Искупление
Искупление
буквально выкуп за пленника или раба, освобождение от рабства. В христианской теологии этот термин применяется для обозначения спасающего подвига Иисуса Христа. Чтобы искупить первородный грех человечества Христос воплощается в человека и приносит Себя в жертву Богу-Отцу.
Источник: Религиозные термины
ИСКУПЛЕНИЕ
(Erlösung) — в так называемых религиях искупления, к которым принадлежит также и христианство, — освобождение человека от различных зол, будь это искупление совершено своими силами, как в буддизме (самоспасение) или как в христианстве благодаря Избавителю (спасение других). В христианстве речь идет главным образом об искуплении от последствий первородного греха.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Искупление
ключевой термин христианского богословия, означающий суть спасающего подвига Иисуса Христа. Буквально означает освобождение от рабства, выкуп за пленника или раба. В Новом Завете понимается как освобождение человека от грехов. В западноевропейском богословии – основа концепции «заместительной жертвы Христа» (в августинизме). В восточном богословии искупительный смысл прихода Бога на землю состоит в том, что через свое соединение с человеческой природой Бог исцеляет ту богооставленность человеческого бытия, которая стала следствием грехопадения Адама.
ИСКУПЛЕНИЕ
один из важн. догматов христ-ва (в т. ч. и православия), согласно к-рому крестная смерть Иисуса Христа явилась жертвой за грехи человечества, открывшей путь примирению всевышнего с людьми, нарушавшими, начиная с Адама и Евы, волю божью (см. Грехопадение) и не имевшими возможности оправдаться в глазах божьих. После свершившегося акта И., учит церковь, человеку Достаточно уверовать в Христа, принять крещение и с него снимется грех прародителей, а сам он обретет реальные шансы на спасение. Идея И. заимствована христ-вом из более ранних религ. верований, сложившихся еще в первобыт. об-ве на основании антропоморфных представлений о божествах как о своенравных существах, к-рых человеку надо ублажать разнообразными жертвами, чтобы склонить их на свою сторону. Эта идея нужна христ-ву (и православию в т. ч.) для того, чтобы внушить верующим мысль о невозможности достижения высшей цели своей жизни без выражения признательности Христу за его страдания и смерть, без приобщения к церкви посредством таинства крещения.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ИСКУПЛЕНИЕ
жертвоприношение богам с целью загладить нанесенные им обиды и оскорбления. Понятие И. возн. еще в первобытн. об-ве из антропоморфных представлений о богах, подобно людям, склонных обижаться, мстить и прощать. В христианстве, буддизме, джайнизме понятие И. - один из важнейших догматов. Согласно библ. сказанию, первые люди на земле - Адам и Ева совершили грехопадение, из-за к-рого происходят все бедствия людей. Первород. грех так велик, что никакая жертва, исходящая от людей, не в состоянии удовлетворить бога. Поэтому бог из милосердия к людям обрекает на смерть своего сына Иисуса Христа. Эта жертва, по христ. вероучению, примирила бога с людьми, уверовавшими в Христа, и через таинство крещения открыла им путь к спасению. Идея И. служит церкви для утверждения людей в мысли, что только в лоне христ. церкви человек может надеяться на милость божью, на его покровительство. Антигуманизм догмата И. был раскрыт античными критиками христианства. среднсвек. свободомыслящими, бурж. атеистами i8 в., Л. Фейербахом. Критич. анализ его сущности является важным аспектом атеистич. пропаганды.
Источник: Атеистический словарь
Искупление
христ. догмат, нашедший выражение в мифе об «искупительной жертве» сына божьего Иисуса Христа. Согласно библейскому сказанию, первые люди на земле — Адам и Ева совершили грехопадение, вопреки запрету бога вкусив плоды с дерева познания добра и зла. Бог изгнал прародителей человечества из рая, лишил их бессмертия, обрек людей на вечный труд в поте лица, на муки. Грехопадение первых людей привело к тому, что все человечество оказалось запятнанным первородным грехом. Склонность к греху стала неотъемлемой частью природы человека. Т. о., религ. миф послужил обоснованием того, что все человеческие несчастья, бедствия в эксплуататорском об-ве были возложены на «несовершенную природу» самих людей. В соответствии с христианским вероучением для избавления от греха бог посылает на землю своего сына Иисуса Христа, к-рый принимает на себя страшные мучения, смерть на кресте, принося себя в жертву во имя И. грехов человечества. Эта «искупительная жертва» якобы примирила бога с людьми, уверовавшими в Христа, открыла им путь к спасению. Идея И. служила церкви для утверждения людей в мысли, что только на пути христианства возможно достичь спасения, что только в лоне христ. церкви человек может надеяться на милость божию, на его покровительство.
ИСКУПЛЕНИЕ
снятие с себя вини (частичное или полное) за совершенные в прошлом поступки посредством полного признания своей вины, понесенного наказания или последующих положительных поступков, за к-рые человек становится достойным прощения. В христианской морали И. часто толкуется формально-символически, как результат выполнения определенного ритуала Напр, считается, что аморальные поступки могут быть прощены богом, если человек покается на исповеди, прочтет молитвы, подвергнет себя посту или др виду послушания или же окажет благодеяние церкви (такое понимание И. наиболее характерно для католицизма и православия). Если же речь идет не о личных прегрешениях того или иного человека, а о первородном грехе, то И. рода человеческого якобы осуществляется благодаря тому, что Христос «принял муки за все человечество», добровольно пошел на распятие ради «спасения» всех людей. И в том и в др. случае такое формальное понимание И„ в сущности. снимает с человека ответственность за свои поступки и обязанность исправлять причиненное людям или об-ву зло. С т. зр. коммунистической нравственности раскаяние является необходимой предпосылкой искупления вины, но одного его еще недостаточно. Реальной практической деятельностью провинившийся человек должен доказать, что он достоин прощения
Источник: Словарь по этике
ИСКУПЛЕНИЕ
религ. понятие, возникшее на основе наивного представления о богах как существах чувствительных, подобно людям, к различного рода обидам. В соответствии с этим представлением, возникшим еще в первобытном общество, боги прощают нанесенные им обиды и оскорбления не иначе, как в ответ на жертвоприношение, к-рое и дает им удовлетворение за обиду. И. представляет собой, т. о., возмещение богам обиды посредством жертвы умилостивления. По христ. доктрине, человечество в лице Адама и Евы нанесло «творцу» оскорбление своим грехопадением, благодаря к-рому природа людей будто получила наклонность к злу и греху, обусловив изгнание «первочеловеков» из рая. Христ. церковь учит, что в этом положении любая жертва, исходящая от людей, была для бога мала в сравнении с нанесенными ему оскорблением и обидой. Поэтому бог из «милосердия» к людям решил сам принести себе за них искупительную жертву и послал для этого на землю свою вторую ипостась - своего «сына», воплотившегося в человека и явившегося миру в качестве Иисуса Христа. Христ. И. заключается в мученич. смерти ни в чем не повинного и божеств. по своей природе Христа (искупителя), распятого на кресте. Эта жертва, по христ. вероучению, примирила бога с людьми, уверовавшими в Христа, и принесла им «спасение». В глазах человека, не ослепленного религ. верой, не одурманенного церк. идеологами, вся концепция И., неоднократно подвергавшаяся критике и осмеянию, выглядит чудовищно нелепой. Церковь отстаивала на протяжении веков и ныне отстаивает ее «истинность» не средствами к.-л. доказательств, а путем прямого запрета верующим сомневаться в ной, а также организовывая яростные преследования «еретиков» всюду, где это возможно. Освещая причины, но к-рым это нелепое учение было принято людьми, обратившимися к христианству в период его возникновения, истор. наука указывает, что в то время - время разложения античного общества, когда были широко распространены настроения отчаяния и производились мучит, поиски выхода из нетерпимого положения, - это учение привлекло людей тем, что сулило им безусловное, хотя на самом дело и иллюзорное, спасение. Кроме того, обращаясь к известной по другим религиям (а потому и понятной людям) идее искупительной жертвы, оно пи от кого физ. жертвы не требовало: не заменял мифич. Христос, «жертва» к-рого объявлялась действительной на все будущие времена.