ТЭН Ипполит Адольф

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ТЭН Ипполит Адольф
французский философ, историк, психолог, эстетик. Создатель культурно-исторической школы в искусствоведении. Выдвинул идею о зависимости изменений в искусстве от изменения общественных потребностей, быта, нравов и представлений. Рассматривал искусство как органическую составную часть общественного целого и выделил социальные факторы (раса как совокупность врожденных и передаваемых по наследству склонностей, связанных с особенностями темперамента и телесной конструкции; среда, включающая в себя географическое местоположение страны, нравственные представления ее народа, быт и форму политического устройства; исторический момент как определенный этап существования данной культуры во времени), определяющие своеобразие искусства в той или иной исторический период в рамках той или иной национальной традиции.
Даты жизни. Родился 21.4.1828 в Вузьере. С 1865 профессор. Умер 5.3.1893 в Париже.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ТЭН Ипполит Адольф
(1828, Вузье, Арденны, – 1893, Париж) – философ школы позднего позитивизма, историк, теоретик литературы и искусства. Получил образование в парижском коллеже Бурбон и в Высшей нормальной школе (1841– 1852), преподавал в Невере, в 1864–1869 – профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. Значительное влияние на формирование философской концепции Т. оказала немецкая философия, в особенности идеи И.В. Гёте, И.Г. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля, разработанные ими понятия становления, исторического развития и органицизма. Главное для Т. – идея единства всего универсума, которое пытается постичь наука. Это единство проявляется как на уровне фактов, так и на уровне их логического порядка, конструируемого человеческой мыслью с помощью абстракций и анализа. Таким образом, Т. утверждает существование двух рядов явлений – фактического и логического, находящихся в строгом соответствии друг с другом. Одновременно он провозглашает тождество понятий идеальной (и рациональной) необходимости и необходимости каузальной. С 1853 Т. публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии», 1856; «Басни Лафонтена», 1861, и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Согласно Т., реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850–1860-х, объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (1858; рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (т. 1–4, 1863–1864; рус. пер. 1876), он утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и обусловленная тремя основополагающими силами – расой, средой и историческим моментом. Эту предрасположенность Т. называет «основным характером», которым определяется тип человека, появляющийся в конкретном обществе и затем воспроизводящийся в искусстве. В истории человеческой цивилизации жизненная сила различных институтов, форм искусства, моральных, религиозных или философских идей зависит не столько от их внутренней ценности, сколько от той интеллектуальной и социальной среды, в которой они развиваются. Все они – исторические организмы, и если их семена переносятся на иную почву, то либо погибают, либо, прорастая, дают совсем иные плоды. Поэтому каждый из европейских народов обладает собственной исторической индивидуальностью. В работах «Французские философы XIX в.» (1857), «Английский позитивизм» (1864; рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (1870; рус. пер. 1872) Т. анализирует современную ему философию и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и характеризующих различные ступени человеческого гения. Свои взгляды на историю как науку, основанную на наблюдении и изучающую общие причины моральных и политических явлений, Т. развивает в фундаментальном труде «Происхождение современной Франции» (т. 1–3, 1876–1893; рус. пер. 1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.
Соч.: Очерки Англии. СПб., 1872; Происхождение общественного строя современной Франции. СПб., 1880; Наполеон Бонапарт. М., 1889; Об уме и познании. СПб., 1894; Тит Ливий. М., 1900; История английской литературы. М., 1904; История французской революции. Ч. 1–6. Харьков, 1906– 1913; Французские философы первой половины XIX в. Философия искусства. М., 1996; Pages choisies. P., 1909; Philosophie de l’art. V. 1–2. P., 1948. Лит.: Barzellotti, C. La philosophie de H. Taine. P., 1900; Aulard, A. Taine, historien de la révolution française. P., 1907; Chevrillon, A. Taine, formation de sa pensée. P., 1932; Cresson, A. Hyppolite Taine. P., 1951; Cointet, J.-P. Hyppolite Taine. P., 2012. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.