ЧАНЬ СЮЭ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧАНЬ СЮЭ
Учение о медитации", "учение о созерцании". Наряду с "учением праджни" (божо сюэ) одно из двух наиболее влиятельных направлений в кит. буддизме эпох Вэй (220 - 65) и Цзинь (265 - 420). Основоположником Ч.с. считается Ань Шигао (2 в. н.э.). Особый акцент делался на религ. практике "сидячей медитации" (цзо чань) - молчаливом созерцании с концентрацией сознания "в одной точке". Получило распространение гл. обр. на севере Китая, тогда как на юге было популярным соперничающее течение, делавшее акцент на изучении теоретич. основ "учения праджни". Крупнейшими представителями этих течений были соответственно Чжии (6 в., Тлньтай школа) и Цзицзан (8 в., Санълунъ школа). В 10-11 вв. эти направления, характеризовавшиеся как "двойная практика сосредоточенности и праджни", слились воедино. **Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Фань Вэньлань. Тан дай фоцзяо (Буддизм в пер. правления дин. Тан). Пекин, 1979. H.В. Абаев, С.К. Лепехов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЧАНЬ СЮЭ
кит. — «учение дхьяны») — одно из трех наряду с Тяньтай школой и Хуаянь школой основных течений в китайском буддизме, формирование которого началось в позднеханьский период и эпоху Вэй—Цзинь (3—5 вв.), а расцвет пришелся на время династии Тан (8 в.). Первоначальным стимулом к распространению чань сюэ послужил выполненный Аныцигао (2 в.) перевод на китайский язык махаянской «Маханапанасмртхи-сутры» (Да ань бо шоу и цзин). В последующие века, до эпохи Южных и Северных Династий (Наньбэйчао, 420—589), было переведено не менее пятидесяти аналогичных сочинений, трактующих принципы созерцательной жизни (санскр. дхьяна, кит. чань, откуда и название самого учения и практики). Последователи Аныиигао упражнялись в безмолвном и неподвижном сосредоточении на каком-либо мыслимом предмете, что получило название «концентрации сердца на одном [объекте]», однако впоследствии упор стали делать на максимальном очищении сознания от любых образов. В эпоху Суй (581—618) произошло сближение чань сюэ с другими школами, также выдвигавшими на первый план созерцательные практики, в частности «утверждение ума и двойное совершенствование». В эпоху Тан наметилась тенденция к компромиссу чань сюэ с конфуцианством, что выразилось в формуле: «чань и учение конфуцианцев дополняют друг друга». Возможно, это сыграло свою роль в необычайном распространении учения в 8 в., когда чань сюэ практически вытеснило в интеллектуальной среде как философский даосизм Лао-цзы и Чжуан-цзы, так и его практические приложения, известные как «учение о сокровенном» (стань сюэ) или «даосская алхимия» (дань). При этом полагают, что чань сюэ многое заимствовало из этих источников при создании собственной теоретической системы, в свою очередь оказавшей серьезное влияние на сунское и минское «неоконфуцианство», особенно на неоконфуцианскую теорию «ли-принципа» (ли сюэ). В частности, влияние идей чань сюэ усматривали в учении Ван Янмина о «достижении полного благосмыслия» (чжи лян чжи). В более узком смысле под чань сюэ понимают учение патриархов школы чанъ-буддизма (япон. Дзэн-буддизм) как особого института в истории китайского и японского буддизма (см. Чань школа).
Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия