ЛИ СЮЭ

Найдено 1 определение
ЛИ СЮЭ
Учение о принципе". Др. назв. - дао сюэ ("учение о дао"). Направление в неоконфуцианстве эпох Сун (10- 13 вв.) и Мин (кон. 14 -17 в.), видевшее путь к постижению мира в познании "принципов" (ли [1]) как объективной реальности. Его предтечами считаются Ху Юань, Сунь Фу (кон. 10 - 11 в.) и Ши Цзе (11 в.), основоположниками - Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай (11 в.), братья Чэн И и Чэн Хао (11 - нач. 12 в.) и гл. создатель Л. с. Чжу Си (12 в.). Современник Чжу Си - Лу Цзююань положил начало оппозиционной Л. с. доктрине - синь сюэ [1] ("учение о сердце"), согласно к-рой человеч. "сердце" (синь |1]) содержит в себе все "принципы" мироздания, поэтому познание должно быть направлено на субъективную реальность. Соперничество Л. с. и синь сюэ [1] выражается также противопоставлением школ Чэн [братьев] - Чжу [Си] и Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина].

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • БОЖЭ СЮЭ

    Учение праджни". Течение в кит. буддизме махаяны; в пер. правления дин. Вэй (220 - 65) и Цзинь (265 - 420) было одним из двух наиболее влият. направлений, получивших распространение гл. обр. на юге Китая. Осн. вн
  • ЧАНЬ СЮЭ

    Учение о медитации", "учение о созерцании". Наряду с "учением праджни" (божо сюэ) одно из двух наиболее влиятельных направлений в кит. буддизме эпох Вэй (220 - 65) и Цзинь (265 - 420). Основоположником Ч.с. счит
  • СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

    кит. — учение о символах и числах, нумерология), в широком смысле — универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантическог
  • ЦЗИН СЮЭ

    кит. — каноноведение, «учение о канонах») — обобщающее название области традиционного знания в Китае, связанной с комментированием и изучением конфуцианских канонических книг. Ее основателями с
  • СЮЭ ЦЗИСЮАНЬ

    Сюэ Шилун, прозв. Гэньчжай. 1134, Юнцзя (совр. Вэньчжоу пров. Чжэцзян),- 1173. Философ-неоконфуцианец, представитель Юнцзя школы. Служил по судебному ведомству. Учение С.Ц. имело ярко выраженную утилитари
  • ДА СЮЭ

    памятник древнекитайской мысли, самый краткий (1755 иероглифов) из числа главных конфуцианских канонов. Название допускает троякое истолкование: 1) «Великое учение»—учение о высокодостойной, совер
  • СЮЭ ФУЧЭН

    Сюэ Шу-юнь, прозв. Юнъань. 1838, Уси пров. Цзянсу, - 1894. Один из идеологов раннего реформаторства, представитель "группировки внеш. сношений" (янъу пай). В 1858 получил низшую ученую степень сюцай. Служил по
  • ХАНЬ СЮЭ

    Ханьское учение". Др. назв. - пу сюэ ("простое учение")- впервые встречается в "Хань шу" (1 в.), разд. "Жу линь чжуань" ("Жизнеописания конфуцианцев"). Оба термина имеют два осн. значения: 1. Традиция лексико-г
  • СИНЬ СЮЭ

    Новая наука". 1. Обозначение заложенной Лю Синем (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в.) традиции толкования "текстов старых письмен" (см. Ц зим сюэ). 2. Подход к толкованию трех конф. канонов (см. "Ши сань цзин") - "Ши цз
  • СЯНЬ СЮЭ

    кит. — учение о бессмертии) — одна из важнейших доктрин даосизма, аспект даосской теории и практики «вскармливания жизни» (ян шэн сюэ), которая в европейской литературе иногда именуется макробиот
  • ЖЭНЬ СЮЭ

    Учение о гуманности". Гл. филос. и социально-политич. соч. Тань Сытуна. Наряду с "Да тун шу" Кан Ювэя является источником по идеологии движения за реформы (1895 - 8). Завершено в январе 1897. При жизни автора
  • СЮАНЬ СЮЭ

    букв. – учение о сокровенном, таинственном) – идеалистич. направление в истории кит. философии 3–4 вв. н.э. Иногда термин "С." переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос.