МИРОВАЯ ГАРМОНИЯ

Найдено 1 определение
МИРОВАЯ ГАРМОНИЯ
понятие о мире как едином целом, различные части к-рого находятся между собой в отношении соразмерности и согласованности. Представления о М. г. играли важную роль в космологии античных философов. У пифагорейцев, напр., гармония - осн. свойство сферической Вселенной, причем сущность ее заключается в математич. отношениях - пропорции и числе. Согласно Гераклиту, основу М. г. составляют не числа, а связь материальных вещей и их качеств, возникающих из единой субстанции (огня) и взятых в борьбе, взаимопереходе противоположностей. По мнению Платона, близкого к пифагорейцам, мир. душа, одушевляя мир, сама подчиняется числовым отношениям, гармонич. порядку. Аристотель же, хотя и склонялся к телеологии, развивал, следуя Гераклиту, реалистич. взгляд на рождающуюся из хаоса М. г., полагая ее источник не в душе, а в самой природе вещей. Средневек. мысль, пронизанная дуализмом земного и небесного, считала М. г. отражением совершенства бога. Не исчезает идея М. г. и в Новое время (И.Кеплер, А. Шефстбери и др.). Лейбниц развил концепцию «предустановленной» гармонии, по к-рой деятельность автон. духовных монад, образующих мир, гармонизируется, согласуется между собой с помощью бога, божественного предустановления. Рациональные мысли о М. г. высказывались представителями нем. классич. философии. Диалектико-материалистич. воззрение отвергает религ,-идеалистич. истолкование М. г. Оно видит в гармоничности мира свойство объективного бытия, вытекающее из связи его законов, из таких его характеристик, как противоречие, симметрия, ритм, целостность, система и структура.

Источник: Атеистический словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
8.38 мб

Живописец гармоничного мировосприятия Анна Баранович

Тома Людмила Анатольевна
В статье выявляются закономерности творческой эволюции Анны Баранович (1906-2002), которая принадлежит к поколению бессарабской интеллигенции, стоявшему у истоков формирования искусства республики, чья судьба неотделима от нелегки
Читать PDF
524.07 кб

Концепция гармонии в раннем греческом и китайском мировоззрении

Герасимова Елена Леонидовна
В статье исследуются онтологические основания гармонии, лежащие в основе мифических сюжетов Древней Греции и Древнего Китая, и парадигматически иллюстрирующие устройство мира.
Читать PDF
250.33 кб

Основы классической гармонии в контексте мировоззрения XVIII века

Рыбинцева Г.
Автор статьи указывает, что основой классической гармонии являются аккорды, имеющие терцовое строение, основополагающим её элементом служит трезвучие.
Читать PDF
283.24 кб

Образы предвечной Бездны и Космической Гармонии в мировой культуре

Федяев А.П.
В статье дается анализ фундаментальных основ Бытия Предвечной Бездны и Космической Гармонии, эксплицирована их созидательная и разрушительная роль в мировой культуре, ставится вопрос о признании Женского начала всего мироздания, п
Читать PDF
1.17 мб

Модель гармонического мирового порядка: крестьянские ремесла как художественное произведение

Михеева Людмила Николаевна, Джичоная Магда Алексеевна
В статье раскрывается декоративно-художественная функция крестьянских ремесел. Подчёркивается роль традиций, лежащих в основе народной культуры. Рассматриваются жанровые мотивы, входящие в орнаментальное убранство.
Читать PDF
10.65 мб

Утопия «Мировой гармонии» в общественном менталитете западно-европейского средневековья и Ренессанса

Александров Леонид Геннадьевич
Статья посвящена идеологеме harmonica mundi, сформировавшейся в латинской ученой культуре христианского средневековья и оказавшей серьезное влияние на мыслителей эпохи Ренессанса.
Читать PDF
10.65 мб

Утопия «Мировой гармонии» в общественном менталитете западно-европейского средневековья и Ренессанса

Александров Леонид Геннадьевич
Статья посвящена идеологеме harmonica mundi, сформировавшейся в латинской ученой культуре христианского средневековья и оказавшей серьезное влияние на мыслителей эпохи Ренессанса.