Гармония
понятие, характеризующее соразмерность, пропорциональность, взаимодополняемость, взаимосодействие частей в целом.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Гармония
(αρμονία) согласие, созвучие. Греки называли некогда всю музыку гармониею и олицетворяли ее в образе дочери Марса и Венеры.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Гармония
греч.) – дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Боги подарили ей на свадьбу пеплос и ожерелье работы Гефеста. Это ожерелье стало источником несчастий для всех, кто владел им – оно было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и др.
Источник: Мифологический словарь
ГАРМОНИЯ
(от греч. haimonia — связь, стройность, соразмерность) — соразмерность частей и целого, сочетание различных компонентов, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
ГАРМОНИЯ
Дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Боги, которые присутствовали на свадьбе Г., подарили ей пеплос и ожерелье работы Гефеста. Это ожерелье стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; оно было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и др.
Источник: Словарь греческой мифологии
ГАРМОНИЯ
[гр. harmonia связь, стройность, соразмерность] – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Гармония
от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, а также созвучие, согласие, в эстетике как существенная характеристика прекрасного. В философии Пифагора — организованность космоса, в противоположность хаосу.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
ГАРМОНИЯ
органическая слаженность, соразмерность, «созвучие» частей в основе и системе целого; диалектический смысл этого понятия раскрывается в соотнесении с его противоположностью – дисгармонией (нарушением меры, несоответствием части целому); Г. и дисгармония – два по
12 люса единого процесса развития, два взаимопереходящих состояния вещества и энергии в мире, ни одно из которых не должно быть абсолютизировано.
Источник: Русская философия: терминологический словарь.
Гармония
от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, противоположная хаосу, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; соответствие, логичность, созвучие, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, благостройность; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; стройность идей; самая наука о созвучиях, о логической соразмерности.
Источник: Тематический глоссарий по философии
ГАРМОНИЯ
один из ценностных регулятивов научного познания, состоящий в убеждении, что в основе бесконечного разнообразия наблюдаемых явлений лежит относительно небольшое количество фундаментальных законов и констант, регулирующих это разнообразие, что все объективные взаимодействия и взаимосвязи основаны на принципе наименьшего действия или принципе минимакса, что природа в своем функционировании — проста, экономна и не терпит излишеств. (См. симметрия, идеалы и нормы научного познания).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
Гармония
греч. harmonia – соответствие, соразмерность, согласие, созвучие) – согласованность, взаимное соответствие предметов, явлений, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Эстетика Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека. Основы гармонии видели в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого. Гармония считалась существенным признаком и источником прекрасного. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
ГАРМОНИЯ
(Harmonie; от греч. harmonia) — созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в едином целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасном равновесии. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).
Е. Sprangen W. v. Humboldt und die Humanitätsidee, 1909; A. Adam. Spannungen und H., 1940; H. Kayser. Lehrbuch der Harmonik, 1950.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ГАРМОНИЯ
(harmonia) — (связанность, слаженность) —установка культуры, ориентирующая на осмысление мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (надежда). В античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон: «все происходит по необходимости и согласно с Г.» (Филолай). Проявления Г. в физике — симметрия, фрактальность; в инженерных приложениях — «золотое сечение»; ряд Фибоначчи — для событий; Нраспределение — для структуры ценозов. Г. сфер — античное учение о музыкальном звучании планет в рамках геоцентрических представлений.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
ГАРМОНИЯ
греч.-связь, стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории, обозначающие органическую слаженность, соразмерность, "созвучие" частей в системе целого на основе определенных закономерностей, органическое единство многообразия. В античности гармония мыслилась как основная черта бытия вообще, как упорядоченность Космоса, противостоящая хаосу. Согласно греческому миросозерцанию, вместе с симметрией, порядком и мерой гармония составляет основу прекрасного. В эстетике Возрождения гармония считалась не только существенным признаком, но даже источником прекрасного. Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание гармонии, по-новому трактовала ее связь с прекрасным. В искусстве многообразие гармонических отношений зримо раскрывается через звуковую гармонию (аккорд, лад, стихотворный размер); через пропорции в архитектуре, выражающие соотношение частей и целого; через цветовую гармонию, построенную на закономерностях цветового круга; через композиционные закономерности и т. д.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Гармония
состояние многого как единого целого, характеризующее слаженность членов сложных совокупностей, ансамблей, коллективов, участников единого действия в некотором данном фиксированном отношении. Г. есть приведенные к одному и тому же единству различия, противоречия или ограниченное до некоего узлового значения разнообразие в структурной организации объекта: внутренне непротиворечивое в гармонизации не нуждается. Гармония весьма чувствительна к "эффекту мелочей": даже малая деталь может ее нарушить, либо, напротив, восстановить, если совершается опытной рукой мастера. Г. есть противоположность дисгармонии. Частные случаи и проявления Г.: норма систем и подсистем организма как противоположность патологии, симфония как противоположность какофонии, синхронность движений как противоположность движениям асинхронным, резонансу. В музыке есть теория Г. - учение о полифоническом звучании, о правильном, благозвучном соединении и сочетании звуков, различающихся тональностью, длительностью, высотой, силой, тембром, громкостью, специфической "окраской" и т. п.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Гармония
Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии, объединяющей последовательность звуков). Существует также цветовая гармония, гармония человеческих взаимоотношений и т. д. Лейбниц рассуждал о предустановленной гармонии между душой и телом; он отвергал возможность воздействия каждой из этих двух субстанций друг на друга, но в то же время не оспаривал общепринятого мнения об их исключительном согласии (я хочу поднять руку, и моя рука поднимается). Душа и тело, таким образом, подобны двум часовым механизмам (образ принадлежит Лейбницу), настолько хорошо изготовленным и столь точно отрегулированным, что они всегда будут идти одинаково, хотя нам нет нужды предполагать существование между ними какой‑либо каузальной связи. Эта теория, которую так же трудно принять, как и опровергнуть, объясняет, почему впоследствии предложенное Лейбницем выражение зачастую употреблялось в уничижительном смысле. Предустановленная гармония выступает в ее рамках чем‑то вроде первородного чуда, слишком невероятного, чтобы мы могли в него поверить. В самом деле, трудно отрицать, что гармония – далеко не самое вероятное из возможных сочетаний, потому‑то она редко бывает задана изначально. Гармония гораздо чаще есть результат труда или приспособления, чем результат слепой удачи.
Источник: Философский словарь.
Гармония
Прекраснейшая из женщин, дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма, мать Ино, Агавы, Семелы, Автонои и будущего фиванского царя Полидора. В своих странствиях Кадм однажды убил дракона и, войдя в пещеру, где раньше жил дракон, увидел там девушку неописуемой красоты, узницу дракона. Когда Кадм и Гармония выходили из пещеры, Кадм увидел у пасти убитого змея что-то золотое, ярко сверкающее, но не стал подходить ближе.
Вскоре они увидели спускающуюся с неба лестницу, по которой шли Зевс с Герой, Посейдон с Амфитритой и Арес с Афродитой. Вмиг появились столы с явствами, и Зевс объявил, что в награду за подвиг он дает Кадму в жены Гармонию. Они зажили счастливо, но однажды Кадм вспомнил про золото дракона. Гармония тотчас пожелала иметь его и послала мужа за ним. У пещеры сидела Афина под видом нимфы и предупредила, чтобы Кадм не брал золото, но тот испугался гнева жены и нашел под костями дракона золотое ожерелье невиданной красоты. (Вариант мифа:: ожерелье работы Гефеста, которое было подарено Гармонии в день свадьбы).
Когда Кадм принес ожерелье Гармонии, та решила подарить его своей дочери Семеле. Однако вскоре Семела погибла, сгорев в пламени своего возлюбленного Зевса. Потом ожерельем владели по очереди Агава и Автоноя, но и те скоро погибли. На старости лет Кадм и Гармония, потерявшие дочерей, покинули Фивы.
«Боги карают меня за убийство змея, лучше б и мне стать змеей», – сказал однажды Кадм и превратился в змею. Гармония бросилась к нему, обвила его тело руками и тоже стала змеей. Впоследствии боги перенесли их на острова блаженных. О бедствиях, причиненных ожерельем Гармонии, существует целый ряд рассказов, в частности, им была подкуплена Эрифила, преступная жена Амфиарая.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.
Гармония
(от греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – пытаясь дать общее определение этого понятия, не сводя сферу его действия только к эстетике, тем более к музыке, обычно говорят о согласии, согласованности, соответствии. Но эти понятия сами нуждаются в определениях. Следуя самой этимологии слова, Г. можно охарактеризовать как соразмерность, взаимодополнительность элементов по отношению друг к другу и объединяющей их целокупности. Однако взаимодополнительность необходима, но ещё недостаточна, чтобы имела место гармония. Когда поэты видят гармонию в природе (Ф.Тютчев: «Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе»), они, наверное, не имеют в виду просто хорошо организованный геобиоценоз. Не отдавая порой себе отчета, они говорят о взаимодополнительности, основанной на любви поэта к природе (Ф.Тютчев: «Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля») и предположении, что и одухотворенная природа тоже отвечает им любовью, принимает их в себя. Гармония это и есть соразмерность, взаимодополнительность, основанная на взаимной любви, т.е. признании самоценности друг друга. И совсем не обязательно эта взаимная любовь является осознанной (даже и на человечеком уровне). Если есть «сокровенное внутреннее вещей» (Т. де Шарден), субъективность на любом уровне бытия, то возможна и синтонность между разными носителями субъективности.
Г., как и любые другие атрибуты, не следут абсолютизировать Во-первых, не всякая гармония однозначно есть добро. Гармонические отношения внутри замкнутой системы могут наделять её особой разрушительной силой для других систем. Во вторых, Г. неизбежно нарушается изменениями, идущими из бесконечного мира, и если она не реагирует адекватно на процессы развития, то может превратится в застой.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.1: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 97; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 4-6.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
ГАРМОНИЯ
греч. armonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (см. Надежда). Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением, у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие", "договор", "мирное событие"). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон: "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить гармонию пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы (см. Гармония сфер) - до новоевропейского искуса "проверить алгеброй гармонию" (А.С. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности: "скрытая гармония лучше явной" (Гераклит), "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием" (Гегель) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия - при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом - приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология), генетически восходящей к окказионализму (см. Окказионализм) с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально - при заводе - синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: "Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм)
М.А. Можейко
Источник: Новейший философский словарь
ГАРМОНИЯ
гр. harmonia — созвучие, согласие, противоположность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты. Г.— показатель, мерило исторически достигнутого уровня практически-духовного освоения человеком окружающей действительности. Являясь «результатом движения, уничтожающего существующую дисгармонию» (Маркс К.., Энгельс Ф., т. 26, ч. II, с. 588), Г. всегда относительна, исторически конкретна. Будучи объективным проявлением совпадений внешнего мира с потребностями свободного и всестороннего саморазвития человека, она выступает неотъемлемой качественной характеристикой содержания эстетического идеала, высшей социально-эстетической цели общественного развития — формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Как диалектическое единство реального и идеального, Г. предстает в качестве одного из важнейших критериев эстетической оценки (Оценка эстетическая). Понятие «Г.» присуще всем осн. эстетическим учениям как одна из гл. категорий эстетики, содержательно совпадающая с понятием о прекрасном, о красоте как единстве многообразного. «Нет красоты ни в чем без гармонии» (Платон). В зависимости от исторического уровня развития об-ва и самой эстетической теории понятие «Г.» получало различные, в чем-то дополняющие друг друга истолкования. Осн. ее характеристики разработаны уже в античной эстетической культуре, где Г. выступает как универсальный эстетико-космологический принцип мировоззрения. Она понимается здесь либо как мыслимое совершенство божественного космоса, либо как сверхприродная сущность вещей, недостижимая в реальной практической жизни, либо как мера всех вещей, идеал, к к-рому должен стремиться человек в своем творчестве (пифагорейцы, Платон, Аристотель). Античные философы отмечали диалектический характер Г. Классическое выражение эта идея античного сознания получила у Гераклита: «Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через вражду...» (борьбу). В обогащенном и развернутом виде эта мысль органична для совр. научной эстетики, а также практики революционной борьбы за совершенствование, гармонизацию отношений об-ва и природы, личности и об-ва. В совр. мировой эстетике в зависимости от идейных и гносеологических установок приверженцев тех или иных направлений и эстетических концепций Г. понимается как: объективная возможность отношений человека с миром и досягаемый идеал; субъективно мыслимое и недостижимое совершенство, относящееся к сверхприродной сущности вещей; достижимый лишь в сфере иск-ва идеал красоты, призванной спасти мир; формальная характеристика композиции, структуры эстетически значимых предметов, родственная по смыслу понятиям пропорция, симметрия, мера и др. В марксистско-ленинской эстетике Г. осмыслена как объективная возможность соответствия меры предметов каждого вида и исторически меняющейся меры человека, взятого в качестве родового существа, как «творчество по законам красоты». Соответственно в искусстве Г.— это предмет отражения и одновременно худож. воплощение идеала совершенной действительности, основание эстетической критики наличного бытия. Иск-ву принадлежит заслуга открытия многообразия гармонических отношений человека с миром, прогнозирования возможностей гармонического и всестороннего развития человеческой личности. Иск-во эпохи Возрождения, напр., утвердило идеал земного человека, способного наслаждаться полнотой жизни, что отвечало потребностям восходящего капитализма (Возрождения эстетика). Позднее иск-во осуществило всестороннюю критику дисгармонической буржуазной действительности. Социалистическому иск-ву принадлежит худож. открытие человека не только как носителя и цели гармонического развития, но и как источника гармонического мироустройства; оно воплотило в своих произв. образ человека — революционера, преобразователя, творца, осуществляющего целенаправленную гармонизацию об-ва и личности.
Источник: Эстетика: Словарь
ГАРМОНИЯ
от греч. ??????? – связь, стройность, соразмерность частей) – категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин "Г." непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо "согласие", "договор", "мирное сожительство" людей. В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, "все произошло по необходимости и согласно с гармонией" ("О ритмах и мерах"). Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие "Г.", понимая ее как единство противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2, 1155 в 4). У Гераклита Г. – не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: "Скрытая гармония лучше явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г." социальное, нравств. значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях ("Государство" III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (Probl. XIX, 917 в17 – 923а3). Разные Г., т.е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ. значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ. групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию подражания Аристотель постоянно связывал с ритмами и Г. (там же, I5, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально- математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. I4). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ. антагонизмы. В последующие эпохи Г. греч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще. Значит. место понятие "Г." занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источникам прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "...гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избр. произв., т. 2, М.–Л., 1935, с. 76). В 18 в. понятие "Г." усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баумгартен, Бияьфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о "предустановленной" Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом ("Монадология", § 51 сл.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там же, § 78). У Лейбница это учение развито в целую филос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., напр. на Кондильяка (см. "Трактат о системах", М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее воспитат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1–3, 1711). Понятие "Г." было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гете, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. "Гармония есть... соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи" (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств. определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазия характерна для сравнительно ранних этапов истории, для "героического века" и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе "романтическое искусство", т.е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежный итог истории, как окончат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г. Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем социалистич. революции и построения коммунизма – неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич., общества, к-рое "открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создается реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия. Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857–1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4, [М.], 1935, с. 97–99; Лосев А. Ф., Эстетическая терминология древнегреческой литературы (эпос и Лирика), "Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та". М., 1954, т. 83, Кафедра классической филологии, вып. 4; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, М., 1936; Вertz В., Die Weltharmonie Monistische Betrachtung, Dresden, 1908; Zederbauer E., Die Harmonie im Weltall, in der Natur und Kunst, W.–Lpz., 1917; Karl E. F., Die Welt als Harmonie und Logik, Charlottenburg, 1911; Liertz R., Harmonien und Disharmonien des menschlichen Trieb-und Geisteslebens, M?nch., 1925; Burcnartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden K?nste, M?nch., 1949; Zeller E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 1, 7 Aufl., Lpz., 1923. А. Лосев, Б. Шрагин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Гармония (harmonia)
Порядок и мера слишком общие принципы структуры, не касающиеся в сущности содержания структурного целого. Содержание структурного целого предполагает не только наличие целого, но его раздельность и противоположение элементов на фоне объединяющей их целости. Тут возникает категория гармонии, неизбежно связанная с понятием единства противоположностей.
а) Платон в диалоге «Пир» (Conv., 187 а—с) приводит следующее высказывание Гераклита:
«Единое, — говорит Платон, — расходясь, согласуется само с собою, подобно тому, как гармония у лука и лиры». Было бы странно думать, будто Гераклит утверждает, что гармония «расходится» или что даже она состоит из расходящихся элементов. Может быть, Гераклит хотел сказать: гармония создалась из первоначально расходящихся высоких и низких тонов, пришедших впоследствии в согласие благодаря музыкальному искусству. Само собою разумеется, из расходящихся высоких и низких тонов гармония создаться не может, так как гармония — созвучие, своего рода согласие. Расходящееся и не приходящее в согласие невозможно привести в гармонию. Точно так же и ритм получается из быстрого и медленного темпов, которые сначала расходились, а потом пришли в согласие. Источник гармонии Платон усматривает в музыке, вносящей в единство противоположных элементов взаимную любовь и единомыслие. С этой точки зрения и музыка является наукой об элементах любви, относящихся к области гармонии и ритма. Для достижения гармонии нужны противоположности и нужно их согласие, их взаимная любовь. Что такое любовь в данном случае и как при ее помощи согласуется между собою противоположное, об этом ничего Платон не говорит. Разумеется, что и другое нетрудно дополнить из общего контекста платоновской философии.
б) Платон критикует «пифагорейское» учение о том, что душа есть гармония тела (Phaed., 91с—95а). По этой критике можно до некоторой степени судить и о том, что Платон понимает под словом «гармония»: «Гармония есть вещь сложная, и душа есть некоторая гармония, происходящая от напряжения телесных элементов» (Phaed., 92а). Это мнение Платона, утверждает Сократ, несостоятельно, потому что гармония не достигается «прежде существования тех частей, из которых ей надлежало составиться» (Phaed., 92Ь). «Для гармонии сначала получают бытие и лира, и струны, и звуки, пока негармонические, а гармония и после всего является, и прежде всего исчезает» (Phaed., 92с).
«Гармония или какое-нибудь другое сочетание не должно находиться в состоянии, отличном от состояния частей, входящих в сочетание... Первые и действуют и страдают .только так, как действуют и страдают последние... Поэтому гармонии остается не управлять теми на чалами, из которых она образуется, а следовать им. Значит, гармония никак не может находиться в движении, создавать звуки, вообще проявляться иначе, вопреки своим частям» (Phaed., 92е — 93а).
Платон здесь настолько сближает гармонию с составляющими ее элементами, что допускает даже такого рода аргументацию: если душа есть гармония, а гармония может быть настроена по-разному, то, значит, и само бытие души как бы имеет разные степени, и, кроме того, данная настройка исключает всякую другую (Phaed., 93а — 94е), хотя, можно сказать, что существуют разные виды гармонии, значит существует и разная «настроенность» души. Однако Платон настолько тесно сближает здесь гармонию элементов и самые элементы, что он отказывается даже от самостоятельного понятия гармонии. Вероятно, это особенность логической ситуации данного места «Федона», потому что Платон прав тут только в том, что сознание (душа) обладает гармонией, но не есть само по себе гармония.
в) Как и прочие эстетические формы, гармония у Платона главным образом проявляется в душе и в небе, Причем первое проявление происходит по аналогии со вторым. И в душе и в небе гармония есть, прежде всего, нахождение на собственном месте. Специальной формой гармонии души является целомудрие (Sophrosyne — термин, который, как мы знаем, надо понимать очень широко) «...Целомудрие походит на некоторую гармонию. Что это за гармония? То, что целомудрие — не как мужество и мудрость. Обе эти последние, находясь в известной части города, делают его: первая — мужественным, вторая — мудрым. А та действует иначе. Она устанавливается в целом городе и отзывается на всех его струнах, то более слабыми, то более сильными, то средними, но согласно поющими одно и то же звуками, — хочешь мышлением, хочешь силой, хочешь многочисленностью, деньгами, либо чем другим в этом роде, так что весьма правильно сказали бы мы, что целомудрие есть это — то самое единомыслие, согласие худшего и лучшего по природе в том, кому надо начальствовать и в обществе и в каждом человеке» (R. Р., 431е — 432а). Еще больше гармония выражается, очевидно, в том, что Платон называет «справедливостью», поскольку она есть равновесие всех трех добродетелей и как раз заставляет каждого «заниматься своим и не многодельничать» (R. Р., 434а и ел.). В справедливости гармония имеет окончательное выражение, но коренится она, очевидно, в целомудрии, так как только этому последнему свойственно внутренне подчинять худшее лучшему и, следовательно, тем самым ставить его на надлежащее место. «Истинная добродетель согласной с собой и гармонически благоустроенной (hermosmenes) души будет далеко бегать «от человека необузданного» (R. Р., V 554е).
Под гармонией понимается соответствие внешнего и внутреннего: «Действительно, когда я слышу, как говорит о добродетели или какой-нибудь мудрости человек, которого поистине можно называть человеком и который сам вполне соответствует тому, что он говорит, я чрезвычайно радуюсь, смотря зараз и на говорящего и на то, что он говорит, как одно к другому идет и согласуется. И такой человек кажется мне поистине музыкальным, потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или еще какого-нибудь орудия игры, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами, точь-в-точь на дорический лад, а не на ионический, полагаю, и не на образец единой истинно-эллинской гармонии». Гармония здесь есть согласованность внешнего и внутреннего, слова и дела (Lach., 188cd).
г) То же относится и к небу. Демиург, отделивши «круг тождества» от «круга различия» и приспособивши один к другому, создал тем самым гармонию. «Когда же, таким образом, согласно предначертанию [Демиурга], образовался весь состав души, он вслед за тем создал внутри нее весь мир тел и соединил их с нею гармонически (prosermotten), приведши в соответствие центр каждого из них с ее центром. Таким-то образом она, распростершись повсюду от середины до самых последних пределов неба, обняв его собою извне кругом и сама в себе вращаясь, положила начало неиссякаемой и сообразной с разумом жизни на все времена. Тело неба, конечно, после этого стало видимым; она же, как душа, остается невидимой; и так как она наделена разумом и гармонией и произошла от совершеннейшего из всех умопостигаемых и вечно сущих [существ], то и сама есть совершеннейшее из всех происшедших [существ]» (Tim., 36d — 37а).
д) Здесь, между прочим, формулируется весьма важная особенность платоновской гармонии. Она не есть нечто только физическое, как и само небо по Платону. Правда, назвать гармонию у Платона только умопостигаемой тоже нельзя В ней совмещаются все существенные свойства и бытия физического и бытия идеального. Она состоит как бы из физических частей, но смысл ее, та самая «любовь», которая объединяет составляющие ее отнюдь не физические противоположности. «...Гармония от настроенной лиры есть нечто невидимое и бестелесное, нечто прекрасное и божественное, а сама лира и струны суть тела, предметы телесные, сложные, составленные из земли и сродные смерти. Итак, что, если бы кто разбил лиру и перерезал либо изорвал струны, а другой стал бы доказывать, что та гармония не уничтожилась, но непременно существует? Ведь никак невозможно, чтобы лира с изорванными струнами и причастные смерти струны еще существовали, а гармония, однородная с божественным и подобная бессмертному, погибла прежде смертного? Что, если бы кто-нибудь сказал, что гармония должна продолжать свое бытие, что прежде должны сгнить дерево и струны, чем испытает что-нибудь гармония?» (Tim.,85e — 86b). Гармония «невидима», «бессмертна», прекрасна и «божественна». Это и есть учение Платона.
Всякая согласованность физических тел есть только подражание этой величавой и универсальной гармонии неба. Жизненные заботы должны согласоваться с небесной гармонией. «...Движения, представляющие (самое близкое) сродство с тем божественным началом, которое живет в нас, это есть мысли о вращении вселенной. А потому каждый из нас должен сообразоваться (в своей деятельности) с этим принципом движения; и вращения (совершающиеся в нашей голове), поврежденные уже при самом своем происхождении, приводят в порядок изучением гармонии и вращения вселенной...» (Tim., 90d). Звуковая гармония тоже есть не что иное, как воплощение «божественной гармонии» (80Ь). Итак, гармония Платона в основном строится на пластическом понимании мирового тела, т. е. космоса.
Источник: Эстетическая терминология Платона