ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

        (1866—1942) — крупнейший русский индолог и тибетолог; исследователь классич. инд. философии. Действительный член РАН (с 1918). Выдающимися достижениями Щ. являются: доказательство автохтонности инд. философии и типологического соответствия ее европейской, в силу чего ее следует рассматривать как равноправную составляющую мирового историко-философского процесса; показ роли буддистов в развитии инд. философии, отсюда необходимость изучать буддийскую и индуистско-брахманскую философии совокупно, как два взаимосвязанных течения в рамках инд. философской традиции. Особо значителен вклад Щ. в изучение буддийских систем виджнянавада (йогачара) и мадхъямика, индуистской системы ньяя. Разработанный Щ. "философский" метод перевода предполагал, что инд. философские идеи должны передаваться преимуществ, в терминах европ. философии. Щ. создал блестящую школу индологов и тибетологов, к-рая, однако, была полностью уничтожена репрессиями 30-х гг. Сам Щ. в последние годы жизни был практически лишен возможности заниматься изучением инд. философии.
Я. Васильков

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович
1866 1942) - выдающийся русский буддолог, ученик И. П.Минаева, С. Ф. Ольденбурга,Г.Бюллера и Г. Якоби. В 1900 -1940 Щ.вел курсы санскрита, пали и тиб. языков в Петербургском, позднее — Ленинградском ун-те. С 1918 — академик, в 1928—1930—директор Ин-та будд. культуры. С 1904 Щ. опубликовал несколько критич. изданий древних текстов, переводов и исследований в серии «Библиотека Буддика». Он является также автором таких крупнейших монографий по индо-будд. философии, как «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» в 2-х ч. (1903—1909), к-рая в существенно переработанном виде (под названием «Буддийская логика») вышла в свет вторично на англ. языке (1930— 1932), «Центральная концепция буддизма и значение термина «дхарма» (Лондон, 1923), «Концепция буддийской нирваны» (Л., 1927). В своих трудах Щ. удалось опровергнуть европоцентристские концепции зап. буддологов, представить буддизм системой диалектических учений, понятийно-терминологический аппарат к-рых претерпел значительные изменения за полторы тысячи лет инд. истории, показать параллельность путей развития зап. и вост. философий. Щ. создал обоснованную периодизацию инд. буддизма, каждая из примерно равных (по 500 лет) эпох к-рого заканчивалась радикальными переменами вероисповедных и доктринально - умозрительных структур религ.- филос. системы, а также перетолкованием осн. принципов и исходных аксиом, содержащихся в будд. канонах. В.П. Андросов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЩЕРБАТСКОЙ Фёдор Ипполитович
(1866–1942) — выдающийся русский буддолог, ученик И.П. Минаева, С.Ф. Ольденбурга, Г. Бюллера и Г. Якоби. В 1900–1940 гг. Щ. вёл курсы санскрита, пали и тибетского языков в Санкт-Петербургском (и Ленинградском) университете. С 1918 г. — академик Российской академии наук, в 1928–1930 гг. — директор Института буддийской культуры. С 1904 г. им опубликовано несколько критических изданий древних текстов, переводов и исследований в серии Библиотека Буддика. Кроме того, он издал ряд крупнейших мо нографий по индо-буддийской философии, теории познания, логике (см. раздел «Литература»), а также переводы памятников санскритской словесности. В своих буддологических трудах Щ. удалось опровергнуть европоцентристские концепции западных учёных и представить буддизм системой диалектических учений с развитым понятийно-терминологическим аппаратом, имевшей свою историю развития и не уступавшей лучшим образцам теоретической мысли античной и средневековой Европы. Русский востоковед наглядно продемонстрировал параллели и совпадения исторических путей западной и буддийской философий, создал обоснованную периодизацию индийского буддизма, в котором примерно каждые 500 лет происходили радикальные перемены в вероисповедании (ранний буддизм — Махаяна — Ваджраяна), а также в умозрительных доктринах религиозно-философских систем, занимавшихся переистолкованием основных принципов и исходных аксиом. Наиболее известные ученики Щербатского в буддологии — это О.О. Розенберг, Е.Е. Обермиллер, М.И. Тубянский, А.И. Востриков.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович
19 сентября 1866, Кельцы, Польша —18 марта 1942, Боровое, Казахстан) — русский буддолог, историк индийской философии. В 1889 окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; в 1904 там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти «Ньяя-бинду» («Учебник логики»); с 1910 —член-корреспондент; с 1918 —действительный член Российской Академии наук; в 1928—30 возглавлял Институт буддийской культуры в Ленинграде; с 1930 заведовал Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения.
Опираясь на широкий круг санскритских и тибетских источников, Щербатской фактически стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги, в контексте ее диалога с реалистическими системами индийской философии (ньяя-вайшешика и миманса). Основываясь на «внутрииндийской компаративистике», Щербатской ввел индийских философов в системный диалог и с западной мыслью. Ставил задачей перевода буддийских текстов их максимальную европеизацию, введение в понятийную сетку современной философской мысли. Уже в «Теории познания и логики по учению позднейших буддистов» (ч. 1—2. СПб., 1906—09) он установил критерием результативности индийских даршан соответствие кантовскому критицизму. В итоговом труде «Буддийская логика» (1930—32) выявил основание системы Дигнаги в установлении генетических различий между «чистым восприятием» и дискурсивным мышлением (важнейшая параллель с Кантом): два источника знания соответствуют двум «реальностям». Щербатской специально исследовал типологические различия индийской и аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и отрицательных суждений в индийской философии. Параллели буддийским моделям он усматривал (помимо Канта) в монадологии Лейбница, имперсонализме Юма, диалектике Гегеля, «философии потока» Бергсона, критике основных философских понятий у Брэдли, в «десубстанционализме» Маха и Рассела.
Соч.: The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the term «Dharma». Л., 1923; The Conception of Buddhist Nirvana. Л., 1927; Buddhist Logic, v. 1-2. Л., 1930—32; Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1969; Further Papers of Th. Stcherbatsky, transi, by H. С. Gupta. Calcutta, 1971. Лит.: Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М.,1998.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ЩЕРБАТСКОЙ Федор Ипполитович

(19 сентября 1866 – 18 марта 1942) – рус. исследователь буддийской философии. Окончил Царскосельскую гимназию и историко- филологич. фак-т Петерб. ун-та, в к-ром с 1900 работал приват-доцентом кафедры санскритологии фак-та вост. яз. В 1910 совершил науч. путешествие в Индию. В 1918 избран действит. членом Росс. акад. наук. В 1928–37 возглавлял созданный им Ин-т буддийской культуры. Выделив три гл. периода в эволюции буддийского мировоззрения, Щ. исследовал значение дхармы как элемента бытия (в первом периоде), раскрыл негативный подход к познанию абсолюта в учении о нирване Нагарджуны (второй период), впервые познакомил европ. науку с критич. философией позднего буддизма (третий период). В своем обобщающем труде о буддийской логике Щ. сравнил ее выводы с параллельными мыслями античных, классических и современных европ. философов, показав сходство в решении мн. проблем (реальности, чувств, восприятия, теории логич. суждения, законов противоположностей и др.) и большую последовательность инд. т. зр. по нек-рым вопросам (дихотомич. классификации категорий, фигур силлогизма) по сравнению с традиционной европейской. Щ. заложил основы сравнит, изучения западной и инд. философии. Исследование буддийской логики и теории познания было предпринято Щ. в надежде содействовать начинавшемуся пересмотру осн. положений этих дисциплин в европ. философии. Щ. осуществил образцовые издания и переводы осн. соч. Дхармакирти и др. позднебуддийских философов с санскрита и тибетского языка на рус. и англ. яз. Соч.: Логика в др. Индии, "Записки Вост. отд. Рус. археологич. об-ва", 1902, т. 14; Буддийский философ о единобожии, там же, 1904, т. 16; Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2, СПБ, 1903–09; Учение о категорич. императиве у брахманов, "Сб. Музея антропологии и этнографии Российской АН", 1918, т. 5, вып. 1, 2; The soul theory of the Buddhists, "Изв. Российской АН. 6 серия", 1919, т. 13, No 12–15 и 16–18; К истории материализма в Индии, "Вост. записки Ленингр. ин-та живых вост. языков", 1927, т. 1 (перепечатано в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962); The central conception of Buddhism and the meaningof the word "Dharma", L., 1923; The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Buddhist logic, v. 1–2, Leningrad, 1930–32; The doctrine of the Buddha, "Bulletin of the School of Oriental Studies", 1932, v. 6, pt 4; Die drei Richtungen in der Philosophie des Buddhismus, "Rocznik orjentalistyczny", 1934, t. 10. Лит.: Иванов В. В., Ф. И. Щербатской, "Народы Азии и Африки", 1966, No 6; Shastri D. ?., Contribution of Th. Stcnerbatsky to Indian philosophy, "The Modern Review", Calcutta, 1953, v. 93, No 2. В. Ив?нов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.