Титаренко

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Мо-цзы

468 (или 478, 480, 490 и др.) до н.э., гос-во Лу (или гос-во Сун),- 376 (или 403, 392 и др.) до н.э. Мыслитель, политич. деятель, основатель филос. школы и орг-ции моистов (мо изя). Разработал оригинальное филос. учение, во многом противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) высказывается предположение, что М.Д. был сановником (дафу) в гос-ве Сун. Сведения о жизни и творчестве содержатся также в "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) Бань Гу и трактате "Мо-цзы", часть к-рого могла быть написана самим М.Д., а также в "Сюнь-цзы", "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Хань Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.). Вел подвижническую жизнь, проповедуя свое учение, побывал в гос-вах Лу, Ци, Сун, Чжэн, Чу, Юэ и др. Имел сотни учеников, славился ораторским искусством, проявил себя тонким дипломатом, был сведущ в строительстве оборонительных сооружений и защите городских стен. Взгляды самого М.Д. изложены предположительно в десяти главах трактата "Мо-цзы" от гл. "Шан сянь" ("Почитание премудрости") до гл. "Фэй мин" ("Против предопределения"), а также в дополняющих их главах "Фа и" ("Подражание образцу"), "Ци хуань" ("Семь бед"), "Цы то" ("Осуждение крайностей") и "Сань бянь" ("Три доказательства"). Социально-этич. учение М.Д. и его ранних последователей носит остро критич. характер по отношению к существовавшему социальному порядку. Философ осуждал жестокость правителей, их расточительство с позиций своей этич. системы, основой к-рой был принцип "всеобщей любви и взаимной выгоды" (цзянь сян ай, цзяо сян ли), подразумевавший соизмерение своих действий с "пользой для Поднебесной" и отказ от того, что могло бы нанести ущерб благосостоянию народа. Выдвинутые им принципы "за экономию в расходах", "за экономию при захоронениях" и "против музыки" нацелены в равной степени против господствующей знати, непроизводительно расходующей огромные средства, полученные за счет поборов с тружеников, и против конфуцианства, ритуализм к-рого потакает тяге знати к роскоши и утонченным церемониям с исполнением ритуальной музыки. В результате гос. дела и хоз-во приходят в упадок, народ нищает. Протест против патриархальной системы формирования ин-тов власти, когда гос. посты раздавались на основе родственной близости правящему дому, выражен М.Д. в тезисе "почитание талантов" (шан сянь). "Мудрые люди" должны выдвигаться на высокие посты независимо от их происхождения - т.о. станет возможным осуществление принципа "справедливости" (и [1]) в управлении страной, к-рому следовали образцовые правители прошлого. Тем самым М.Д. отвергал притязания родовой аристократии на безраздельное господство. В гл. "Шан тун" ("Почитание единства") он предлагает концепцию происхождения гос. власти, перекликающуюся с идеями Эпикура и Лукреция: хаос в человеч. об-ве прекратился с избранием на трон самого мудрого и достойного - Сына Неба, создавшего "единый образец справедливости в Поднебесной". Таким же образом были выбраны и его помощники - гуны, правители уделов - чжухоу, старосты деревень. Образцом "справедливого" правления для М.Д. являются *древние полумифич. правители Яо, Шунь, Юй, Тан, Вэнь и У, осуществившие единство гос. власти и обществ, справедливости. Критерием должного социального порядка он считал такое положение, когда каждый занимается тем делом, к-рое соответствует его способностям. Разделение обязанностей в об-ве М.Д. рассматривал как причину существования сословий: правителей (ванов), сановников (гунов, дафу), ремесленников, земледельцев, торговцев и т.д. В отличие от Платона, у к-рого разделение труда тоже является осн. принципом строения гос-ва, М.Д. уравнивал по значению деятельность управляющих и труд простолюдинов. Он поставил также вопрос о социальной мобильности по вертикали, утверждая, что "сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными". Такое равенство политич. возможностей свободных членов об-ва М.Д. считал предпосылкой "почитания единства" как духовного единения высшей власти и народа в следовании "справедливости". Особенностью политич. учения М.Д. является отрицание им агрессивных войн как аморальных и в принципе бесполезных, губящих материальные и людские ресурсы во имя выгоды лишь горстки людей. В то же время мыслитель твердо стоял за то, чтобы "оборона страны была надежной"; сам со своими учениками приходил на помощь гос-вам, подвергшимся агрессии. Подчеркнуто антиконфуцианский характер имели высказывания М.Д. о традиции и "предопределении" (мин [1]). Критикуя конф. буквализм в следовании традиции, философ указывал, что "древние принципы в свое время тоже были новыми, а те древние люди, к-рые им следовали, не являлись совершенномудрыми (шэн [1])". В противоположность утверждению Конфуция о том, что признание судьбы - "предопределения" является одним из признаков "благородного мужа" (цзюнь цзы), М.Д. утверждал, что "почитать предопределение не имеет смысла". Те, кто утверждает веру в "предопределение", - "разрушители справедливости", ибо лишают смысла творческую активность и труд человека. Вместе с тем очевидно теистич. значение имеет у М.Д. понятие "Небо" (тянь): оно все видит и слышит, обладает чувствами и желаниями, является высшим критерием справедливости и добра - "образцом" (фа [1]). "Воля Неба" (тянь чжи) у М.Д.- критерий разграничения добра и зла, уподобленный им инструментам ремесленника - циркулю или угломеру. На деле он сам формулирует "принципы", соответствующие, по его мнению, "воле Неба". В форму небесного волеизъявления М.Д. облек и идею укрепления высшей власти Сына Неба, упорядочения ее инструментария. В развитие тезиса о "воле Неба" М.Д. выдвинул положение о "духовидении" (мин гуй) как связующем звене между людьми и Небом. "Духовидение" предполагает различение "небесных" духов, духов и демонов рек, гор, земли и духов предков, поклонение им и осознание того, что за добрые дела люди вознаграждаются духами, за проступки - наказываются. Однако духи - лишь один из факторов, воздействующих на жизнь людей, а положения о "воле Неба" и "духовидении" играют в учении М.Д. подчиненную роль как аргументы в пользу его социально-политич. и этич. доктрин. Источник этич. норм, по М.Д., - "совершенномудрые" правители, "берущие за образец Небо" (фа тянь), к-рое "широко и бескорыстно", "отдает много, но ничего не берет взамен". Небо является образцом "всеобщей любви и взаимной выгоды" (цзянь ай сян ли). Оно желает от человека поведения, соответствующего этому принципу, и человек, стремящийся к подлинному благу, должен следовать "небесному образцу" - тогда его чаяния будут удовлетворены. Т.о., источником нравственных поступков человека являются его должные желания, а критерием нравственности - "взаимная выгода". Причина обществ, неурядиц - отсутствие "всеобщей любви". Предполагаемую конф. "гуманностью" (жэнь [2]) "любовь к людям", имеющую много градаций в зависимости от степени родства и социального статуса, М.Д. называл "отдельной любовью", "псевдолюбовью" (бе ай). Она сравнивалась с чувством вора, к-рый любит свой дом, но спокойно грабит чужой. М.Д. впервые в истории кит. этич. мысли поставил вопрос о соотношении общего и частного интересов: если личный интерес приходит в противоречие с общей пользой, необходимо пожертвовать им. Ему же принадлежит определение "заслуг" человека как принесенной об-ву пользы и критерия вознаграждения. Воплощение высшего идеала для М.Д.- "совершенномудрый" правитель древности, легендарный Юй, не жалевший себя в многолетней изнурительной борьбе со страшным наводнением, поразившим Поднебесную. В воспитании совершенного человека ведущую роль М.Д. отводил личному примеру: он позволяет реализовать изнач. стремление человека к доброму и естеств. желание отблагодарить того, кто ему сделал добро. Силой примера правитель может изменить и природу человека, и обычаи народа. Учение М.Д. о познании направлено против учения Конфуция о "врожденном знании" (шэн чжи). Предмет человеч. знания, по М.Д.,- "дела совершенномудрых правителей", впечатления и наблюдения современников, принципы управления страной, отношения между людьми и правила логич. рассуждений (бянь (1)). Если Конфуций ограничивал круг учения "шестью искусствами" (лю и) "благородного мужа" (цзюнь цзы), то М.Д. подчеркивает значение практич. опыта в обл. сельского хоз-ва и ремесел. Одна из задач познания - поиск разумных принципов управления об-вом, основанный на знании того, "откуда берут свое начало беспорядки". Первым в истории кит. философии М.Д. показал сущность процесса познания как раскрытия "причинности" (гу [2]), определения "сходства и различия" (тун и) между ними, а также разделения вещей и явлений по "родам" (лэй), т.е. анализа и обобщения. М.Д. предложил учение о "трех * критериях" (сань бяо) истинности знания: 1) основание - "дела совершенномудрых правителей древности"; 2) источник - "факты, к-рые слышали или видели массы людей"; 3) применимость - возможность применения "в управлении страной, исходя из интересов народа Поднебесной". Мудрость древних для М.Д., в отличие от Конфуция, не эталон, а исходная опора: хорошему в древности следует подражать, но, чтобы хорошего было больше, его следует также создавать заново и по-новому. Учение М.Д., выражавшее интересы и настроения свободных слоев населения, не связанных с родовой знатью, было развито его учениками и последователями. Оно оказало серьезное влияние на становление материалистич. мысли в древнем Китае. Социально-политич. аспекты учения М.Д. нашли развитие в идеологии легизма, преломились во взглядах Сюнь-цзы (4 - 3 вв. до н.э.), Хань Фэя (3 в. до н.э.) и др. древних философов, мыслителей нового времени Тань Сытуна, Сунь Ятссна и др. Идеи М.Д. послужили основой для логич. системы поздних моистов, оставшейся наивысшим достижением классич. кит. философии в обл. логики. См. также ст. Мо цзя, "Мо-цзы". *М.Д. Из "Мо-цзы" // Из книг мудрецов. М., 1987; Сунь Ижан. Мо-цзы цзянь гу (Доступное толкование Мо-цзы). Пекин, 1957; **Титаренко М.Л. Древнекит. философ М.Д., его школа и учение. М., 1985; Его же. Влияние М.Д. и его школы на развитие филос. и общественно-политич. мысли Китая // Новое в изучении Китая. Ч. 2. М., 1988; Жэнь Цзиюй. Мо-цзы. Пекин, 1960; Forke A. Mo Ti des Sozialethikes und seiner Schuler philosophische Werke. В., 1922; Williamson H.R. Mo Ti; A Chinese Herefic. Tsinan, 1927; WitteT. Mo Ti, der Philosoph der allgemeinen meusnenliede und sozialen Gleichheit im alter China. Lpz., 1928; Mei Yi-pao. The Ethical and Political Works of Motse. Tr. from the Original Chinese Text. L., 1929; Holth Sverre. Micius, a Brief Outline of his Life and Ideas. Shanghai, 1935. М.Л. Титаренко

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь