КОНФЛИКТ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Конфликт
предельный случай обострения противоречий, столкновение интересов, взглядов и мнений людей. Распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Конфликт
отрицание друг другом сосуществующих в единстве противоположностей, снятие напряжения в их противостоянии; конечная фаза развития коллизии; способ преодоления противоречия, возникшего между противоборствующими или враждующими сторонами, членами бинарной оппозиции.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

КОНФЛИКТ
(Konflikt; от лат.) — столкновение, спор, особенно в области душевного и нравственного. Конфликты в социальных сферах часто приводят к открытой борьбе, в особенности если при этом речь идет об обостренных претензиях различных групп интересов и классов, претензиях, которые перерождаются в борьбу за власть. См. Коллизия.
R. Dahrendorf. Soziale Klassen u. Klassenk. in der industriellen Gesellschaft, 1957; W. L. Bühl. K. und К.Strategie, 1972; R. Dahrendorf. К. und Freiheit, 1972; G. Aschenbach/W. Kempf (Hgg.). K.und K. bewältigung, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КОНФЛИКТ
от лат.-столкновение): высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. В деловом общении кон фликты возникают, как правило, на уровне межличностного общения партнеров. Выделяют обьективную и субьективную стороны конфликтов. Первая представляет собой те объективные обстоятельства, в связи с которыми и по поводу которых возник конфликт, вторая – сознание и воля участников конфликта. Существуют разные виды конфликтов способы их разрешения. Конфликт представляет собой нежелательную форму проявления действия закона проблемности (См.).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

КОНФЛИКТ
от лат. conflictus – столкновение) – 1) В широком смысле – предельный случай обострения противоречия. 2) В более узком, специфич. смысле употребляется в иск-ве; К. драматический – форма отражения противоречий в иск-ве, проявляющаяся в столкновении и борьбе противоположных идей, стремлений, поступков людей. Форма К. во многом зависит от особенностей того или иного вида или жанра иск-ва. Наиболее благоприятной формой для развития художеств. К. является в драматич. иск-ве трагедия, а в лит-ре – роман. В реалистич. иск-ве К. отличается глубиной и значительностью идейного и социального содержания, совершенной художеств. формой. См. Антагонизм, Антагонистические противоречия, Единство и борьба противоположностей, Противоречие, Трагическое.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОНФЛИКТ
(лат. - столкновение) - понятие, означающее противоборство противоположностей; фундаментальный принцип природных и социальных взаимодействий. Антагонистические и неантагонистические конфликты - характеристика зрелости различных сфер опыта: веры, познания, морали, искусства, политики и управления. Неантагонистические конфликты, как правило, складываются в рамках одной системы; антагонистические - между представлениями, правилами и нормами разных систем. В рамках психологии управления сложились две модели разрешения конфликтов. Первая - по схеме «выиграл - проиграл» - основана на силовом принуждении одной из сторон; вторая - по схеме «выиграл - выиграл» - основной задачей видит конструктивное добровольное взаимодействие сторон во имя обшей цели. Тенденция последнего десятилетия - трансформация конфликта по второй модели - связана с повышением ценности понятия ответственности в социальной практике.

Источник: Краткий философский словарь 2004

КОНФЛИКТ
лат. conflictus - столкновение) - в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. - процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. При этом в понятие социального К. включается широкий спектр разноуровневых явлений от столкновения отдельных личностей до межгосударственных вооруженных К. Источники социальных К. усматривают в социальных, политических или экономических отношениях. Выделяются различные типы социальных К. по характеру взаимодействующих в К. сторон, характеру преследуемых целей и средств, используемых в К. К., развивающиеся между находящимися в непосредственном взаимодействии группами или личностями, а также К. на уровне личностных структур отдельного человека соответственно именуются межгрупповыми, межличностными или внутриличност-ными и рассматриваются как социально-психологические и психологические. Отдельные специфические виды К. изучаются в различных областях социальных наук. К. также является непосредственным и основным предметом изучения особой социологической дисциплины - конфликтологии.
Н.В. Гришина

Источник: Новейший философский словарь

КОНФЛИКТ
от лат. conflictus) - в психологии столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и требуется новая оценка ситуации. Не все конфликты одинаково сильны. Конфликт между двумя желательными вещами (конфликт "приближение - приближение"), как, напр., когда молодой человек выбирает между двумя интересными и доступными специальностями, может вызвать некоторые колебания, но редко ведет к большому огорчению. Конфликт между двумя опасностями или угрозами (конфликт "удаление - удаление") обычно более болезнен. Человек может ненавидеть свою работу, но бояться безработицы, если он уволится. Конфликт между потребностью и страхом также бывает весьма интенсивным. Ребенок может зависеть от матери, но бояться ее, поскольку она строга и склонна к наказаниям. Конфликты, в которых играют роль угроза или страх, не разрешаются легко и заставляют человека чувствовать беспомощность и тревогу. Вытекающие приспособительные реакции в подобных ситуациях направлены скорее на облегчение тревоги, чем на разрешение действительной проблемы. Конфликты часто не осознаются, при этом человек не может ясно определить причину своего огорчения. Многие сильные побуждения - такие, как страх или враждебность, - настолько осуждаются традициями культуры, что ребенок быстро учится не признаваться в них, даже себе самому. Когда в конфликте участвуют такие импульсы, индивид тревожится, но не знает почему. Его возможности рационального обдумывания проблемы в этом случае ограниченны. См. также Коллизия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОНФЛИКТ
(conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Главную роль в возникновении К. играют так называемые конфликтогены — слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию К., приводящие к К. непосредственно. Особенность конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Однако сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к К. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» — их эскалация, которая происходит следующим образом: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди возможных. Выделяют: стремление к превосходству, проявления агрессивности, проявления эгоизма. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. В процессе К. его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения (в этом заключается позитивный смысл К.). Если К. способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют функциональными (конструктивными); если препятствуют — дисфункциональными (деструктивными). Внутриличностный К. — состояние неудовлетворенности человека какимилибо обстоятельствами своей жизни, связанное с наличием у него противоречивых интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Причина К. — различные психологические составляющие внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Межличностный К. — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызываемое несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

КОНФЛИКТ
(лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов или мнений. В теоретико-методол. плане в социологии и психологии существуют терминологические и концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции К. Условно можно выделить два широко распространенных подхода к определению К.: первый ориентирован на актуальные действия, второй — на мотивы действия. Последователи первого подхода (Р.Мак и Р.Снайдер) ратуют за относительно узкое определение К., считая его частным видом соц. взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. При этом предлагается отграничить от К. др., близкие к нему по содержанию явления (конкуренция, соперничество, соц. расколы, антагонистические интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки) и рассматривать их источниками, лежащими в основе К. Последователи второго подхода (Р.Дарендорф), отвергая такое узкое определение К., предлагают включить в его дефиницию как противоречивые психол. состояния, так и разл. формы открытых столкновений (действий). Системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологические разногласия социологов и психологов в отношении содержательной дефиниции К. Осн. значения К.: 1. В философии: категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия. 2. В социологии: столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, соц. группами, классами. 3. В бихевиоризме: результат действия стимулов, вызывающих несовместимые реакции организма. 4. В психоанализе: противоречие между интеллектуальными импульсами и/или составными элементами личности, напр., между «Оно», «Я», «Сверх-Я». В совр. соц.-гуманит. знании сформировалась междисциплинарная отрасль исследований — конфликтология. Лит.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994; Mack R.W., Snyder R.C. The analysis of social conflict toward an overview and synthesis // J. of conflict resolution. 1957. Vol. 2. № 2; Dahrendorf R. Class and conflict in industrial society. Stanford, 1959; Fink C.F. Some conceptual difficulties in the theory of social conflict // J. of conflict resolution. 1968. Vol. 4. № 12; Thomas K. Conflict and conflict management // Handbook of industrial and organizational psychology. Chicago, 1976. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КОНФЛИКТ
неизбежное проявление противоречивости жизни общества, результат различного отношения групп к энтропийным процессам, к дезорганизации, к вызову истории. К. можно рассматривать как такую модификацию дуальной оппозиции, полюса который существует, взаимно дезорганизуя друг друга, пытаясь друг друга ликвидировать, постоянно нанося ущерб друг другу, отказываясь от взаимопроникновения. К. не сводится к столкновению утилитарных интересов лиц, групп, сообществ. В конечном итоге в его основе лежит борьба за разные версии общего порядка в стране и мире, борьба носителей разных версий господствующего нравственного идеала. К.
может возникает и усиливаться в результате расхождения вариантов интерпретации.
Ослабление К. требует диалога между вариантами интерпретации. Оценка К.
разных культурах существенно различна. В традиционных культурах, если речь идет о ситуации внутри "своих", расценивается как явление ненормальное, дискомфортное, но К. с внешними силами рассматривается как комфортное естественное явление. "В 1917 году враг был очевиден" - вот он там, за баррикадой. А сегодня он где?" (Ярин В.А. XIX Всесоюзная конференция КПСС, 1988). Теперь сама неясность, кто именно - другая сторона К.
дискомфортный фактор.
В культурах, склонных к манихейству, конфликтующие силы отождествляют противоположные стороны со злом, а себя - с добром. В этом случае оппонент, само его упоминание вызывает дискомфортное состояние. К.
здесь рассматривается как абсолютно неизбежное явление, вытекающее из дуализма мира. Важнейшее его проявление - классовая борьба. В подобное представление о К. вплетено представление об их естественном перерастании в инверсию, ведущем к косе инверсии. Крайней формой К. в этой культуре является война, которая может быть признана в той или иной (суб) культуре как желательная. Однако возможен и иной выход из К., т.е. переход к компромиссу. Переход к либеральной цивилизации с ее принципами плюрализма и диалога не уничтожает сами К., но подчиняет их медиационной логике (Медиация), что характеризуется постоянным, все более последовательным стремлением перевести К. в сферу культуры, рассматривать насилие как анахронизм, превращая диалог, спор в комфортную форму жизни.
В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, в разные периоды господствуют разные подходы к К. В одним случаях (на этапе крайнего авторитаризма) преобладали попытки его рассмотрения как обычного состояния любого значимого социального процесса. Любой К. рассматривался как проявление классовой борьбы. На этапе господства позднего умеренного авторитаризма (шестой этап) преобладает представление о перемещении К.
сферу отношения с другими странами и народами, тогда как во внутренних отношениях К. потерял свою остроту. В условиях господства соборно-либерального идеала преобладает стремление отказаться от рассмотрения социальной деятельности как бесконечной драки за блага. Тем не менее это не мешает различным манихейски настроенным группам истолковать реальность через всеобщий К. с мировым злом, выступающим в разнообразных формах, например в форме внешних врагов, втянувших нас в разорительную гонку вооружений, разлагающих нас, заражающих СПИДом и т. д. Для либерального нравственного идеала характерно рассмотрение К. как стимула и элемента диалога.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

КОНФЛИКТ
(лат. conflictus – столкновение) – в широком смысле – частный случай противоречия. К. социальный – противостояние или даже столкновение субъектов социального действия. Иногда социальный К. рассматривается более широко – как рассогласованность элементов функционирования общества (К. производительных сил и производственных отношений, К. нравственных и правовых норм). Социально-философское изучение К. связано с пониманием характера функционирования и развития общества. Создана особая дисциплина, изучающая К., – конфликтология. К проблемам изучения К. в рамках социальной теории непосредственно в конце XIX – начале XX в. подошел Г. Зиммель , который обратил внимание на позитивные функции К. в обществе. Однако ранее идея конфликта, борьбы, революции стала одной из центральных в социальной теории К. Маркса.
Согласно концепции марксизма , в архаических обществах область действия К. ограничена внешними, межобщинными отношениями. В далекой исторической перспективе К. должны утратить свою остроту и «античеловеческую» форму; из сферы экономики и политики они переместятся в области взаимоотношения общества и природы, в сферы искусства, межличностных отношений. К. перестанет носить классовый характер, он станет либо общечеловеческим, либо межличностным. Но на определенной стадии общественного развития эта форма становится господствующей, охватывает все сферы жизни общества.
Классовый К., с точки зрения марксизма, имеет две формы: антагонистическую и неантагонистическую. Антагонистический (непримиримый) К. между классами имеет экономическую основу – противоречие между собственниками средств производства и теми, кто ими не владеет и, соответственно, не может распоряжаться плодами своего труда. Однако К. приобретает общесоциальный размах только тогда, когда классовое сознание достигает определенной ступени развития – когда «класс в себе» превращается в «класс для себя», то есть осознает свой классовый интерес, пути изменения отношений собственности, обращается к политической борьбе, с помощью которой он надеется захватить власть и с ее помощью изменить экономические основы своей жизни.
Антагонистический классовый К., таким образом, разрешим только с помощью революции – коренной ломки всех социальных институтов; он формируется в экономике, отражается в той или иной форме на уровне идеологии и приобретает наиболее острую и часто кровавую форму в сфере политики, в сфере борьбы за власть. Государство в обществе с антагонистическими классовыми интересами не может, по мнению представителей марксистской теории, выполнять роль беспристрастного арбитра – выразителя общесоциального интереса; оно включено в классовую борьбу на стороне господствующего до сих пор класса.
Пожар разгоревшегося классового К. никто не может погасить, с его помощью коренным образом меняется вся социальная система. Все социальные институты – собственности, права, государства, семьи и т. д. – меняют классовую направленность. Меняется и природа самих классов – участников К., изменяется их отношение к собственности, политическое положение, идеология. На социальную арену выходят новые участники, начинается новый виток развития социального К. Однако поскольку этот К., как правило, институализирован (организационно оформлен), он не ведет мгновенно к новому социальному взрыву, а развивается медленно, будучи обставлен множеством противовесов, сдерживающих факторов. Новый классовый К. должен вызреть в глубинах экономики, «подняться на поверхность» – проявиться в каждодневных человеческих взаимоотношениях. Кроме того, для нового революционного взрыва необходима особая революционная ситуация, общенациональный кризис, в условиях которого перестают действовать привычные методы сдерживания недовольства.
Современные западные исследователи (Р. Дарендорф, Л. Козер), отдавая дань Марксову анализу социальных противоречий, тем не менее считают, что значение классового К. в XX в. снижалось. Уже нельзя сказать, что промышленные рабочие – самая передовая, самая массовая, самая организованная и в то же время самая обделенная часть общества. В постиндустриальном обществе на первый план выдвигаются инженерно-технические работники, управляющие, представители сферы услуг. К. между предпринимателем и рабочим приобретает локальный характер, он не распространяется на все сферы жизни общества; четко отработаны формы регулирования К. в экономической области.
Вместе с тем, по мнению Дарендорфа, К. вездесущ, его формы становятся всё многообразнее (сам исследователь выявил не менее 15 типов социальных К.), К. «накладываются» друг на друга, уже не прослеживается прозрачная связь между экономическими и политическими характеристиками класса. Р. Дарендорф даже вводит понятие «ситуационный класс». Это та вполне реальная, известная всем группа людей, которая официально правит в данный момент. К «ситуационному классу» относятся президент, премьер-министр и министры, высшие судебные чиновники, администрация, неоппозиционная часть парламента. Такой «класс» не имеет целостного и устойчивого экономического, политического и идеологического лица, это временная общность, а не универсальный субъект социального действия. Такой «класс» – носитель одной из многообразных форм К. в системе управления.
В любой иерархически построенной системе социальные отношения существуют в рамках навязанных индивидам социальных ролей, которые ощущаются как принуждение. Всякая норма, правило, традиция предполагает исполнителя и того, кто следит за их исполнением. К. есть форма проявления свободы, возникает он из простейшей «клеточки» отношений неравенства – отношений господства и подчинения. Любая регуляция социальных отношений, основанная на законе, норме, правиле, включает элемент принуждения и может вызвать К. К. неотделим от хорошо организованной социальной системы. Но если общество не хочет признавать саму возможность возникновения К., этого порождения свободы, то оно загоняет К. внутрь, что делает его неизбежное проявление в будущем более разрушительным.
Если К. – порождение отношений управления, то его надо превратить в рычаг управления: надо выявить, осознать, сделать его предметом общественного внимания. Это поможет определить реальные причины К., область его возможного распространения. Каждый конкретный К. имеет относительный характер, он локализуется в определенной области; К. в целом есть универсальная форма человеческого общежития, он абсолютен. Осознание этого обстоятельства есть условие индивидуальной свободы, предпосылка противостояния личности силе обстоятельств. К. в этом случае не затягивает человека целиком, ибо в современном стратифицированном обществе нет абсолютного согласия и абсолютного противостояния, мы не играем всю жизнь одну и ту же пьесу, а участвуем одновременно в самых разных спектаклях. Социальный мир если и предполагает «войну всех против всех», то «войну» по правилам, «войну» организованную, «войну», в которой твой противник, поднимая забрало, обнаруживает поразительное сходство с тобой: войну-игру, войну-диалог, войну-противоречие.

Источник: Краткий философский словарь.

Конфликт
от лат. conflictus - столкновение) — способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разобщенности достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития. Можно сказать, что конфликту доступны все возможные сферы человеческой жизнедеятельности. Даже отдельная личность испытывает состояние внутреннего разлада, конфликта чувств и потребностей, борьбы желаний и запретов. Не случайно, древнегреческий мудрец и философ Гераклит считал, что вражда лежит в основе мироздания, что единственный всеобщий закон, царящий в космосе, это «война - отец всего и царь всего». Проявления конфликта исключительно многообразны. Конфликты могут возникать между отдельными враждующими группировками в рамках одного коллектива и между различными коллективами, могут характеризовать взаимоотношения религиозных сект или партийных фракций, приобретать форму забастовок и революций, ожесточенных классовых битв и межнациональных столкновений, локальных и мировых войн. В зависимости. от целого ряда привходящих обстоятельств они могут иметь различный характер, границы, степень остроты и тому подобные качественные состояния. Поэтому в научной литературе можно встретить самые различные определения этого понятия. Каждое из них подчеркивает одну или несколько особенностей состояния конфликта, важных для определенной науки, допустим, психологии, социологии, культурологии, истории, или для особых задач конкретного исследования. Наибольшее распространение в современной западной литературе получило определение конфликта, предложенное американским ученым Льюисом Козером и вошедшее во многие словари и энциклопедии по общественным наукам. Под конфликтом он предлагает понимать «борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные блага; борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». Для представителей психологической науки более подходящим будет определение, где конфликт рассматривается как разновидность психического напряжения между участвующими сторонами, вызванного открытым антагонизмом, враждебностью. Культуролог обратит внимание, прежде всего, на роль конфликтов в расцвете и гибели цивилизаций, на противодействие культур как одну из разновидностей конфликтного взаимодействия. Вместе с тем, можно обозначить ряд общих признаков, характерных для состояния конфликта в самых разных областях его проявления. Во-первых, необходимым условием конфликта является наличие как минимум двух сторон. Этими сторонами могут быть индивиды, группы людей, классы, даже культуры. Данное условие, конечно, не означает, что в конфликте всегда только две стороны. Их может быть гораздо больше. Но лишь при наличии двух сторон можно говорить о возможности конфликта. Кроме того, в процессе развития конфликта типичной является тенденция к поляризации сторон, к разделению целого на, как минимум, две противостоящие друг другу части, каждая из которых, в свою очередь, может иметь сложное строение, допускающее собственное состояние конфликтности. Во-вторых, необходимым условием конфликта является наличие «дефицита», т. е. ограниченного количества материальных или духовных благ, когда все желающие не могут свободно удовлетворить в них потребность в полной мере. Причем, дефицит может быть самого разного рода. Это могут быть вещи, ценности, материальные и духовные блага, могут быть и социальные функции, престижные занятия и общественные роли, бюрократические должности и рабочие места. В-третьих, конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к достижению цели или получению выгоды за счет друг друга. В такой ситуации успех одной стороны обязательно будет означать неудачу другой. Поэтому конфликтующие стороны всячески стремятся к тому, чтобы ликвидировать, либо, по меньшей мере, поставить под контроль противоположную сторону. Отсюда тот личностный, человеческий элемент, который присутствует практически в любом конфликте и который приводит к необходимости сформулировать еще одно правило- В-четвертых, важным аспектом конфликтных отношений является власть. В ситуации конфликта всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения общественной позиции, с помощью которой можно контролировать и направлять поведение другой стороны. Проблематика конфликта с давних пор привлекает внимание ученых разных специальностей. Однако только в наше время, приблизительно со второй половины 50-х годов нынешнего столетия, можно говорить о возникновении научного направления, в рамках которого эта проблематика исследуется специально и всесторонне (См.: Конфликта теории). Общество предоставляет конфликтологам богатый материал для построения всевозможных моделей, теоретических концепций и выводов. Причем современное общество нисколько не уступает в этом отношении предшествующим этапам мировой истории. Об этом прямо свидетельствует история войн и крупных социальных конфликтов XX столетия. По числу вооруженных конфликтов, разрушительной силе оружия, взаимной ненависти противостоящих идеологий и гибели людей, нынешнее столетие будет рассматриваться как наиболее воинственное и жестокое. Поэтому столь актуальным сейчас становится исследование проблем взаимодействия конфликта и современного общества. (Конфликт и общество.) Исследование особенностей протекания социальных конфликтов в исторических, национальных, политических условиях отдельных стран приводит к выводу о существовании тесной зависимости между общим состоянием социальной конфликтности и культурным наследием, традициями народного развития. Будет ли конфликт сопровождаться кровавыми сражениями или ограничится парламентскими дебатами - во многом зависит от традиций культурного характера, привычных особенностей поведения в конфликтной ситуации. Поэтому вполне естественно ставить и изучать вопрос о самобытных особенностях российской конфликтности, о восприятии конфликтной ситуации русским человеком и представителями тех народов, историческая судьба которых тесно связана с Россией (Конфликта традиции.) Как бы глубоко мы ни проникали в природу социальных отношений конфликта, мы никогда не сможем с полной уверенностью сказать, как будут развиваться и чем закончатся конфликтные события в каждом конкретном случае. И дело здесь не в ограниченных способностях нашего разума, а в особой природе самого конфликта, в высокой степени хаотичности происходящих в его рамках социальных явлений и принципиальной непредсказуемости случайных комбинаций всевозможных факторов. Социальные взаимотношения в конфликте - это открытая система, способная усваивать внешние воздействия и тонко реагировать на внутренние качественные изменения конфликтной ситуации. Посредством конфликта реализуется возможность спонтанного возникновения «порядка из хаоса», общее свойство случайно-закономерного движения общественной жизни. Признавая неизбежность социальных конфликтов в жизни общества, нельзя однако считать, что любой конфликт неизбежен в той форме, в тех масштабах и такой напряженности, в каких именно он выступает. То, что нельзя избежать всех конфликтов, вовсе не означает, что нельзя избежать ни одного из них. Проблематика регулирования социальных конфликтов представляет собой часть более широкой проблемы управления социальными процессами вообще. (См.: Менеджмент конфликтный.) Важная роль в осознании конфликтных отношений, а значит и в управлении ими, принадлежит посредникам, функции которых с успехом могут выполнять как организации, так и частные лица. В современной теории конфликта накоплен богатый опыт использования посреднических услуг в конфликтных ситуациях, а также возникающих в этом процессе особых проблем и закономерностей. ( Медиаторинг конфликтный.) Наблюдение над развитием социальных конфликтов показывает, что продуманные усилия, направленные на их предупреждение и регулирование, вполне достигают поставленных целей. С их помощью возможно оттянуть начало социального конфликта, направить в безопасное русло его разрушительную энергию, предупредить или ослабить его негативные социальные последствия. Конечно, к каждому конфликту должен быть осуществлен максимально индивидуализированный подход, ибо как не бывает двух одинаковых людей, так не бывает и двух совершенно одинаковых конфликтов.

Источник: Человек и общество. Культурология

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
90.15 кб

Культура. экономика. власть (конфликт или конвергенция?)

Диденко В. Д.
Проблема соотношения таких социальных явлений, как культура, экономика и власть актуализируется тем обстоятельством, что долгое время в нашей обществоведческой науке доминантным остается представление о приоритете материальной жиз
Читать PDF
394.37 кб

Конфликт принципов «труда» и «рождения» в философии XIX-XX веков

Кожурин Антон Яковлевич
Статья посвящена конфликту принципов «труда» и «рождения» в философии XIX-XX веков. Автор исследует преломление данных принципов в европейских и русских концепциях от Гегеля до Розанова и Хайдеггера.
Читать PDF
619.62 кб

Конфликт типов теоретической и практической рациональности в русской философии и науке XIX века

Кузнецова Ирина Сергеевна
Анализируется процесс формирования нового типа рациональности в трудах Н. И. Лобачевского. Выявляются причины враждебного отношения к новой теории выдающихся русских математиков.
Читать PDF
264.71 кб

Конфликт и порядок в цивилизационных структурах

Хен Михаил Павлович
Автор статьи изучает конфликты цивилизаций. Он считает, что причины этих конфликтов обусловлены ценностными ориентирами.
Читать PDF
276.17 кб

А. Мелихов. Конфликт иллюзий

Фетисова Т. А.
Читать PDF
1.47 мб

Конфликт в контексте генезиса античной философии (античные модели)

Любимов Геннадий Павлович
Читать PDF
355.81 кб

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ И КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Джерелиевская И. К.
Читать PDF
1.57 мб

ИММАНЕНТНОСТЬ, КОНФЛИКТ И ИСТОРИЯ: ИТАЛЬЯНСКАЯ МЫСЛЬ РОБЕРТО ЭСПОЗИТО

Дубилет Алексей
Читать PDF
220.59 кб

Конфликт как принцип в различных картинах мира: введение в философию конфликта

Левашева Е. В.
Статья рассматривает понимание конфликта в различных картинах мира. Новоевропейская, основывающаяся на диалектической системе Гегеля, понимает конфликт как основу всеобщего развития. Античные и со
Читать PDF
186.09 кб

Конфликт интерпретаций Поля Рикёра

Кашин В. В., Мельник О. А.
Поль Рикёр один из самых значительных философов XX в. Он создал обобщающую философию человеческого бытия. Темы, исследованные Рикёром, связаны друг с другом: Воля Зло Символ Метафора Повествование Инаковость Память.
Читать PDF
172.08 кб

Конфликт педагогических взглядов Сократа с афинским демократическим общественным сознанием

Зберовский А. В.
Статья посвящена анализу тех взглядов Сократа на воспитание юношества, что оказались оппозиционными для афинской демократии и, в конечном итоге, привели к казни великого философа.
Читать PDF
763.51 кб

Конфликт как фактор развития и реализации функций живых и сложных кибернетических систем: сравнитель

Котов Александр Владимирович, Алакоз Геннадий Михайлович, Рабичев Игорь Энгелович
Представлен экспериментально-теоретический обзор гипотез и концепций о природе и сущности конфликта как самостоятельного фактора системогенеза функций в живом организме, а также возможной причины «самодетерминации активности» форм
Читать PDF
225.22 кб

Дихотомия культуры как конфликт ценностей

Болтунов В. С.
В статье проанализировано состояние современной культуры с точки зрения сложившейся иерархии жизненных ценностей, при которой приоритетное значение получили материальные ценности в ущерб духовным.
Читать PDF
233.12 кб

Конфликт: историко-психологический анализ понятия

Сошников А. Е.
Статье рассматривается эволюция понятия «конфликт» в контексте развития философской мысли. В работе рассмотрены взгляды философов и мыслителей на такие категории как война, противоборство, конфликт.
Читать PDF
0.00 байт

Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций

Михайлов Петр Борисович
Предлагаемый материал представляет собой аналитический обзор наиболее ярких и по сути своей противоположных интерпретаций богословия истории Оригена, принадлежащих христианским богословам и исследователям патристической мысли совр

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ. ОЧЕРКИ ПО ГЕРМЕНЕВТИКЕ

    Le conflit des interpretations. Essais dhermeneutique. P., 1969; рус. пер. 1995) — одно из главных произведений П. Рикера. В этом труде определяются пути создания философской антропологии 20 в., в которой должны учитываться все зна
  • КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    лат. conflictus — столкновение, разногласие, спор) — прямое или опосредствованное отражение иск-вом жизненных противоречий. К. х., составляющий в своей содержательной стороне сферу тематики, может нали
  • Конфликт и Общество

    совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодействия, зависимости и проявления конфликтов в общественной жизни. Социальный конфликт, как и любое сложное социальное явление, тыся
  • Конфликт культурный

    критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями и группами, личностью и группой, личностью и обществом и т.д. Культурный конфликт специф
  • Межличностный конфликт

    ситуация взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимы
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

    острое столкновение противоположных политических сил, взглядов.
  • Конфликт драматический

    специфически эстетическая форма выражения жизненных противоречий, форма воспроизведения в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, идей, стремлений, страстей. К.
  • КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ

    специфическая ситуация морального выбора, в к-рой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нра
  • ПЕРМАНЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ

    тип межкультурного взаимодействия, который характеризуется как деструктивная форма последнего, предполагающая "войну на уничтожение". Высокая степень активности сторон сочетается здесь с их мак
  • КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    лат. conflictus - столкновение) — столкновение религ. индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религ. деятельности и правил построения религ. орг-ции. К. р. может выливаться в
  • КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

    один из видов социального отношения, выражающийся в ситуации противостояния, борьбы между отдельными индивидами или социальными группами, пронизывающей все области общественных отношений и все
  • Конфликт межэтнический

    форма гражданского или вооруженного противостояния, в которой стороны мобилизуются, действуют и страдают по признаку этнических различий. Причины – территориальные, политические, экономические
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

    конфликты, возникающие между двумя или несколькими государствами, расположенными в каком-либо географическом районе (напр., на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и т.п.). Протекают в различных фо
  • Конфликта теории

    совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направлений исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конфликту в различных его проявлениях. Ученые разных
  • ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

    одно из основных направлений в макросоциологии, которое ставит в центр анализа социальных процессов конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е гг. XX в. развивается в ка
  • Конфликта традиции

    направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания и преобразования конфликтных отношений в конт
  • И. Кант: Добрая воля в конфликте со счастьем

    В «Обосновании к метафизике нравов», в «Критике чистого разума», да и в других этических произведениях Кант широко использует понятие добрая воля". Это очень важное для него понятие — и проблема т
  • Конфликтное взаимодействие

    взаимодействие между людьми, при котором участники конфликтной ситуации реализуют свои антагонистические позиций.
  • Медиаторинг конфликтный

    направление регуляции социальных конфликтов с помощью посредничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные теоретические и практические вопросы — от границ примене
  • Менеджмент конфликтный

    раздел современной конфликтологии, изучающий проблемы управления конфликтными отношениями. Всеобщность и постоянство конфликтов в жизни общества не означает неизбежности отдельного конфликта