французский философ, историк и критик (Вузье, 1828 — Париж, 1893). Известен прежде всего своим объяснением исторических и литературных фактов, в основе которого лежат три фактора: раса, среда, исторический момент («Французская философия XIX века», 1857; «История английской литературы», 1863; «О разуме», 1870). Применил к эстетике понятие детерминизма, сделав искусство свидетелем духовной эволюции общества («Философия искусства», 1882). (Фр. акад., 1878.)
ТЭН Ипполит
Источник: Философский словарь
род. 21 апр. 1828, Вузьер - ум. 5 марта 1893, Париж) - франц. историограф, философпозитивист, испытавший влияние Конта, критик; профессор с 1865. В своей философии истории и искусства, кроме роли расовой принадлежности и существующих исторических условий, очень большое значение придавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному окружению); пытался доискаться до истоков выдающихся способностей (faculte" maltresse) у гениев. В логике и теории познания склонялся к номинализму. Осн. произв.: "Les origines de la France contemporaine", 6 t., 1877 - 1894.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
1828—93)—фр. историк, философ-идеалист, искусствовед, представитель культурно-исторической школы. Эстетика Т. эклектична: позитивистская методология, отождествляющая философию иск-ва со своеобразной ботаникой, сосуществует с элементами классического идеализма. Ее центральное понятие — «основной характер», т. е. господствующий тип человека, возникающий в данном об-ве и воспроизводимый иск-вом, всецело предопределяется, по Т., тремя факторами: расой (наследственными свойствами), средой (географической, социальной, политической) и моментом (данной исторической эпохой). Этими же факторами Т. исчерпывает условия творческого развития художника. Детерминизм Т. механистичен: в следствиях (в произв. данного художника) он видит только то, что уже заключалось в условиях (в трех факторах). С таких позиций невозможно объяснить истинную природу человеческой личности вообще и оригинальность творчества художника в частности. В учении Т. о худож. ценности используются биологические, моральные и формальные критерии: качество произв. зависит и от способности художника проникнуть в наиболее глубокие расовые, атавистические черты личности, и от степени моральной оправданности, значимости изображенного характера. Однако, сближая цели и методы иск-ва, эстетики и естествознания, Т. давал повод к упразднению нравственного аспекта иск-ва. По его словам, порок и добродетель должны изучаться художником с тех же позиций природного детерминизма, с каких химик изучает купорос или сахар. Этим лозунгом воспользовались писатели-натуралисты (братья Э. и Ж. Гонкур, ранний Золя и др.), сделавшие порок объектом «научного» интереса и изображавшие его как следствие физиологических причин. Критическую оценку идеалистической методологии Т. как историка и социолога дал Энгельс. Эстетика Т. изложена гл. обр. в соч.: «Критические опыты» (1858), «История английской литературы» (т. 1—4, 1863—64), «Философия искусства» (1865—69), «Идеал в искусстве» (1868).
Источник: Эстетика: Словарь
(21 апр. 1828 – 5 марта 1893) – франц. философ и историк. Один из основоположников идеалистич. социологии искусства ("Философия искусства", Р., 1865, рус. пер., М., 1933), автор ряда работ по истории лит-ры, а также критич. очерков по истории Франции ("Происхождение современной Франции"). "Философия искусства" Т. восприняла "теории среды" Дюбо и Монтескье и сложилась на основе позитивизма Конта. Если Дюбо осн. фактором развития иск-ва считал климатич. условия страны, Монтескье – экономические и социальные факторы, обусловленные в свою очередь географич. средой и климатом, то Т. расширяет понятие "среды" (milieu), к-рая рассматривается у него как совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные географич. и климатич. условия страны, с другой – характер "расы" (нации), гос. устройства и "моральная температура" или "состояние умов и нравов" данной историч. эпохи. Порожденные своей "средой", произв. иск-ва являются для Т. "фактами", составляющими предмет исследования истории и теории иск-ва. "Моя обязанность лишь изложить факты и показать вам происхождение этих фактов" – фиксировал Т. в духе позитивизма свое науч. кредо ("Лекции об искусстве"). Иск-во непосредственно (лит-ра, живопись) или опосредствованно (архитектура, музыка) воспроизводит предметный мир, вернее, средние, "господствующие типы" данного периода истории. Хотя Т. и говорит о "совокупности" факторов как общей основе характера, расцвета или упадка иск-ва, в истолковании отд. периодов иск-ва и творчества отд. художников эта "совокупность" выступает у него лишь как механич. сумма или же отд. факторы определяют отдельные же черты данного иск-ва. Причинная связь трактуется Т. механистически. Среда с ее факторами определяет не только выбор тематики, характерные черты изображаемых лиц и предметов, но и возникновение жанров и стилей, господство того или др. вида иск-ва (скульптуры в Греции, живописи в эпоху Возрождения и т.д.). Географич. среда и климат обусловливают и характер живописи: "линейный" на юге, "колористический" на севере. Последователи Т. усугубили позитивистский характер его социологии иск-ва; исходя из теории факторов, они изображали историю иск-ва как механич. чередование "органич. " и "критич. " эпох (Гаузенштейн), "тектонических" или "декоративных" стилей (Кон, Винер) и т.п. Соч.: Nouveaux essais de critique et d´histoire, 9 ?d., P., 1914; в рус. пер. – Путешествие но Италии, т. 1–2, М., 1913–16. Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса – Искусство и общественная жизнь, М., 1956; его же, Иск-во и лит-ра, М., 1948, с. 58–60, 72–74; Моравский С., Концепция иск-ва Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, вып. 2, М., 1965. И. Маца. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
21.4.1828, Вузье, Арденны -5.3.1893, Париж), франц. философ, историк, психолог, эстетик. Т. испытал влияние антич. философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, франц. материализма 18 в., особенно Кондильяка, а также франц. и англ. позитивизма.
В теории познания в центре внимания Т. природа заблуждения, абсолютное и относительное в познании, критерий истины. В соч. «Об уме и познании» (v. 1-2, 1870, рус. пер., т. 1-2, 1872) Т. вслед за Кондильяком развивает материалистич. т. зр. в противовес агностицизму Канта и индуктивизму Дж. Ст. Милля. Задача познания, по Т. - «преодоление галлюцинаций и иллюзий» и создание «науки вещей и фактов», ибо одно лишь понятие факта или события соответствует реальным вещам, а потому «наши познания суть факты ...Наша задача - определить, как они рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний» («Об уме и познании», с. 11). По Т., критерий истинно.сти - «взаимная согласованность представлений».
Т.- родоначальник культурно-историч. школы в искусствоведении, развивавшей историко-генетич. анализ иск-ва. Наибольшее влияние оказало его соч. «Философия искусства» (1865, рус. пер. 1933), в к-ром искусство рассматривалось как обществ. явление. Методологии Т. присущи историзм, идея развития, борьба с теологией. По Т., иск-во обобщает и выражает «господствующий тип», «типичный характер», воплощающий «наиболее существ. черты эпохи», «дух времени». Т. призывал художников отражать субстанциональные стороны жизни, «сущность вещей», иерархию эстетич. ценностей, предполагая ее существование в «самом бытии». Критерий оценки произведения иск-ва, по Т., - степень важности и благотворности характера, степень цельности впечатлений (форма и композиция в иск-ве). Иск-во, по Т., не только средство познания истины, но и средство ощущения, чувствования мира, доля эмоционального момента в иск-ве велика. Иск-во «так же вечно, как и цивилизация».
Социологически ориентированная эстетика Т.- первая попытка изучения функционирования искусства в обществ. организме, хотя Т. не смог преодолеть идеалистич. понимания истории. Основные факторы развития иск-ва - раса, среда и историч. момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Т. в установлении причинноследств. связи между обществ. строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.
В историч. взглядах Т. проявились метафизичность и классовая ограниченность. Так, революции он считал «дитем общего возбуждения». В основном историч. труде «Происхождение совр. Франции» (v. 1-3, 1876- 1893, рус. пер., т. 1-5, 1907) Т. нарисовал неприглядный социальный портрет якобинца, пользуясь случайно подобранными фактами; он не понимал историч. значения Парижской Коммуны. Критикуя позитивизм, он не выходил за рамки позитивистской методологии.
Источник: Советский философский словарь
21 апреля 1828, Вузье, Арденны — 5 марта 1893, Париж) — французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.
Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841—52), преподавал в Невере, в 1864—69 — профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» — Essai sur Tite-ljve, 1856, «Басни Лафонтена» — La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850—60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et dhistoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la litterature anglaise, v. 1—4,1863—64, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характером», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.
В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophes francais du 19 siecle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De lintelligence, v. 1—2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.
Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и политических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1—3,1876—93, рус. пер, т. 1—5,1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.
Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.
Соч. Pages choisies 1909, Philosophie de lart 1-2 1948;врус. пер Новейшая английская литература в современных ее представителях СПб , 1876, философия искусства 1996. Лит.: Barzellotti С La philosophie de H Tame 1900, Aulard A Tarne, historien de la revolution francaise P, 1907, ChevnllonA H. Tame, formation de sa pensee. P, 1932, Cresson A H Taine P, 1951.
M. M. Федорова
Источник: Новая философская энциклопедия