ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ»
один из важнейших памятников даосской философской мысли, авторство которого приписывается Лю Аню (ок. 180—122 до н. э.), правителю земель «к югу от реки Хуай» (отсюда его прозвище Мудрец из Хуайнани и название текста). Лю Ань был внуком Лю Бана, основателя династии Хань, находился, как и его отец, в оппозиции двору и был принужден покончить с собой, когда его планы по низвержению власти стали известны императору В действительности «Хуайнань-цзы» представляет собой продукт коллективного творчества приглашенных Лю Анем ученых даосов и был составлен, как полагают, между 160 и 139 до н. э. В какой-то степени образцом для этого проекта мог послужить также составленный учеными, собранными при дворе циньского первого министра Люй Бувэя (ум. в 235 до н. э.), аналогичный энциклопедический труд, известный как «Люйшч чунь цю». Однако и сам Лю Ань принимал деятельное участие в создании текста: ему принадлежат две вступительные и заключительная главы. Памятник в его современном виде состоит из 21 главы, каждая из которых представляет собой самостоятельный трактат. В «Хуайнань-цзы» содержится ценнейший материал по даосской космогонии и космологии, а также по истории Южного Китая. Основной комментарий к тексту, авторами которого считаются виднейшие ученые Сюй Шэнь (1—2 вв.) и Гао Ю (2—3 вв.), традиционно датируется 2 в.; окончательная редакция текста (212) принадлежит, по-видимому, Гао Ю. Первое печатное издание осуществлено в 9 в.; в 18 в. памятник был переиздан Чжан Куйцзи, дополнившим комментарий Сюй Шэня и Гао Ю.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ
Философ из Хуайнани". Др. назв. - "Хуайнань хун ле" ("Хуайнань Великая мудрость"). Памятник 2 в. до н.э., сост. при дворе Хуайнаньского князя Лю Аня. Согласно источникам, включал три книги: "внутр." (21 цзюань - "свиток"), "толковавшую о дао", "внеш." (33 цзюаня) - "о разном" и "среднюю" (8 тетр.) - "о святых и искусстве алхимии" (см. Сянь сюэ). "Х.-ц." отличают образность, искусно построенная ораторская речь, сочетание различных стилей (от логизирующего до высокопоэтич.). В нем обрела завершенную форму мировоззренческая тенденция, восходящая к Конфуцию: человеч. измерение и человеч. деятельность воспринимаются как не менее важные атрибуты универсума, чем Небо и Земля (см. Тянь). Об этом свидетельствуют высокий статус практики в доктрине "Х.-ц.", признание "уместного" и "подходящего" эталоном прекрасного (Мэй) наряду с "мерой" и "гармонией" (хэ [1]). Тем не менее гл. мерилом истины и красоты остается космос. "Х.-ц." представлял собой вторую в истории кит. мысли после "Люй-ши чунь цю" попытку глобального филос. обобщения. Инструментом филос. построений для создателей памятника служили конф. рационализм с его теорией обществ, устройства и даос, иррационализм, сочетающийся со склонностью к исследованию и наблюдению. В поисках аргументов в пользу правомерности соединения противоположностей составители "X.-ц." привлекли беспрецедентно обширный материал мифов и преданий, историч. сведения, эмпирич. данные из разных обл. практики, коммент. к отд. положениям и целым текстам филос. классики. Противоречие между сознанием создателями "Х.-ц." правоты конф. построений и их пристрастием к глубине даос, спекуляций разрешилось обозначением двух путей человеч. мысли: один ведет к науке, др. - в религию и филос. мистицизм. *ЧЦЦЧ. Т. 7. Пекин, 1956; Х.-ц. Гл. 1, 2, 7, 9. Всгуп. ст. и пер. Л.Е. Померанцевой // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Morgan E. Тао, the Great Luminanl. Essays from Huai-nan-tzu. L., 1933; Kraft E. Zum Huai-nan-tzu. Einfuhrune, Obersetzung (Kapitel I und II) und Interpretation II Monumenta Serica. 1957. №16; 1958. №17; Wallacker B.E. The Huai-nan-tzu, Book Eleven: Behaviour, Culture and the Cosmos // JOAS. 1962. №48; **Яо-меранцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзы" - II в. до н.э.). М., 1979. Л.Е. Померанцева

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь