ЛЕ-ЦЗЫ

Найдено 1 определение
ЛЕ-ЦЗЫ
Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. до н.э.?). Впервые упоминается Лю Синем (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюанъ сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. текста свидетельствуют особенности языка памятника и определенное влияние буддизма. С 8 в. "Л.-ц." именуется также "Чун сюй чжэнь цзин" ("Истинная канонич. книга прорыва в пустоту"). Является эклектич. филос. соч., в основном выдержанным в духе ранней даос, мысли. Особенно велико влияние "Чжуан-цзы", целые фрагменты и сюжеты к-рого включены в "Л.-ц.". Как и "Чжуан-цзы", "Л.-ц." содержит много притч и легенд. Определенное воздействие на учение "Л.-ц." оказали религ. даос, представления о "святых-бессмертных" (шэнь сянь), политически ориентированная ханьская школа даосизма (Хуан[-ди]- Лао[-цзы] учение), а также философия сюань сюэ. В трактате излагаются положения даос. натурфилософии и космологии, в части. учение о постепенном развертывании единого первоначала - "Великих перемен" (тай и) в мир "тьмы вещей" (вань у). В гл. 7 представлены взгляды философа Ян Чжу (4 в. до н.э.): единств, ценностью для человека является его собств. материальное благополучие и процветание, тогда как следование иным этич. нормам означает лишь стремление приукрасить себя в глазах др. людей. Однако встречающиеся в этой части текста анахронизмы, напр. беседа между Гуань Чжуном (7 в. до н.э.) и Янь-цзы (Янь Ин, 6 - 5 вв. до н.э.), определенные несовпадения во взглядах, атрибутируемых Ян Чжу в "Л.-ц." и в аутентичных ранних текстах ("Мэн-цзы", "Чжуан-цзы"), позволяют предположить, что данная глава является позднейшей интерполяцией. В "Л.-ц." нашли отражение и даос. утопич. идеи (см. "Дао дэ цзин", "Тай пин цзин"). Текст трактата неоднократно переводился на европ. языки. *Ле-цзы чжу (Л.-ц. с коммент.) // ЧЦЦЧ. Т. 3. Шанхай, 1954; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Пер., вступ. статья и коммент. Л.Д. Позднеевой. М., 1967; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 212 -24; "Шуцкий Ю.К. Осн. проблемы к истории текста Л.-ц. // Записки коллегии востоковедов. 1928. Вып. 2; Graham A.C. The Date and Composition of Liehtzu // Asia Major. 1961. Vol. 8. №2. E.A. Терминов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт логического анализа аргументации

Руденко Николай Владимирович
Статья приводит анализ критики древнекитайским философом Сюнь-цзы (IV-III вв. до н.э.) философа Мо-цзы (V нач. IV в. до н.э.), представленной в трактате Сюнь-цзы.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 03. 043. Чжу Жуй. Увэй (недеяние): Лао-цзы, Чжуанцзы и эстетическое суждение. Zhu Rui: wu-wei:

Корнилов М. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Цзы и» («Черные одежды»): два варианта одного текста

Блажкина Анастасия Юрьевна
Статья посвящена сравнительному анализу двух вариантов древнего философского текста «Цзы и» («Черные одежды»). Данный текст идейно принадлежит конфуцианской традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Гуманность- жэнь в философской системе Сюнь-цзы

Титов Алексей Леонидович
Данное исследование дает представление о роли и месте жэнь одной из важнейших категорий китайской философии в учении Сюнь-цзы.
Читать PDF
0.00 байт

Кант и Сюнь-цзы о злой природе человека

Крыштоп Людмила Эдуардовна
Читать PDF
0.00 байт

Буддизм в социокультурной реальности древнего Китая (по материалам трактата Моу Цзы «Лихолунь»)

Банзаракцаева Елена Юрьевна
В данной статье выявляются основные аспекты традиционного китайского мировоззрения на этапе проникновения и распространения буддизма в Китае.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическое наследие Сюнь-цзы

Германович Анастасия Андреевна
Влияние конфуцианства на духовную, философскую культуру и педагогическую практику Китая, Кореи, Японии и Вьетнама сложно переоценить.
Читать PDF
0.00 байт

Лев толстой и Лао-цзы

Мышинский Алексей Леонидович
В статье разбираются причины, по которым Л.Н. Толстой обращался к учению Лао-цзы, анализируются толстовские интерпретации раннего даосизма. Целью Л.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурная направленность и антропологические основания педагогических воззрений Мэн-цзы

Германович А. А.
В статье рассматриваются учение и педагогическое наследие второго по важности представителя классического конфуцианства Мэн-цзы.
Читать PDF
0.00 байт

Образ цзюнь цзы в китайской философии

Данилова Юлиана Николаевна
В статье рассматривается проблема формирования и эволюции образа цзюнь цзы в истории китайской философии.
Читать PDF
0.00 байт

2017.01.037. ЛИН Ч.Х. АНРИ БОШО И ФИЛОСОФИЯ ЛАО-ЦЗЫ. LIN CH.H. HENRY BAUCHAU ET LA PHILOSOPHIE DE LA

Хлебников Г.В.
Читать PDF
0.00 байт

2019.02.034. БЬЮРИК С. МУДРОСТЬ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ: ХАЙДЕГГЕР И ЧЖУАН-ЦЗЫ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К МИРУ. BURIK

Цибизова И.М.

Похожие термины:

  • ЦЗЫ ХУА-ЦЗЫ

    По одной из версий, Чэн Бэнь, Чэн Цзыхуа, Чэн-цэы. 4 в. до нэ.(?). Философ из пос-ва Вэй, развивавший идеи Ян Чжу. Дошедший до нас трактат "Цзы Хуа-цзы" - позднейшая фальсификация. Взгляды освещены в "Чжуан-
  • ЦЗЫ СЫ - МЭН-ЦЗЫ ШКОЛА

    Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 - 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями был
  • ЦЗЫ ЧАНЬ

    Гунсунь Цяо, Гунсунь Чэн. 522 до н.э. Первый советник правителя царства Чжэн, легист-практик. Сведения о жизни и деятельности Ц.Ч. содержатся преимущественно в "Цзо чжуани" (5- 4 вв. до н.э.). Выходец из ари
  • ЯНЬ-ЦЗЫ ЧУНЬ ЦЮ

    Весны и осени Янь-цзы". Трактат в восьми цзюанях ("свитках"), традиционно приписываемый Янь Ину (Янь-цзы, ? - 500 до н.э.), сановнику гос-ва Ци. Относительно авторства и времени создания "Я.-ц. ч.ц." в традиц.
  • ЦЗЫ ЧЖАН

    Чжуань Сунь-ши. 503 до н.э., Янчэн гос-ва Чэнь (на территории совр. уезда Дэнфэн пров. Хэ-нань),- ? Ученик Конфуция. В "Лунь юе" имеется одноименная глава. Сопровождал Конфуция в поездках по древнекит. гос-
  • ЦЗЭН-ЦЗЫ

    Цзэн Цань, Цзэн Цзыюй. 505 до н.э., Учэн гос-ва Лу (совр. уезд Фэйсянь пров. Шаньдун), - ок. 436 (?) до н.э. Ученик Конфуция. Согласно "Лунь юю" (5 в. до н.э.), предлагал взять за правило тщательную ("трижды в день") с
  • ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ

    кит.): «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью качествами, пятью постоянствами, которые де
  • ДЭН СИ-ЦЗЫ

    Филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. древнекит. "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю - "диалектику" (бянь [1]) и гос. деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). "Д.С.-ц." мог бы
  • ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ

    (Han Fei-tse) — китайский философ; ум. в 233 до н. э.; своим образом мышления и мировоззрением связан с философией Лао-цзы и школой фацзя, рассматривал право и силу как основы искусства управления. Собр. соч.
  • ГАО-ЦЗЫ

    Мыслитель 4 в. до н.э., взгляды к-рого опровергаются в одноименной главе трактата "Мэн-цзы", Согласно т. зр. комментатора "Мэн-цзы" Чжао Ци (2 в.), Г.-ц.- ученик Мэн Кэ (4 в. до н.э.) по имени Бухай, по другой вер
  • Го Цзы-и

    в древнекитайской мифологии один из богов счастья, он также считался богом почитания родителей, образцом конфуцианской добродетели. Исторический Го Цзы-и (697 – 781 годы) был прославленным сановнико
  • Цзы-гу

    в поздней китайской народной мифологии богиня отхожих мест. Согласно легенде, жена одного начальника уезда невзлюбила его наложницу и в приступе ревности убила ее, бросив бездыханное тело девушк
  • ГУАНЬ-ЦЗЫ

    Один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (ок. 130 тыс. иероглифов), объединяющий произв. разных авторов, в осн. 4 - 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематич. разд. в 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пя
  • ХЭ ГУАНЬ-ЦЗЫ

    Мудрец, [носящий] шляпу [из перьев] фазана". Трактат, содержащий обоснование легистской (см. Легизм) доктрины соотношения "наказаний" (син [4]) и "имен" (мин |2], см. также Син [2]) посредством даос. (см. Даоси
  • ГУАНЬ ИНЬ-ЦЗЫ

    Мудрец Инь с заставы". Даос, трактат, др. назв. - "Ушан мяо дао вэнь ши чжэнь цзин" ("Истинный канон начала письмен высочайшего и чудесного дао"). Приписывается Инь Си - полулегендарному древнему мудрец
  • ГУЙГУ-ЦЗЫ

    в китайской мифологии бессмертный мудрец. Согласно мифу, Гуйгуй-цзи жил при государе Хуан-ди, помогая ему в завершении трудов Шэнь-нуна по сельскому хозяйству и определению лекарственных свойств
  • ГУНСУНЬ НИ-ЦЗЫ

    Кон. 5 - 4 в. до н.э. Последователь Конфуция во втором поколении. По сообщению Ван Чуна (1 в.), вместе с некими Ми Цзыцзянем и Ци Дяокаем, рассуждая о соотношении "чувственности" (цин [2]) и "[индивид.] природ
  • ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ

    один из важнейших памятников даосской философской мысли, авторство которого приписывается Лю Аню (ок. 180—122 до н. э.), правителю земель «к югу от реки Хуай» (отсюда его прозвище Мудрец из Хуайнани и н
  • МОУ-ЦЗЫ

    2 - нач. 3 в. Один из первых кит. апологетов буддизма. Автор трактата "Ли хо лунь" ("О понимании и заблуждении"; др. назв. - "М.-ц. ли хо лунь", "Моу-цзы"), построенного в виде диалога между защитником и противн
  • ТЯНЬ СЯН-ЦЗЫ

    5 (м.б., 4) в. до н.э. Глава орг-ции моистов (см. Мо цзя)- цзюй-цзы ("великий муж"). Уроженец гос-ва Сун. Был поставлен во главе "ордена" моистов аристократом гос-ва Чу - Ян Чэн-цзюнем, выступившим против засил