СЮЭ ЦЗИСЮАНЬ
СЮЭ ЦЗИСЮАНЬ
Сюэ Шилун, прозв. Гэньчжай. 1134, Юнцзя (совр. Вэньчжоу пров. Чжэцзян),- 1173. Философ-неоконфуцианец, представитель Юнцзя школы. Служил по судебному ведомству. Учение С.Ц. имело ярко выраженную утилитаристскую направленность и получило известность как "учение о достижении пользы/выгоды" (гун ли чжи сюэ). Осн. соч. - "Шу гувэнь сюнь и" ("Исслед. смысла книг, написанных старыми письменами"), "Чунь цю цзин цзе чжи яо" ("Осн. указания по канонич. толкованию "Весен и осеней"), "Лан юй цзи" ("Собр. бурных речей"). Теоретич. основой утилитаризма С.Ц. был тезис о нерасторжимости дао и конкретных "орудий" (ци [2]): дао содержится внутри их, поэтому м.б. постигнуто посредством их изучения и использования. В то же время "небесное дао", понимаемое как закономерности и ход природных процессов, не вмешивается в "человеч. дао" - социальные процессы и дела людей. Взгляды С.Ц. были во многом преемствованы мыслителями школы Юнцзя, прежде всего Чэнь Фуляном и Е Ши. Сведения о жизни и творчестве С.Ц. вошли в сост. Хуан Цзунси (17 в.) и его учениками сб. "Сун Юань сюэ ань" ("Учения эпох Сун и Юань"). Сюй Юаньхэ