французский философ (Жонзак, 1907 — Париж, 1968). Профессор Сорбонны, затем — Коллеж де Франс, директор Высшей нормальной школы. Своим «Переводом Феноменологии Гегеля» (1939-1941) и комментарием «Генезис и структура Феноменологии духа» (1947) внес значительный вклад в распространение во Франции гегелевской мысли. «Введение в философию истории Гегеля» (1948) и «Логика и существование» (1953) продолжают размышления о Гегеле. «Очерки о Марксе и Гегеле» демонстрируют оригинальность ранних произведений Маркса.
ИППОЛИТ Жан
Источник: Философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
S. Bachelard u.a. Hommage à J. H., Paris, 1971.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Соч.: Логика и существование. СПб., 2006; Genèse et structure de la «Phénoménologie de l’esprit» de Hegel. P., 1946; Introduction à la philosophie de l’histoire de Hegel. P., 1948; Etudes sur Marx et Hegel. P., 1955; Sens et existence dans la philosophie de Maurice MerleauPonty. Oxford, 1963; Hegel et la pensée moderne (Séminaire de Jean Hyppolite). P., 1970; Figures de la pensée philosophique. V. 1–2. P., 1971 (1991). Лит.: Кузнецов, В.H. Французское неогегельянство. M., 1982; D’Ondt, J. Jean Hyppolite // Les Etudes philosophiques. 1969. Janvier–mars; Hommage à Jean Hyppolite. P., 1971; Jean Hyppolite: entre structure et existence. P., 2013. И.С. Вдовина
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
(род. 8 янв. 1907) – совр. бурж. франц. философ-идеалист; принадлежит к направлению франц. экзистенциализма, возглавляемому Сартром. Проф. философии в Сорбонне, директор Высшей нормальной школы. На формирование взглядов И. определ. влияние оказало нем. неогегельянство. И. перевел на франц. язык "Феноменологию духа" Гегеля (1939) и выступил с рядом работ о гегелевской философии ("Генезис и структура „Феноменологии духа“" – "Genese et structure de la ph?nom?nologie de l´Esprit", 1947; "Введение в "Философию истории" Гегеля" – "Introduction ? la philosophie de l´histoire de Hegel", 1948. "Логика и существование" – "Logique et existence", 1952). Юношеские произв. Гегеля И. рассматривал как ключ к пониманию гегелевской философии вообще. Вслед за нем. неогегельянцем Глокнером он считал, что в основе гегелевского панлогизма лежит "трагическое" видение мира. Заявляя, что Гегель ближе к Кьеркегору, чем это представляется на первый взгляд, И. утверждает, что такие проблемы, как проблема существования небытия, абсолютной свободы, трагизма человеч. бытия и др., нашли в учении Гегеля решение, близкое к экзистенциалистскому. Вместе с тем И. усматривает в учении Гегеля противоположные тенденции и ставит вопрос: "как примирить гегелевскую философию истории (которая есть собственно философия человеческой истории) и абсолютное знание логики" ("Etudes sur Marx et Hegel", P., 1955, p. 203). Эти воззрения дают основание считать И. одним из представителей неогегельянской тенденции во франц. экзистенциализме. В работах о "Капитале" Маркса И. пытается провести мысль о том, что марксистское учение о капиталистич. формации базируется не столько на экономич. анализе фактов, сколько на восходящих к Гегелю филос. предпосылках (важнейшие среди них – это трансформированные гегелевские концепции "отчуждения" и "господина и раба") и этич. предпосылках (требование справедливости). Поскольку филос. и этич. положения, в понимании И., не относятся к области объективного науч. знания, то наличие их в марксизме лишает якобы предвидение Маркса о путях развития общества характера науч. истины и превращает его в разновидность религ. пророчества. Марксистская диалектика изображается И. как "синтез идеализма и реализма" (там же, р. 153). Выявление и анализ филос., этич. и прочих предпосылок марксистского учения является для И. путем к "преодолению марксизма, исходя из объективного исследования труда самого Маркса" (там же, р. 143). Работы И. пользуются большой известностью среди бурж. философов. На отд. его положения опирались католич. критики марксизма во Франции (Биго, Кальвез, Шамбр). Взгляды И. были подвергнуты критике в таких работах франц. марксистов, как "Возврат к Гегелю – последнее слово университетского ревизионизма" (в сб. "Против буржуазных и право- социалистических фальсификаторов марксизма", М., 1952), "Перспективы человека" Р. Гароди (R. Garaudy, Perspectives de l´homme, 2 ?d., 1960), "Панорама современной французской философии" Л. Сева (L. S?ve, Panorama de la philosophie fran?aise contemporaine, "Pens?e", 1960, No 91–92). Лит.: Дeни А. [и дp.], Марксисты отвечают своим католическим критикам, пер с франц., М., 1958; Эфиров С. ?., От Гегеля к... Дженнаро, М., 1960. В. Кузнецов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Неогегельянство Ипполита — попытка соединить во французской философской литературе дефиниции Гегеля с идеями экзистенциализма. В центре его исследования — «Феноменологии духа» Гегеля (Ипполит был первым переводчиком этой работы на французский язык), которую он расценивал как главное философское произведение Гегеля, наиболее полно отражающее смысл и содержание его философской системы. Теоретический инструментарий для анализа гегелевских идей Ипполит черпал из работ В. Дильтея, Г. Глокнера, Р. Кронера; своих предшественников — французских неогегельянцев — Ж. Валя (трагически-религиозная версия гегельянства) и А. Кожева (антропологически-атеистическая версия гегельянства); экзистенциалистских идей С. Кьеркегора (тезис о неразрешимой противоречивости человеческого бытия), Ж.-П. Сартра (идея диалектики как диалектики субъективности), феноменологии Э. Гуссерля.
Ипполит один из первых обратил внимание на многозначность ключевых понятий гегелевских работ, допускающую различные их интерпретации. В «Феноменологии» Гегель развертывает имманентную логику движения духа и одновременно стремится трактовать и объяснять культурные, политические, идеологические реалии всемирной истории. Ипполит выступил более утонченным интерпретатором идей «Феноменологии духа», чем его французские предшественники (прежде всего — Кожев, настаивавший на антропологическом и атеистическом значении этого труда). Следуя главной установке неогегельянства — подчеркнуть философско-культурную актуальность философии абсолюта, Ипполит обращает внимание на абсолютно-идеалистические моменты «Феноменологии»: гегелевская феноменология раскрывает особенности существования универсального самосознания как самосознания бытия. Абсолютное знание не есть антропология. Гегелевская логика предназначена лишь для того, чтобы «редуцировать антропологическое в пользу онтологического» (Ippolite J. Logique et existence. Р., 1949, р. 233). Ипполит— сторонник интуитивистской версии гегелизма. Он исходит из убеждения, что собственно философские работы Гегеля есть лишь концептуальное оформление «интуитивных» размышлений предфилософского (1787—1800) периода его творчества. Самым важным «интуитивным» достижением Гегеля он считает осознание опыта исторического сознания, опыта «исторических тотальностей» и духовных отношений, которые Гегель интегрировал в немецкую философскую классику. Исторические тотальности (опыт отношения человека к Богу, человека к человеку, личности к обществу) свидетельствуют о присутствии духовного начала (деятельности индивидуального самосознания) в истории. Человеческое измерение («человеческий факт») истории — это дух, история, коллективное становление. Истины, на познание которых можно претендовать, проявляются в истории и через нее.
Ипполит дает экзистенциальное истолкование гегелевской философии как философии «несчастного сознания»: рефлексия имплицирует разрыв с жизнью столь радикально, что сознание этого разрыва есть сознание «несчастья всякой рефлексии» (Ippolite J. Genese et structure de la «Phenomenologie de Esprit» de Hegel. P., 1946, p. 189). К экзистенциалистским установкам гегельянства он относит тезис о нереализуемости индивидуальной свободы (у Гегеля свобода реализуется только в родовом бытии человека) и принцип отчуждения (согласно Ипполиту, отчуждение присутствует в самой концепции абсолюта). Гегелю присуще пантрагическое видение мира, философско-диалектическое его воплощение — рефлексия «несчастного сознания». Все образы «Феноменологии духа» Ипполит воспринимает как логическую интерпретацию «несчастного сознания». Выяснение связи «Феноменологии» с логическим учением Гегеля в целом — главная проблема неогегельянства. По мнению Ипполита, каждому абстрактному понятию «Науки логики» соответствует некий образ «Феноменологии духа»: можно сравнить диалектику чувственной достоверности и достоверность бытия, наличного бытия и т. п, Задача гегелевской диалектики (диалектической логики) — поиск новых логических средств для концептуального выражения иррационального. Решающий момент гегельянства — «препарирование мысли с целью мыслить немыслимое» (Ippolite J. Logique et existence, p. 31). Таким образом, Ипполит подчеркивает важность моментов иррационального в рационалистических построениях Гегеля.
Исследование «Феноменологии духа» приводит Ипполита к анализу философии К. Маркса. Ипполит руководил в течение ряда лет семинаром по изучению работ Гегеля и Маркса в Высшей нормальной школе, став одним из авторитетнейших исследователей Маркса. Главным источником и составляющей всех философских реминисценций Маркса Ипполит считал идею отчуждения, заимствованную у Гегеля и Фейербаха. Ипполит признает, что многие экономические, социальные, политические институты, рассматриваемые Марксом, представляют собой формы отчуждения. Но Маркс разъединил понятия отчуждения и объективации, вследствие чего его философия утратила экзистенциальное преимущество гегельянства. Маркс, по мнению Ипполита, слишком поспешно связал существование отчуждения лишь с определенной фазой истории. Гегель же увидел философский смысл проблемы отчуждения, органическое единство отчуждения и объективации, не исчезающее в ходе общественной эволюции и трансформации.
Соч.: Etudes sur Marx et Hegel. P., 1955. Лит.: Кузнецов В. Н. Французское неогегельянство. M., 1982; MerleauPonty M. Les aventures de la dialectique. R, 1955; WahlJ. Commentaire sur la logique de Hegel. P., 1959.
Л. Петренко
Источник: Новая философская энциклопедия