Мнение
Мнение
Философский смысл термина: Мнение, предположение, воображение, фантазия, вера в богов (Цицерон).
МНЕНИЕ
суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-.чему-нибудь, взгляд на кого-, чего-нибудь.
Мнение
Мнение является научным, если существует некоторое основание, позволяющее считать это мнение истинным. Ненаучного мнения придерживаются в силу других причин, а не на основании его вероятной истинности.
МНЕНИЕ
недостоверные, не вполне определенные образы реальности, которые выступают заменителем, суррогатом знания. Во мнении выражены не столько объективные свойства объекта, сколько состояние сознания субъекта, его точка зрения, во многом сформированная предрассудками, давлением среды и так называемыми внешними обстоятельствами. Проблема различения знания и мнение стала исходным пунктом становления гносеологии в античности.
Источник: Философия науки и техники: словарь
МНЕНИЕ
способ мыслить. Мнение характеризует собой субъективное чувство, основанное на ненаучном познании вещей. Мнение основывается просто на том неопределенном чувстве, которое вызывает в нас реальность. Каковы бы ни были логические неточности простого мнения, уважение к различным мнениям является этическим принципом, именуемым толерантностью; это принцип любой истинной демократии. Наука о мнениях, социологические методы позволяют определить состояние духа той или иной нации, социального слоя или группы.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Мнение
(Греч, doxa) – термин античной философии, обозначающий обыденное, недостоверное представление, в отличие от достоверного – истины. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон) делят знание на истинное, основанное на разумном познании и мнение, возникающее из чувственных впечатлений, дающих только видимость знаний.
Атомисты (Демокрит, Эпикур) связывают мнение с отражением чувствами явлений, а истину с познанием сущности вещей (атомов и пустоты) с помощью разума. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий) отождествляли мнение с истиной. Платон делит мнение на доверие и догадку и связывает их с чувственными впечатлениями о вещах, а истину с разумным созерцанием духовных сущностей, идей. Аристотель мнение связывает с эмпирическим методом познания, постигающего единичное и случайное, а научное знание с познанием всеобщего и необходимого.
Источник: Философия, практическое руководство
МНЕНИЕ
способ мыслить.Мнение характеризует собой субъективное чувство, основанное на ненаучном познании вещей. Мнение основывается просто на том неопределенном чувстве, которое вызывает в нас реальность. В этом смысле мнение противостоит науке (Платон). Выделяют различные степени мнения, в зависимости от того, выражает ли оно вероятное суждение, возможность или истину. В материи исторического и политического суждения царит именно мнение, причем мнение «большинства», потому что если наука не является точной и строгой, то все мнения друг друга стоят. Но зато не заходит речи о мнении, например, матема-тика< когда он излагает результат вычислительной задачи: речь здесь идет о знании или науке. Каковы бы ни были логические неточности простого мнения, уважение к различным мнениям является этическим принципом, именуемым толерантностью; это принцип любой истинной демократии. Наука о мнениях, или статистика (анкета Гэллапа), позволяет определить состояние духа той или иной нации или группы.
Источник: Философский словарь
Мнение
Трактовка М. как противоположности знания была развита в древнегреческой философии. Противопоставление проводилось сначала таким образом, что знание есть прерогатива богов, а на долю человека остается только М. – представление неполное и неточное. Затем, начиная с Парменида, утвердилось понимание знания как отражения устойчивых умопостигаемых сущностей, а М. – как чувственного отражения изменчивого мира. На современном уровне уместно определение специфики М. по характеру модальности, что происходит уже внутри знания. М. противопоставляется достоверному знанию как знание вероятностное. Однако М. не просто гипотеза, предположительное (проблематическое в терминологии Канта) суждение о чем-либо. К чисто гносеологическому аспекту в понимании М. присоединяются аспекты аксиологический и социально-психологический. М. – не просто допустимое предположение, но содержит в себе элементы убежденности, основанной на личном предпочтении и вере в истинность какой-либо информации, имеющей авторитетный источник.
МНЕНИЕ
греч. doxa) — в античной философии недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания — истины. Уже элеаты резко разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и М., основанное на чувственных восприятиях и знакомящее лишь с видимостью вещей. У атомистов М. есть результат притекающих к человеку “образов”; чувственно воспринимаемые явления существуют во М., поистине же существуют только атомы и пустота. Софисты стирали грань между М. и истиной (“все, что кому как кажется, так оно и есть”), что приводило их к крайнему субъективизму и релятивизму. По Платону, М., делящееся на догадку и доверие, относится к чувственным вещам, в отличие от знания, имеющего своим предметом духовные сущности. У Аристотеля М. есть эмпирический метод познания, предметное содержание к-рого, поскольку оно относится к случайному и единичному, может изменяться вплоть до ложного. Аристотель отличает М. от научного знания, предметом к-рого является необходимое и всеобщее. В обыденном употреблении М.— т. зр. по тому или иному вопросу отдельного человека, группы и более широко — об-ва (Общественное мнение) .
Источник: Философский энциклопедический словарь
мнение
МНЕНИЕ — выражение представления о каком-либо фрагменте действительности, не имеющее достаточно полного и надежного обоснования. М. чаще всего базируется на одностороннем, несистематизированном восприятии какого-либо события или идеи. В античной философии М. (докса) понималось как результат чувственного восприятия случайных и изменчивых характеристик окружающего мира и противопоставлялось «знанию», связанному с деятельностью разума и потому отражающему сущностные истины.. М. относилось античными мыслителями к поверхностным, обыденным сведениям, определявшим повседневное взаимодействие с миром, тогда как истинное знание, доступное мудрецам-философам, раскрывало подлинные основания мирового устройства. Вплоть до 20 в. феномен М. не входил в число важных тем теоретического изучения. Однако в последнее время, в связи с обнаружением глубинно-контекстуального характера человеческой коммуникации, различные исследователи обращаются к анализу языковых форм, в которых проявляются частные позиции конкретных людей, трактуемые как выражение М. каждого из участников межчеловеческого общения. С.С. Гусев
Мнение
(древ.‑рус. мнити – думать, предполагать) – умозаключение или заявление, выражающее оценку и отношение человека к к.‑л. предмету, явлению, процессу, событию, факту действительности; личная точка зрения, которой индивид придерживается в данный момент и которую он выражает в виде субъективно выработанного предположения; совокупность взаимосвязанных умозаключений, достоверность которых не является доказанной и нуждается ещё в проверке; «мнение есть убеждение, сознающее свою ограниченность как субъективно, так и объективно» (Кант. 104, т. 8). М. есть выхваченная из реальности субъективно значимая часть некоего целого, которая не может претендовать на отражение истины. В отличие от достоверного знания, предполагающего непосредственный контакт субъекта с объектом, М. в таковом не нуждается. Оно основывается не на непосредственной информации, а на опосредованной. Мнящий субъект может не знать предмета, не иметь о нём представления, не видеть и не переживать его, но опираться на сведения, полученные из внешних по отношению к объекту источников. М., т. о., является продуктом активности воображения индивида и в силу этого в нём доминирует субъективный взгляд и уверенность. Вместе с тем термин М. употребляется с коннотацией, что этого М. придерживаются осознанно и что оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах. М. подразделяется на индивидуальное, групповое, общественное.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
МНЕНИЕ
суждение, выражающее чувственное отношение к чему-нибудь — оценку, взгляд и т. п. В античной философии докса была противопоставлена логосу как истинному знанию. Считалось, что с помощью «очей разума» открывается подлинная реальность, а докса является «темным», «неразумным» знанием, искажающим истину. Согласно Демокриту, мнение принадлежит к «незаконнорожденному» знанию; у Платона и у Аристотеля — мнение — это нечто случайное, быстротекущее. В определении мнения изначально фигурирует внутреннее отрицание: указывается на наличие черт, прямо противоположных содержательным характеристикам логоса. Подмечается также и асимметричность в способах освоения реальности. Погруженность в практику жизни обеспечивает мнению конкретность, импульсивность, нестандартное «поштучное» существование, «следование» за реальностью, возможность бессловесной трансляции и др. Скептическое отношение к мнению повлияло на историческую судьбу «неинтеллигибельного» знания, которое вплоть до кон. 19 в. оставалось слабоизученным, не имело развернутых концепций. Такое положение объясняется не только приоритетом рацио, но и принципиальными трудностями, встающими на пути артикуляции мнения — неосознанных чувств, восприятий, намерений и др. компонент внерационального сознания.
Лишь в сер. 20 в. (в лингвистике обыденного языка) начался поворот, переломивший инерцию в отношении к мнению. Данные лингвистики, психо-, нейролингвистикиидр. показали, что мнение самодостаточно и обладает возможностью особого жизнепонимания.
Н. Т.Абрамова
Лишь в сер. 20 в. (в лингвистике обыденного языка) начался поворот, переломивший инерцию в отношении к мнению. Данные лингвистики, психо-, нейролингвистикиидр. показали, что мнение самодостаточно и обладает возможностью особого жизнепонимания.
Н. Т.Абрамова
Источник: Новая философская энциклопедия
Мнение
Всякая мысль, не являющаяся знанием. Тем самым мнение противостоит, в частности, науке. Башлару (158) это позволило прийти к следующему заключению, ставшему с тех пор знаменитым: «Мнение плохо думает; оно вообще не думает, а переводит потребности в знания» («Формирование научного ума», I). Впрочем, не следует заводить это противопоставление слишком далеко. Во‑первых, потому, что в науке мнения тоже играют определенную роль, особенно складывающиеся мнения, и эта роль не сводится к эпистемологической преграде (мнение может служить регулирующей идеей, смутной гипотезой, подсказкой направления, выбираемого на ощупь и т. д.). Во‑вторых, потому, что существуют так называемые прямые мнения, которые, как указывал еще Платон, при всей своей ограниченности справедливо считаются истинными. Наконец, в‑третьих, потому, что даже обдуманное, осмысленное, теоретически подкрепленное мнение все равно остается всего лишь мнением, и философия полна такими мнениями. Например, Декарт утверждает, что воля свободна, а Спиноза это отрицает. И то и другое утверждения суть мнения, что не мешает им лечь в основу строго аргументированной философской системы каждого из упомянутых мыслителей. То же самое можно сказать и о «доказательствах» бытия Божия, и о доказательствах бессмертия души или, напротив, ее смертности, о вере в бесконечность или конечность Вселенной, о статусе истины, об основаниях морали или философском определении мнения и т. д. Выходит, прав был Пиррон. Философского знания не существует (есть лишь знание истории философии); философия – не наука, а потому любое философское учение, даже самое сложное, остается мнением.
Что же такое мнение? Почти идеальное определение дает Кант: «Мнение есть убеждение, сознающее свою ограниченность как субъективно, так и объективно» («Критика чистого разума», «Трансцендентальное учение о методе», глава II, раздел 3 «О мнении, знании и вере»; см. также «Логика», Введение, IX). Почему мы говорим «почти идеальное»? Потому что сказанное Кантом относится к трезвому мнению, к мнению, осознающему свою сущность, а не к догматическому мнению, распространенному гораздо шире, такому, которое принимает себя за знание, каковым оно не является, и отказывается признать себя верой. Лично я убежден, что и Декарт и Спиноза верили в силу своих доказательств, однако это нисколько не поможет нам определить, кто же из них был прав в споре (а они почти во всем спорят друг с другом), и не дает права признать за философскими построениями каждого, как того хотелось бы их авторам, точности (всегда, отметим, относительной) математического доказательства. Вот почему я предлагаю собственное, слегка исправленное определение мнения. Мнение есть признание истинности чего‑либо, основанное на объективно недостаточном суждении, независимо от того, осознается или нет эта недостаточность. Мнение – это нетвердое убеждение, т. е. убеждение, выступающее именно в качестве убеждения и сознающее свою ограниченность.
Временный способ коллективного поведения, например отношение к тем или иным вещам, манера говорить, мыслить или одеваться. Отсюда чудовищное утверждение Паскаля:
Что же такое мнение? Почти идеальное определение дает Кант: «Мнение есть убеждение, сознающее свою ограниченность как субъективно, так и объективно» («Критика чистого разума», «Трансцендентальное учение о методе», глава II, раздел 3 «О мнении, знании и вере»; см. также «Логика», Введение, IX). Почему мы говорим «почти идеальное»? Потому что сказанное Кантом относится к трезвому мнению, к мнению, осознающему свою сущность, а не к догматическому мнению, распространенному гораздо шире, такому, которое принимает себя за знание, каковым оно не является, и отказывается признать себя верой. Лично я убежден, что и Декарт и Спиноза верили в силу своих доказательств, однако это нисколько не поможет нам определить, кто же из них был прав в споре (а они почти во всем спорят друг с другом), и не дает права признать за философскими построениями каждого, как того хотелось бы их авторам, точности (всегда, отметим, относительной) математического доказательства. Вот почему я предлагаю собственное, слегка исправленное определение мнения. Мнение есть признание истинности чего‑либо, основанное на объективно недостаточном суждении, независимо от того, осознается или нет эта недостаточность. Мнение – это нетвердое убеждение, т. е. убеждение, выступающее именно в качестве убеждения и сознающее свою ограниченность.
Временный способ коллективного поведения, например отношение к тем или иным вещам, манера говорить, мыслить или одеваться. Отсюда чудовищное утверждение Паскаля:
Источник: Философский словарь.