СЮАНЬ СЮЭ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЮАНЬ СЮЭ
букв. – учение о сокровенном, таинственном) – идеалистич. направление в истории кит. философии 3–4 вв. н.э. Иногда термин "С." переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос. направления – Ван Би, Сян Сю, Хэ Янь, Го Сян широко использовали концепции и представления конфуцианской "Книги перемен" ("И цзин") (см. Конфуций) и особенно даоских трактатов "Лао-цзы" (см. Лао-цзы) и "Чжуан-цзы". Эти произведения носили название "сань сюань" (три сокровенных книги). Гл. вопросом для мыслителей С. являлась проблема соотношения бытия и небытия. Ее первая постановка принадлежит Лао-цзы, к-рый говорил, что в мире все вещи рождаются в бытие, а бытие рождается в небытие. Для Чжуан-цзы бытие и небытие – понятия относительные; Хэ Янь и Ван Би основой мира считали небытие. Противоположного мнения придерживался Го Сян. Представители школы С. придавали большое значение термину дао (Путь), отождествляя дао с небытием, пустотой. Согласно их учению, покой – основа движения, а небытие – основа бытия; поэтому они утверждали, что покой абсолютен, движение – относительно, небытие – первично, а бытие – вторично. Термин "С." употребляется и как определение метафизики, идеализма. Ф. Быков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СЮАНЬ СЮЭ
учение о сокровенном») — течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй-Цзинь (3— 5 вв. н. э.). В это время буддизм все еще рассматривали в «даосском» контексте, в основном под углом зрения учения Ван Би и его последователей, особенно Го Сяна, которое и называли иногда «учением о сокровенном» (сюань сюэ, другой возможный перевод — «учение о глубочайшем»). В западной литературе для обозначения «сюань сюэ» принят также термин «неодаосизм», поскольку ученые, развивавшие это направление мысли, охотно обращались к наследию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Считается, что «неодаосизм» с его акцентом на осознании индивидом своей судьбы — «удела» (фэнь) в какой-то мере подготовил китайское общество и к восприятию идей буддизма, связанных с «заданностью» миропорядка, которую надлежит преодолевать в индивидуальных актах «освобождения». Однако в еще большей степени «неодаосы» могли опираться на развитую в собственной традиции натурфилософию, тоже изображавшую мир как систему, функционирующую законосообразно, но оставляющую множество частных возможностей для гностика, овладевшего универсальными законами неба-природы (тяньдао), принципами земных процессов (ди ли) и правилами человеческого общежития (жэнь цзи). Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

СЮЭ СЮАНЬ
Сюэ Вэньцин, Дэвэнь, Цзинсюань. 1389, уезд Хэцзинь (на территории совр. пров. Шаньси),- 1464. Философ-неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство). Имел высшую ученую степень цзиньши. Проходил службу в цензорате, ведомствах апелляций и ритуалов. В последние годы жизни занимался частным преподаванием. Сторонник учения Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы. Осн. соч.- "Ду Шу лу" ("Записи о чтении "Канона историч. писаний"), "Ду шу сюй лу" ("Продолжение записей о чтении "Канона историч. писаний"), "Сюэ Вэньцин-гун вэнь цзи" ("Сб. произв. Сюэ - князя Культурной Чистоты"). В отличие от Чжу Си (12 в.), доказывавшего первичность структурообразующих "принципов" (ли |1]) по отношению к субстанциальной "пневме" (ци [1]), С.С. утверждал нерасчленимость "принципов" и "пневмы", к-рые "не могут существовать до или после друг друга". Исходя из этого положения и из тезиса о "неразделимости принципов и вещей (у [3])", считал "индивид, природу" (сии [1]) сущностью, тождественной "принципу" и объемлющей "всю тьму вещей". Доказывал возможность абсолютного постижения "принципов" посредством полного сосредоточения на познании индивидуальной природы. Его С.С. ставит в один ряд с "постижением Неба", трактуемым как "отсутствие чего бы то ни было, не пронизанного сущностью сердца". Используя характерное для Лу [Цзююаня]-Ван [Янмина] школы понятие "сущность сердца" (синь чжи ти), С.С. в отличие от мыслителей этой школы не идентифицирует его с источником врожденного знания, но трактует как орган познания и познавательную функцию сознания. Основу социально-политич. воззрений С.С. составляет тезис о необходимости своевременной корректировки законодательства - в противном случае "законы мертвы".

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

СЮАНЬ СЮЭ
Учение о сокровенном". Филос. школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 - 4 вв.). В совр. синологии С.с. часто называют "неодасизмом" (neo-taoism[e]), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос, филос. классике. Вместе с тем С.с. нельзя рассматривать как простое возрождение раннедаос. философии, поскольку, с одной стороны, она продолжала развиваться представителями собственно даосизма, а с другой - для мыслителей С.с. характерны не только даос., но и конф. терминология и проблематика. Последнее обстоятельство позволяет характеризовать С.с. как реакцию на бюрократизированное конфуцианство эпохи Хань (3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.), лишившееся идеологич. монополии и интеллектуальной привлекательности после падения единой империи, в условиях политич. нестабильности. Осн. соч. представителей С.с. написаны в форме коммент. к классич. конф. ("Чжоу и") и даос. ("Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы") текстам. Философии С.с. свойственно особое внимание к онтология, проблематике, к-рая в значит, степени обособляется от космологич. представлений. Важнейшие проблемы С.с. - соотношение "небытия/отсутствия" (у [1]) и "бытия/наличия" (ю, см. Ю - у), субстанции ("телесной основы" -ти [1], см. Ти - юн) и ее функциональных "проявлений" (юн [2]), "Единого" (и [2]) и "многого" (до). В С.с. традиционно выделяют два направления - философию "отсутствия" (чун у, "упор на отсутствие") и философию "наличия" (чун ю, "упор на наличие"). Первое из них представлено прежде всего именами Ван Би (3 в.) и Хэ Яня (кон. 2 - Зв.), второе - Сян Сю (3 в.) и Го Сяна (3 - нач. 4 в.). Согласно философии "отсутствия", субстанциальной первоосновой мира является некое неоформленное и чувственно не воспринимаемое потенциальное бытие - "небытие/отсутствие". Оно характеризуется как абс. простая и единая субстанция, первичная по отношению к множественному миру "тьмы вещей" (вань у). Последний в качестве "бытия/наличия" рассматривается как функциональное и акцидентальное "проявление" "отсутствия", вторичное и производное от нее бытие. "Совершенный мудрец" (см. Шэн [1]) стремится к интуитивному постижению субстанциальной основы мира и единению с ней, что квалифицируется как "возвращение к основе" (фань бэнь), обретение "естественности" (цзы жанъ), "недеяние" (у вэй [1], см. Вэй [1]) и "просветления" (мин [3]). "Совершенный мудрец" "воплощает в себе отсутствие" (ти у), что делает его способным к управлению Поднебесной на основе истинного знания. Философия "наличия", напротив, признает существование только конкр. множества оформленных "вещей" (у [3]), "бытия/наличия". Тезис о порождении "наличия" из "отсутствия" (ю шэн юй у) трактуется в том смысле, что "вещи" порождаются из самих "вещей", а не из какой-либо иной, внешней для них сущности. Соответственно "вещи" рассматриваются в качестве окончательных и неизменных по своей природе самостоятельных сущностей (цзы син, цзы дэ). Все закономерности функционирования и изменения "вещей" имманентны самим "вещам". Из данного положения следует отрицание существования какой-либо субстанции, отличной от "вещей". Вместе с тем мир рассматривается в качестве не простой их совокупности, а упорядоченного, структурированного множества, т.е. как целое, конкр. единство сущего. "Совершенный мудрец" способен к постижению сущности "вещей", к следованию своей собств. природе, согласованному с природой др. "вещей", что делает его способным к управлению на основе "естественности", "недеяния" и "безустановочности" (у синь). Мыслители С.с. принадлежали большей частью к аристократич. элите, что отразилось на социальном аспекте их философии. В целом они признавали сакральный статус монарха, в качестве идеального прообраза к-рого в духе конф. доктрин рассматривали "совершенного мудреца". Элементы социального протеста в их учениях объясняются идейной и социальной оппозицией по отношению к служилой конф. бюрократии и конкретной обществ.-политич. ситуацией, связанной с выдвижением враждебных им аристократич. "сильных домов". Развернутое обоснование социального компромисса принадлежит Го Сяну, считавшему необходимым совмещать гос. службу с даос, идеалом созерцательной жизни. Философия С.с. сыграла роль посредника между традиц. кит. культурой и буддизмом, предоставляя переводчикам буд. текстов как терминологич. инструментарий, так и концепции, в рамках к-рых буд. учение осмыслялось в Китае на первом этапе своего распространения. Воздействие С.с. во многом обусловило интерпретацию ряда буд. понятий, а также содержание и характер таких явлений духовной жизни интеллектуальной и артистич. элиты Китая 3 - 5 вв., как мировоззрение "ветра и потока" (фэн лю), "чистые беседы" (цин тань) и др. Влияние С.с. прослеживается в творчестве крупных поэтов и художников, напр. Се Линъюня и Гу Кайчжи (4 -5 вв.). Ряд интерпретаций философами С.с. категорий классич. кит. философии сыграл заметную роль в ее дальнейшем развитии. **Малявин В.В. Горизонты даосизма: философия, психология, поэзия // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975; Его же. Жуань Цзи. М., 1978; Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980; Его же. Под знаком "ветра и потока". М., 1983; Тан Юнтун. Вэй Цзинь С.с. луньгао (Очерк С.с. пер. Вэй и Цзинь). Пекин, 1957, 1962; Mother R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties // HR. 1969 - 70. Vol. 9. №2 - 3. См. также лит-ру к ст. Ван Би, Го Сян. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь