китайское учение махаяны о «высшей мудрости» (санскр. праджяя, кит. божэ) как одной из шести «переправ» — парамит (кит. боломидо), позволяющих достичь «другого берега» — нирваны (кит. непань). Появилось в конце эпохи Восточная Хань (25—220) и было связано с деятельностью монахов—переводчиков парамитской литературы, прибывших в столицу Лоян из государства Юэчжи (Кушанского царства). Среди них наиболее известны Чжичэнь (Локакшема), Чжилян, Чжицян (т. н. «Три Чжи»—Сань Чжи). Наибольшее распространение это учение получило в Южном Китае в эпоху Вэй-Цзинь (3— 5 вв.). Основным положением божэ сюэ было деление вещей на «чувственно воспринимаемые» и «умопостигаемые». Первые относились к материальному миру, вторые — к миру ментальных сущностей, но и те, и другие рассматривались как иллюзорные, имеющие одинаково «пустотную» (кун, санскр. шунья) природу. Наивысшего развития божэ сюэ достигло в учении Сэнчжао (384—414), изложенном в его трактате «О пустотности нереального» (Бу чжэнь кун лунь): «Высшая пустота, которая не рождается [и не умирает], непостижимым образом отображается в глубочайшем зеркале мудрости-праджни и есть предельный источник наличествующих вещей. Тот, кто не обладает высшей силой ума, свойственной мудрецам, не в состоянии постичь духом то, что не наличествует и не отсутствует. Ибо настоящий человек (чжи жэнь) проникает умом и духом в беспредельное, где его ум недоступен ограничениям [налагаемым утверждением или опровержением чего-либо], а его зрение и слух обретают способность видеть и слышать без ограничений, налагаемых внешними звуками и формами. Разве это происходит не оттого, что он постиг изначальную пустотность всех вещей и явлений, так что этим вещам уже не под силу обременять собой его абсолютно ясный умсознание». Мнение об общности для этой эпохи понятийного аппарата буддизма и т. н. «неодаосизма» с его «учением о сокровенном» (стань сюэ) представляется вполне обоснованным. В более поздние эпохи божэ сюэ оказало серьезное влияние на различные махаянские школы Китая, в первую очередь на мадхьямику (см. Санлунь школа}.
Г. А. Ткаченко
БОЖЭ СЮЭ
БОЖЭ СЮЭ
Источник: Новая философская энциклопедия
БОЖО СЮЭ
Учение праджни". Течение в кит. буддизме махаяны; в пер. правления дин. Вэй (220 - 65) и Цзинь (265 - 420) было одним из двух наиболее влият. направлений, получивших распространение гл. обр. на юге Китая. Осн. внимание уделяло изучению и толкованию смысла еутр из раздела "Праджняпарамита". Стало распространяться после того, как в конце пер. правления дин. Вост. Хань (25 - 220) Чжичань перевел сутру "Дао син божо цзин" (санскр. "Аштасахасрика праджняпарамита сутра") и в Китае получили широкое хождение сутры "Праджняпарамиты". В интерпретации первых кит. переводчиков праджняпарамитских сутр весь мир рассматривался как содержащий два аспекта - "чувственное" (сэ) и "сознание" (синь [1]). Первый, с их т. зр., указывал на материальный мир, второй - на духовный аспект бытия. Считалось, что "чувственное" - иллюзорно, "сознание" тоже не имеет материальной субстанции, собственная природа обоих - "пустота" (кун, санскр. шунья). В "Дао син божо цзин" говорится: "Иллюзия [пустота] и чувственное [форма] неотделимы друг от друга; чувственное есть иллюзия, иллюзия есть чувственное". Б.с. слилось с популярным в тот пер. учением о сокровенном" (сюань сюэ). Впоследствии появилось множество др. переводов праджняпарамитских сутр, выполненных в традиции школы Кумарадживы (4-нач. 5 в.) и по-разному объясняющих смысл учения о праджне; различие этих толкований послужило основанием для определения кит. буддизма как "шести семей, семи школ" (лю цзя ци цзун). Это направление получило продолжение и достигло наивысшего развития в учении Сэнчжао (кон. 4- нач. 5 в.). Б.с. преобладало в кит. буддизме в пер. правления дин. Вэй (220 - 65), Цзинь (265 -420), Наньбэйчао (Южн. и Сев. династий, 420 - 589), а также оказало влияние на различные направления кит. махаяны в пер. правления дин. Суй (581 - 618) и Тан (618 - 907), в т.ч. на Саньлунь школу. *Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяоши (История буддизма в пер. правления династий Хань, Вэй, обеих Цзинь, Южн. и Сев. династий). Т. 1 - 2. Пекин, 1963. Н.В. Абасв, С.Ю. Лепехов