В древнегреческой мифологии Ипполита (Ίππολύτη) – царица амазонок. Еврисфей приказал Гераклу достать ее пояс для своей дочери Адметы. Ипполита хотела добровольно отдать пояс Гераклу, но Гера возбудила между ними борьбу, в которой Ипполита пала.
Александрийские поэты отождествляют с Ипполитой царицу амазонок, похищенную Тезеем и называющуюся иначе Антиопой. Плодом союза Тезея с ней был Ипполит.
ИППОЛИТА
Ипполита
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.
Ипполита
греч.) – царица амазонок, дочь Ареса. Рассказы об И. связаны с мифами о Геракле и Тесее. Эврисфей потребовал, чтобы Геракл принес его дочери волшебный пояс, который носила И. (шестой подвиг героя). Геракл убил И. и взял ее пояс (вариант: Геракл захватил И. в плен и отдал Тесею). Подругой версии мифа, Тесей сам воевал против амазонок и захватил в плен их царицу. Чтобы спасти И., амазонки вторглись в Аттику, достигли Афин, но потерпели поражение у холма Ареса. Когда Тесей праздновал свадьбу с Федрой, И. (у которой от Тесея был сын Ипполит) с амазонками явилась на пир, чтобы помешать свадьбе, но была убита в схватке.
Источник: Мифологический словарь
Ипполит
греч.) – сын афинского царя Тесея и Антиопы (вариант: Ипполиты или Меланиппы). И. был искусным охотником, почитателем богини Артемиды. Он был равнодушен к любви, поэтому Афродита разгневалась на него и внушила его мачехе Федре любовь к пасынку. И. отверг ее домогательства, и Федра оклеветала юношу перед отцом. Царь призвал на него гнев Посейдона. Когда И. на колеснице мчался по берегу моря, Посейдон послал быка, испугавшего коней. И. упал с колесницы и был затоптан собственными конями. Богиня Артемида открыла правду Тесею и примирила отца и умирающего И. По одному из мифов, Ипполит был воскрешен Асклепием, но не простил отца, и Артемида перенесла его в Италию. По другому мифу, И. был превращен в созвездие Возничего.
Источник: Мифологический словарь
ИППОЛИТА
Царица амазонок. Рассказы об И. связаны с мифами о Геракле и Тесее. По наиболее распространенному мифу, Геракл должен был доставить Эврисфею волшебный пояс, который носила И. Геракл убил И. и добыл пояс. По другой версии мифа, Геракл взял И. в плен и отдал Тесею.
Иногда мифы о Геракле и Тесее сливаются, герои в них изображаются воюющими вместе против И. (варианты: против Антиопы или Меланиппы). По одному из вариантов, Тесей предпринял самостоятельный поход против амазонок и захватил в плен их царицу. Чтобы спасти свою царицу, амазонки вторглись в Аттику, достигли Афин, но потерпели поражение у холма Ареса. Когда Тесей справлял свадьбу с Федрой, И. (у которой от Тесея был сын Ипполит) в сопровождении амазонок явилась на пир, чтобы перебить пирующих, но была убита людьми Тесея (варианты: самим Тесеем, либо ее нечаянно убила амазонка Пенфесилея).
Источник: Словарь греческой мифологии
Ипполит
В древнегреческой мифологии – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты; весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит; кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы, Федра же кончила самоубийством. Судьба Ипполита – один из любимейших сюжетов трагиков; сохранилась трагедия Еврипида «Ипполит», послужившая образцом для «Phèdre» Расина.
По римскому сказанию, Ипполит был вновь оживлен Эскулапом и Дианой, почитателем и любимцем которой он был, приведен в рощу Ариции в Лациуме, где почитался под именем Вирбия (Virbius, по древней этимологии – от vir и bis). Трезенцы считали Ипполита вознесенным на небо в виде созвездия Возничий. На памятниках, особенно саркофагах, нередко изображается миф об Ипполите.
Ср. Kalkmann, «De Hippolytis Euripidaeis» (Бонн, 1881).
По римскому сказанию, Ипполит был вновь оживлен Эскулапом и Дианой, почитателем и любимцем которой он был, приведен в рощу Ариции в Лациуме, где почитался под именем Вирбия (Virbius, по древней этимологии – от vir и bis). Трезенцы считали Ипполита вознесенным на небо в виде созвездия Возничий. На памятниках, особенно саркофагах, нередко изображается миф об Ипполите.
Ср. Kalkmann, «De Hippolytis Euripidaeis» (Бонн, 1881).
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.
Ипполит
(Hippolytus, са. 170са. 236).
Грекоязычный пресвитер в церкви в Риме; возглавлял борьбу против епископа Каллиста, закончившуюся церковным расколом. Вместе со сменившим Каллиста на епископской кафедре Понтианом был сослан в Сардинию в годы правления императора Максимина (235). Перед своей смертью в Сардинии Ипполит, вероятно, помирился с Понтианом, и оба были прославлены как мученики.
Ипполит автор нескольких важных трудов. В книге "Обличение всех ересей" (края также известна под названием "Философумены") он в основном анализирует учение гностических сект, все ошибки крых связывает с философией. "Апостольские постановления" Ипполита это наиболее полный источник правовых и литургических традиций доникейской Церкви, относящихся к крещению, евхаристии, рукоположению и вечере братства. "Комментарий на Даниила" представляет собой, вероятно, самый древний комментарий ортодоксальной Церкви; он написан в духе хилиастической эсхатологии. В трактате "Против Ноэта" критике подвергнута ранняя форма модализма. На статуе Ипполита, предположительно изготовленной еще при жизни, выбита надпись, перечисляющая его творения, а также приводится таблица для расчетов празднования Пасхи.
Воззрения Ипполита обрели четкую форму в ходе полемики с Каллистом. Помимо разницы в происхождении (Каллист в прошлом был рабом и практически не имел образования, в отличие отИпполита свободного, высококультурного человека) и участия в острой борьбе за епископскую кафедру, их разделяло несогласие по двум важным доктринальным вопросам. Ипполит отстаивал христологию Логоса и различал Отца с Сыном до такой степени, что Каллист называл его "дитеистом". В свою очередь Каллист и его предшественник Зеферин делали столь большой упор на единство Бога, что Ипполит не видел разницы между их учением и модализмом Савеллия. К-ром е того, Ипполит придерживался ригористических взглядов на церковную дисциплину; он отвергал какуюлибо возможность примирения Церкви с теми, кто виновен в тяжких грехах, и оставлял право их прощения Богу. Позиция Каллиста отличалась большей гибкостью, и он провозглашал готовность Церкви к прощению, особенно в случаях сексуальных прегрешений.
Е.Ferguson (пер.Ю.Т.) Библиография: С. Wordsworth, Hippolytus and the Church of Rome: J.J. I. von Dollinger,Hippolytus and Callistus; A. dAles,La theologie de Saint Hippolyte; R.H.Connolly,The SoCalled Egyptian Church Order and Derived Documents; B.S. Easton, The Apostolic Tradition of Hippolytus; J. M. Hanssens, La liturgie dHippolyte; Gregory Dix,The Treatise of the Apostolic Tradition of St. Hippolytus of Rome.
Грекоязычный пресвитер в церкви в Риме; возглавлял борьбу против епископа Каллиста, закончившуюся церковным расколом. Вместе со сменившим Каллиста на епископской кафедре Понтианом был сослан в Сардинию в годы правления императора Максимина (235). Перед своей смертью в Сардинии Ипполит, вероятно, помирился с Понтианом, и оба были прославлены как мученики.
Ипполит автор нескольких важных трудов. В книге "Обличение всех ересей" (края также известна под названием "Философумены") он в основном анализирует учение гностических сект, все ошибки крых связывает с философией. "Апостольские постановления" Ипполита это наиболее полный источник правовых и литургических традиций доникейской Церкви, относящихся к крещению, евхаристии, рукоположению и вечере братства. "Комментарий на Даниила" представляет собой, вероятно, самый древний комментарий ортодоксальной Церкви; он написан в духе хилиастической эсхатологии. В трактате "Против Ноэта" критике подвергнута ранняя форма модализма. На статуе Ипполита, предположительно изготовленной еще при жизни, выбита надпись, перечисляющая его творения, а также приводится таблица для расчетов празднования Пасхи.
Воззрения Ипполита обрели четкую форму в ходе полемики с Каллистом. Помимо разницы в происхождении (Каллист в прошлом был рабом и практически не имел образования, в отличие отИпполита свободного, высококультурного человека) и участия в острой борьбе за епископскую кафедру, их разделяло несогласие по двум важным доктринальным вопросам. Ипполит отстаивал христологию Логоса и различал Отца с Сыном до такой степени, что Каллист называл его "дитеистом". В свою очередь Каллист и его предшественник Зеферин делали столь большой упор на единство Бога, что Ипполит не видел разницы между их учением и модализмом Савеллия. К-ром е того, Ипполит придерживался ригористических взглядов на церковную дисциплину; он отвергал какуюлибо возможность примирения Церкви с теми, кто виновен в тяжких грехах, и оставлял право их прощения Богу. Позиция Каллиста отличалась большей гибкостью, и он провозглашал готовность Церкви к прощению, особенно в случаях сексуальных прегрешений.
Е.Ferguson (пер.Ю.Т.) Библиография: С. Wordsworth, Hippolytus and the Church of Rome: J.J. I. von Dollinger,Hippolytus and Callistus; A. dAles,La theologie de Saint Hippolyte; R.H.Connolly,The SoCalled Egyptian Church Order and Derived Documents; B.S. Easton, The Apostolic Tradition of Hippolytus; J. M. Hanssens, La liturgie dHippolyte; Gregory Dix,The Treatise of the Apostolic Tradition of St. Hippolytus of Rome.
Источник: Теологический энциклопедический словарь