ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ
была разработана Фомой Аквинским в борьбе со сторонниками «латинского аверроиз-ма», отстаивавшими теорию «двои-ственной истины», с попытками вывести разум из-под контроля веры. В противовес этим попыткам был выдвинут тезис о том, что положения науки не могут противоречить догматам веры. Согласно Г. в. и р. т., между разумом и откровением не может быть противоречия потому, что оба рода истин имеют свое конечное и высш. основание в премудрости бога, а он не может противоречить сам себе. Не отвергая правомерность и ценность науки, томизм пытался, т. о., свести ее функции к доказательству с помощью разума бытия бога, превратить науку в служанку теологии. В совр. като-лич. теологии и философии Г. в. и р. т. используется в целях интерпретации науч. знания в релит. духе.

Источник: Атеистический словарь

гармонии веры и разума теория
ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ (от греч. harmonia — созвучие, согласие) — теологическая теория о соотношении веры и разума в процессе постижения богооткровенных истин. В завершенном виде представлена в трудах католического теолога и философа Фомы Ливийского. Формировалась в полемике с фидеистическими воззрениями, сторонники которых подчеркивали, что признание истинности христианских догматов возможно только на пути веры, а также с попытками рационалистической интерпретации христианской догматики в духе Петра Абеляра и с теорией двойственной истины, стремящейся освободить разум из-под контроля веры и обосновать независимость науки и философии от теологии. В противовес теологам, придерживавшихся фидеистических взглядов, Фома Аквинский считал, что некоторые догматы христианской религии, в том числе догмат о бытии Бога, поддаются рациональному обоснованию. Для подтверждения этого тезиса он сформулировал пять доказательств бытия Бога (см. Бог), которые пользовались большой популярностью в схоластических кругах. В то же время Фома Аквинский отмечал, что многие христианские догматы не могут быть доказаны и должны приниматься на веру, но их следует считать не противоразумными, а «сверхразумными». Вводя это понятие, Фома Аквинский стремился показать, что между разумом и верой не существует противоречия; просто человеческий разум имеет свои пределы, достигнув которых он должен уступить место вере. Здесь прослеживается полемика Фомы Аквинского со сторониками воззрений, подчеркивающих главенствующую роль человеческого разума в постижении божественных истин, и с теорией «двойственной истины», которая, фиксируя противоречия разума и веры, призывала разграничить сферы их применения. В целом Г. в. и р. т. ставит перед собой задачу преодолеть крайности фидеизма и рационализма и показать, что разум, наука и философия, с одной стороны, вера, теология и откровение,         с другой, могут гармонично сосуществовать, если разум осознает свои возможности в деле постижения богооткровенных истин и не будет выходить за их границы. В настоящее время Г. в. и р. т. используется многими католическими философами и теологами, в первую очередь — представителями современного неотомизма.         А.Н. Красников

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки