ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович
(1866—1942) — крупнейший русский индолог и тибетолог; исследователь классич. инд. философии. Действительный член РАН (с 1918). Выдающимися достижениями Щ. являются: доказательство автохтонности инд. философии и типологического соответствия ее европейской, в силу чего ее следует рассматривать как равноправную составляющую мирового историко-философского процесса; показ роли буддистов в развитии инд. философии, отсюда необходимость изучать буддийскую и индуистско-брахманскую философии совокупно, как два взаимосвязанных течения в рамках инд. философской традиции. Особо значителен вклад Щ. в изучение буддийских систем виджнянавада (йогачара) и мадхъямика, индуистской системы ньяя. Разработанный Щ. "философский" метод перевода предполагал, что инд. философские идеи должны передаваться преимуществ, в терминах европ. философии. Щ. создал блестящую школу индологов и тибетологов, к-рая, однако, была полностью уничтожена репрессиями 30-х гг. Сам Щ. в последние годы жизни был практически лишен возможности заниматься изучением инд. философии.
Я. Васильков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
Опираясь на широкий круг санскритских и тибетских источников, Щербатской фактически стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги, в контексте ее диалога с реалистическими системами индийской философии (ньяя-вайшешика и миманса). Основываясь на «внутрииндийской компаративистике», Щербатской ввел индийских философов в системный диалог и с западной мыслью. Ставил задачей перевода буддийских текстов их максимальную европеизацию, введение в понятийную сетку современной философской мысли. Уже в «Теории познания и логики по учению позднейших буддистов» (ч. 1—2. СПб., 1906—09) он установил критерием результативности индийских даршан соответствие кантовскому критицизму. В итоговом труде «Буддийская логика» (1930—32) выявил основание системы Дигнаги в установлении генетических различий между «чистым восприятием» и дискурсивным мышлением (важнейшая параллель с Кантом): два источника знания соответствуют двум «реальностям». Щербатской специально исследовал типологические различия индийской и аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и отрицательных суждений в индийской философии. Параллели буддийским моделям он усматривал (помимо Канта) в монадологии Лейбница, имперсонализме Юма, диалектике Гегеля, «философии потока» Бергсона, критике основных философских понятий у Брэдли, в «десубстанционализме» Маха и Рассела.
Соч.: The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the term «Dharma». Л., 1923; The Conception of Buddhist Nirvana. Л., 1927; Buddhist Logic, v. 1-2. Л., 1930—32; Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1969; Further Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1971. Лит.: Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М.,1998.
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия
(19 сентября 1866 – 18 марта 1942) – рус. исследователь буддийской философии. Окончил Царскосельскую гимназию и историко- филологич. фак-т Петерб. ун-та, в к-ром с 1900 работал приват-доцентом кафедры санскритологии фак-та вост. яз. В 1910 совершил науч. путешествие в Индию. В 1918 избран действит. членом Росс. акад. наук. В 1928–37 возглавлял созданный им Ин-т буддийской культуры. Выделив три гл. периода в эволюции буддийского мировоззрения, Щ. исследовал значение дхармы как элемента бытия (в первом периоде), раскрыл негативный подход к познанию абсолюта в учении о нирване Нагарджуны (второй период), впервые познакомил европ. науку с критич. философией позднего буддизма (третий период). В своем обобщающем труде о буддийской логике Щ. сравнил ее выводы с параллельными мыслями античных, классических и современных европ. философов, показав сходство в решении мн. проблем (реальности, чувств, восприятия, теории логич. суждения, законов противоположностей и др.) и большую последовательность инд. т. зр. по нек-рым вопросам (дихотомич. классификации категорий, фигур силлогизма) по сравнению с традиционной европейской. Щ. заложил основы сравнит, изучения западной и инд. философии. Исследование буддийской логики и теории познания было предпринято Щ. в надежде содействовать начинавшемуся пересмотру осн. положений этих дисциплин в европ. философии. Щ. осуществил образцовые издания и переводы осн. соч. Дхармакирти и др. позднебуддийских философов с санскрита и тибетского языка на рус. и англ. яз. Соч.: Логика в др. Индии, "Записки Вост. отд. Рус. археологич. об-ва", 1902, т. 14; Буддийский философ о единобожии, там же, 1904, т. 16; Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2, СПБ, 1903–09; Учение о категорич. императиве у брахманов, "Сб. Музея антропологии и этнографии Российской АН", 1918, т. 5, вып. 1, 2; The soul theory of the Buddhists, "Изв. Российской АН. 6 серия", 1919, т. 13, No 12–15 и 16–18; К истории материализма в Индии, "Вост. записки Ленингр. ин-та живых вост. языков", 1927, т. 1 (перепечатано в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962); The central conception of Buddhism and the meaningof the word "Dharma", L., 1923; The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Buddhist logic, v. 1–2, Leningrad, 1930–32; The doctrine of the Buddha, "Bulletin of the School of Oriental Studies", 1932, v. 6, pt 4; Die drei Richtungen in der Philosophie des Buddhismus, "Rocznik orjentalistyczny", 1934, t. 10. Лит.: Иванов В. В., Ф. И. Щербатской, "Народы Азии и Африки", 1966, No 6; Shastri D. ?., Contribution of Th. Stcnerbatsky to Indian philosophy, "The Modern Review", Calcutta, 1953, v. 93, No 2. В. Ив?нов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.