ХЭ ГУАНЬ-ЦЗЫ
ХЭ ГУАНЬ-ЦЗЫ
Мудрец, [носящий] шляпу [из перьев] фазана". Трактат, содержащий обоснование легистской (см. Легизм) доктрины соотношения "наказаний" (син [4]) и "имен" (мин |2], см. также Син [2]) посредством даос. (см. Даосизм) филос. концепций, а также рассуждения по поводу военного искусства. Приписывается мыслителю-отшельнику 5 в. до н.э. (?) из царства Чу, наст, имя неизвестно. По версии комментатора трактата Лу Тяня (11 - 12 вв.), Хэ Гуань-цзы "вначале следовал Хуан[-ди]-Лао[-цзы] учению, но к концу жизни стал придерживаться учения легистов". В библиографич. разд. "Хань шу" (1 в.) упомянут "Х.Г.-ц." из одного пяня (главы), отнесенный к разд. даос, текстов ("Дао цзя"), в "Суй шу" ("История дин. Суй", 7 в.)- соч. из трех цзюаней ("свитков"). Хань Юй (8 - 9 вв.) сообщал о 16 пянях; в каталоге, сост. Чао Гунъу (12 в.), говорилось о восьми цзюанях и 51 пяне, из к-рых к тому времени сохранилось 19. Аутентичность совр. текста из трех цзюаней и 19 пяней сомнительна, возможно, он создан Лу Тянем.