(Redeemer, Redemption). Искупление тесно связано со спасением, но отличается от него тем, что указывает на средства, с помощью крых это спасение достигается, т.е. на выкуп. Как и спасение, искупление может означать временное, физическое избавление. В ВЗ ключевые елова, выражающие это понятие, pada и ga al; в LXX они обычно переводятся еловомlytrousthai. В НЗ обычно употребляется глагольная форма lytrousthai; однокоренные существительныеlytrosis и apolytrosis. Иногда употребляются слова agorazein или exagorazein , означающие покупку на рынке, особенно на невольничьем рынке. Слово "выкуп" передается словамиlytron иantilytron.
ВВЗ. В Древнем Израиле, внеся соответственный выкуп, можно было выкупить собственность и жизнь. Поскольку Бог пощадил первенцев человеческих во время чумы, посланной на Египет, Он требовал выкуп за каждого первенца (Исх 13:1315). По законодательству Пятикнижия, если человек отдавал свое наследство за долги или продавал себя в рабство, его и имущество мог выкупить близкий родственник (Лев 25:2527,4754; ср. Руфь 4:112). Родственникискупитель мог и отомстить за кровь.
Избавление народа Божьего из Египта называется в Библии искуплением (Исх 6:6; 15:13). Бог избавитель Израиля (Пс 77:35). Здесь подчеркивается огромная сила, необходимая для этого, сила, края сама служит своеобразным выкупом. Народ Божий снова оказывается в плену (Вавилонском), и снова звучит язык искупления,необходимый для того, чтобы его освободить (Иер 31:11; 50:3334). Отрывок из Ис (43:3), возможно, означает, чтозавоевателю Вавилона и освободителю Иуды, даже Киру, обещаны владения в Африке как выкуп за освобождение Иуды, к-ром у вернут землю Ханаанскую.
Отдельный человек тоже может быть объектом выкупа, как в Иов 19:25, где страждущий выражает уверенность в том, что его Искупитель жив и отомстит за него, несмотря на то, что в настоящем все этому противоречит. В Притч 23:1011 мы находим ту же мысль.
В ВЗ искупление, как ни странно, очень мало связано с грехом. В Пс 129:8 обещано, что Бог "избавит Израиля" от всех его беззаконий. Стих из Ис (59:20), крый ап. Павел цитирует в Рим 11:26, говорит о том же в более общих словах (ср. Ис 44:22). В Пс 48:8 подчеркивается, что человек не может выкупить свою жизнь. В ВЗ так мало говорится об искуплении от греха, возможно, потому, что в. з. авторы постоянно утверждали, что искупление происходит через систему жертв, поэтому нельзя относиться к нему формально. Более того, избавление от ужасов жизни, напр. от Вавилонского плена, неизбежно влекло за собой мысль о том, что Бог избавляет от греха, ибо этот грех вызвал наказание и плен (Ис 40:2).
Многочисленные отрывки из ВЗ, где избавление явно не предполагает выкупа, привели некрых ученых к выводу, что выкуп не входил в условия искупления. Иногда кажется, что акцент ставится лишь на силе Божьей, проявившейся во время избавления Его народа (Втор 9:26). Но с другой стороны, нет никаких оснований считать, что выкупа не было. Для освобождения необходимо явное могущество, поэтому выкуп допустим, но остается на заднем плане.
В НЗ. Это наблюдение представляет собой необходимый мост к н. з. пониманию. Некрые отрывки из евангелий отражают довольно смутное представление о слове "искупление", подразумевающее Божье вмешательство от имени народа Божьего без специального указания на выкуп (Лк 2:38; 24:21).
Хотя в Мк 10:45 нет слова "искупать ", это важнейший отрывок для данной темы, т. к. в нем открывает ся замысел Христа о Его миссии. Его служение должно было завершиться актом самопожертвования, к-рое послужило выкупом за многих. Н. з. учение развил ап. Павел. Христос искупил верующих от клятвы закона (Гал 3:13; 4:5; в обоих стихах встречается словоexagorazein). В важнейшем отрывке из послания Павел соединяет искупление с оправданием и умилостивлением (Рим 3:24; ср. 1 Кор 1:30). У ап. Павла это слово выступает в двух значениях прощение грехов, основанное на искупительной крови Христовой в настоящем (Еф 1:7; ср. 1 Пет 1:1819), и избавление тела от рабства тления в будущем (Рим 8:23). Это событие связывается с днем искупления (Еф 4:30) дело не в том, что оно произойдет впервые, а в том, что искупление даровано нам Христом и распространяется не только на душу, но и на тело, так что спасение приобретает завершение.
Хотя искупление включает идею избавления, это более точный термин. Иначе библейские авторы чаще употребляли бы слова, обозначающие избавление само по себе, как, напр.,lyein и rhyesthai. Важно, что ап. Павел употребляет словоrhyesthai, противопоставляя спасительное дело Христово враждебным ангельским силам (Кол 1:13), однако, переходя к размышлению о прощении грехов, он употребляет слово "искупление" (Кол 1:14).
Нет более драгоценного слова в еловаре христианина, чем слово "Искупитель". Еще больше, чем слово "Спаситель", оно напоминает чадам Божьим о том, что их спасение куплено дорогою ценой Бог отдал себя за наши грехи, чтобы освободить нас от них.
E.F.Harrison (пер.А.К.) Библиография: L. Morris,The Apostolic Preaching of the Cross; J. Schneider and C. Brown, NIDNTT, 111, 177 ff.; O. Procksch et al.,TDNT, IV, 328 ff.;R.J. Banks, ed.,Reconciliation and Hope; V. Taylor,Forgiveness and Reconciliation; В. B. Warfield,The Plan of Salvation; J.Murray,Redemption Accomplished and Applied; S. Lyonnet and L. Sabourin,Sin, Redemption, and Sacrifice.
См. также: Мессия; Спасение.