(Atonement). Понятие "очищение" часто встречается в Исх, Лев и Чис, но редко в других частях Библии. Впрочем, сама идея искупления широко известна. Необходимость искупления вырастает из греховности человека; эта истина становится ясной в Св. Писании, но редко обсуждается во внебиблейских текстах.
В в. з. времена грех искупался посредством жертвоприношения. Всесожжение приносит очищение от грехов (Лев 1:4) так же как жертва за грех, жертва повинности (Лев 4:20; 7:7) и особенно жертвы в день Очищения (Лев 16). Разумеется, жертва бессмысленна, если ее приносят в неверном духе. Совершать грех "дерзкою рукой" (Чис 15:30), т.е. горделиво и высокомерно, значит сознательно удаляться от Божьего прощения. Пророки нередко обличали жертвоприношения как нечто сугубо внешнее. Но жертва, за крой стоит раскаяние и верность сердца, приносит очищение и искупление. Иногда в качестве жертвы евреи приносили Господу денежный выкуп (Исх 30:1216) и даже свою жизнь (2 Цар). В таких случаях получить искупление означало "отвратить кару, в особенности гнев Божий, заплатив за него деньгами или жизнью" (L. Morris, The Apostolic Preaching of the Cross). Через весь ВЗ проходит мысль об опасности греха и о том, что грешника ждет наказание, если он не стремится к предписанному Господом искуплению.
Эта истина повторяется и в НЗ. Отсюда ясно, что все люди грешники (Рим 3:23), крых ждет ад (Мк 9:43; Лк 12:5). Но ясно и то, что Бог желает спасти мир через жизнь, смерть, воскресение и вознесение своего Сына. Любовь Божья Его главная действующая сила (Ин 3:16; Рим 5:8). Не нужно думать, что любящий Сын силой добился спасения у справедливого, но сурового Отца. Отец желает, чтобы люди были спасены, и спасение совершается не мановением Его десницы, а через спасительную миссиюХриста: "…Бог во Христе примирил с собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения" (2 Кор 5:19); примирение с Богом происходит через смерть Сына (Рим 5:10). В НЗ Его смерть играет особую роль, и не случайно, что крест стал символом христианской веры, а слова "крест" и "крестный" имеют особый смысл. В НЗ без креста нет спасения. Это отличает христианство от других религий. В других религиях есть свои мученики, но смерть Иисуса нельзя назвать смертью мученика. Это смерть Спасителя. Его смерть спасает людей от грехов. Христос занял их место и умер их смертью (Мк 10:45; 2 Кор 5:21). Это вершина Его служения, в к-ром Он последовательно объединяется с грешниками.
В НЗ нет теории искупления, но есть несколько указаний на то, как достигается искупление. Жертва должна быть принесена не жертвенное животное, не всесожжения, крые не могут искупить людские грехи (Евр 10:4), а совершенная жертва Христова (Евр 9:26; 10:510). Христос отдал должное воздаяние за наши грехи (Рим 3:2526; 6:23; Гал 3:13). Он искупил их своей кровью (Еф 1:7), заплатив цену, освободившую нас (1 Кор 6:20; Гал 5:1). Он дал новый завет (Евр 9:15), одержал победу (1 Кор 15:5557), принес искупительную жертву, отвратившую гнев Божий (Рим 3:25), примирил нас с Богом, обратив врагов в друзей (Еф 2:16). Его любовь и долготерпение в страдании стали для нас примером (1 Пет 2:21), и мы в свою очередь должны взять свой крест (Лк 9:23). Спасение многообразно. Но как бы мы ни смотрели на него, Христос занял наше место, сделав за нас то, чего мы сами сделать не могли. Мы же должны просто ответить Ему покаянием, верой и самоотверженной жизнью.
L. Morris(пер. А. К.) Библиография: R.S.Franks,The Work of Christ; L.W. Grensted,/)Short History of the Doctrine of the Atonement; G. Smeaton,The Doctrine of the Atonement A ccording to Christ andThe Doctrine of the Atonement Accordingto the Apostles; V. Taylor, The Atonement in NT Teaching andForgiveness and Reconciliation; J. Owen,The Death of Death in the Death of Christ; J. Denney, TheDeath of Christ; A. A. Hodge,The Atonement; J.M. Campbell,The Nature of the Atonement; R. Wallace,The Atoning Death of Christ; J.K. Mozley,The Doctrine of the Atonement; C. R. Smith, The Bible Doctrine ofSalvation; L. Morris,The Apostolic Preaching of the Cross; P.T. Forsyth,The Cruciality of the Cross.
См. также: Искупления, мера; Искупления, теории; Кровь и жертвоприношение.