Является ли знанием истинное и обоснованное мнение
Является ли знанием истинное и обоснованное мнение-
«ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗНАНИЕМ ИСТИННОЕ И ОБОСНОВАННОЕ МНЕНИЕ?» («Is Justified True Belief Knowledge?») — статья Эдмунда Геттиера, опубликованная в 1963 в журнале «Analysis» и содержащая критику традиционного определения знания. Согласно этому определению, для приписывания субъекту S знания р (где р — любое высказывание) необходимо и достаточно выполнение следующих трех условий: р истинно; S считает, чтор; и S имеет основания считать, что р. В своей крошечной, в две с половиной страницы, статье Геттиер без каких-либо комментариев и выводов просто привел два примера, демонстрирующих недостаточность выполнения этих условий для наличия знания. Его основная идея состоит в том, что человек может обоснованно придерживаться мнения, которое является ложным, и из него обоснованно вывести заключение, случайно оказавшееся истинным. Полученное заключение выражает истинное и обоснованное мнение, но его вряд ли можно назвать знанием. Хотя многим философам поиск необходимых и достаточных условий наличия знания представляется бесплодным теоретизированием, статья Геттиера вызвала сотни откликов. Одни философы предлагали дополнить традиционное «трехчастное» определение, включив в него, напр., четвертое условие о том, что истинное и обоснованное мнение получено надежным способом (Д. Армстронг), или что оно причинно обусловлено сообщаемым в нем фактом (Э. Голдман). Другие (Р. Нозик) предлагали иначе сформулировать третье условие, напр. заменить его контрфактическим требованием: S не считал бы, что р, если бы р было ложным. Однако, как показала развернувшаяся дискуссия, против предложенных решений можно сформулировать контрпримеры, аналогичные тем, что были даны Геттиером. Вместе с тем обсуждение этих вопросов выдвинуло в центр внимания понятие обоснования знания и такие важные темы, как эпистемологический фундаментализм, интернализм и экстернализм. Л. Б. Макеева