(Ransom).
Одна из метафор, крой пользовалась ранняя Церковь, чтобы отобразить спасительное деяние Христа. Евангелисты вкладывают слова об искуплении в уста самого Иисуса: "…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:45; Мф 20:28). Ап. Павел также говорит о том, что Христос отдал себя "для искупления всех" (1 Тим 2:6). Понятие искупления обычно подразумевает сделку, заключенную между сторонами, или денежную сумму, уплаченную за чьелибо освобождение. Текст НЗ подтверждает это следующими выражениями: "…вы куплены дорогою ценою" (???? 6:20); "…искуплены вы от суетной жизни…" (1 Пет 1:18идал.).
Представление об искуплении укоренено в культуре и практике Древнего мира рабам и воинам, захваченным в плен, за выкуп предоставлялась свобода. В ВЗ тема искупления также связана с темой рабства, но здесь присутствуют и иные мотивы: подчеркиваются различия между культурами и наличие определенных обязательств по отношению к родственникам (ср. Руфь 4). К-ром е того, представление об искуплении связано с другими важнейшими темами избавления (искупления) от рабства египетского (напр., Втор 7:8) и возвращения из Вавилонского плена (напр., Ис 35:10). В указанных контекстах акцент делается уже не на выкупе, но на долгожданном избавлении и обретенной свободе. Здесь главное это милосердие и могущество Бога, Который возвращает свободу своему народу. Когда представление об искуплении связано с активным вмешательством Бога, несущим спасение, ни о какой цене уже нет речи.
Поэтому, когда в НЗ говорится об искуплении в связи с миссией Христа, там нет никаких упоминаний о том,какая цена была за это заплачена. Напротив, в центре внимания "сила Божья" (1 Кор 1:18), спасающая сила Креста. Когда в уже цитированном отрывке (Мк 10:45) Иисус говорит о том, что Ему предстоит "отдать душу Свою для искупления многих ", Он подчеркивает, что это искупление осуществится посредством Его смерти. Здесь противополагается смерть одного и избавление многих. Термины "искупление" и "купля", первоначальный и конкретный смысл крых связан с экономическими или финансовыми операциями, в НЗ имеют значение последствий и результатов (ср. 1 Кор 7:23). Человек получает избавление от осуждения (Рим 3:2526), греха (?? 1:7), смерти (Рим 8:2).
Поэтому нет нужды задавать вопрос, крый так часто ставили прежде: кто получил выкуп? Бессмысленно и несерьезно предполагать, что это Сатана, ибо тогда получается, что Богу пришлось идти навстречу его требованиям или осведомляться у него о "цене". А поскольку НЗ неизменно утверждает активное сопричастие Бога во Христе, то невозможно представить себе Бога, Который платит сам себе. Хотя жертва Христова укоренена в святости и справедливости Бога, ее следует рассматривать не столько в связи с темой закона, сколько с темой завета. Во Христе Бог берет на себя свободу, освобождение своего народа от уз. Он идет навстречу требованиям своей сущности.
R. W.Lyon (пер.в.Р.) Библиография: D. Hill, Greek Words and Hebrew Meanings: Studies in the Semantics ofSoteriological Terms; F. Buchsel,TDNT, IV, 34056; L. Morris,Apostolic Preaching of the Cross.
См. также: Искупитель, Искупление; Искупления, теории.