ИММАНЕНТНЫЙ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИММАНЕНТНОЕ
внутренне присущее чему-либо, неотчуждаемое от него.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ИММАНЕНТНОЕ
понятие, обозначающее внутреннюю присущность мира сознанию.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИММАНЕНТНОЕ
внутренне присущее какому-либо предмету то или иное свойство или закономерность.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Имманентный
лат. "immanens", "пребывающий здесь") - "соприсущий", "наличествующий", "наличный".

Источник: Философия политики: глоссарий

Имманентный
внутренне свойственный, исконно, изначально присущий, т. е. закономерно связанный с сущностью, неотделимый от нее.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Имманентный
от лат. immanentis - пребывающий внутри) – философское понятие, обозначающее что-либо, пребывающее и действующее внутри предмета, соответствующее его природе.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Имманентное
понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Имманентное противополагается трансцендентному.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ИММАНЕНТНЫЙ
[от лат. immanens присущий чему-л., свойственный чему-л.] – нечто внутренне присущее какому-л. предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному – трансцендентный.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Имманентное
(от лат. immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – свойство, внутренне присущее какому-либо предмету, не направленное и не переходящее вовне, соответствующее природе предмета.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Имманентный
от лат. immanens — свойственный, присущий) — пребывающий внутри; внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, процессу, проистекающий из его природы; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто другое, не трансцендирует. (Противоположность — трансцендентный.)

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИММАНЕНТНЫЙ
(лат. im manens — пребывающий в чем либо) — то, что внутренне присуще данной вещи, явлению или процессу. Напр., объективные законы и закономерности имманентны, т. е. внутренне, органически присущи внешнему миру, материи. Многие представители идеалистической философии объявляют внешний мир имманентным (принадлежащим) сознанию (божественной идее или сознанию индивида).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ИММАНЕНТНЫЙ

- пребывающий в вещах, в мире, внутри какой-либо реальности. Противопоставляется трансцендентному. Пантеизм, к примеру, настаивал на имманентности Бога миру, тогда как деизм - на трансцендентности. Христианство соединяет веру в запредельность Творца мира с верой в вездеприсутствие Божие и в действенность Его любви и этим преодолевает односторонность каждой из них.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Имманентное
от лат. immanentis — находящееся внутри) — внутреннее качество предмета, свойственное ему от природы. Термин широко используется в философии (от Аристотеля до постмодернизма) и содержит значительную смысловую нагрузку. В пантеизме, например, бог имманентен природе. В постмодернизме — это вся человеческая реальность как внутренний, субъективный мир, созданный на основе интерпретаций различного рода текстов.

Источник: История и философия науки

ИММАНЕНТНЫЙ
лат. immanens - пребывающий внутри) - понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно самим его предметом, равно как и критика системы идей на основе ее собственных посылок являются И. У Канта И. - противоположено трансцендентному. В гносеологии Канта сфера законного (И.) применения разума ограничена миром явлений, данным в опыте.
А. А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ИММАНЕНТНОЕ
от лат. immanens – пребывающий в чем-либо, присущий, свойственный чему-либо) – понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство, закономерность. Материалистич. диалектика, напр., считает, что всем предметам и явлениям внешнего мира и познанию внутренне присущи, т.е. имманентны, противоположности, диалектич. противоречия. Представители имманентной философии называют свою философию имманентной в том смысле, что у них объективный мир оказывается внутренним содержанием сознания. См. Имманентная философия.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ИММАНЕНТНЫЙ
от лат. in — в и тапеге — оставаться): внутренне присущий другому существу: имманентная справедливость — справедливость, внутренне присущая мировым событиям; противостоит трансцендентной справедливости — т.е. той, что (по Платону) уготована Богом каждой душе после смерти. Доктрины, утверждающие имманентность Бога миру (Спиноза) или человеческой истории (Гегель), относятся к пантеизму; им противостоят учения, предполагающие свободное творчество мира Богом (Декарт) или свободное творчество истории человеком (марксистский экзистенциализм: Сартр).

Источник: Философский словарь

ИММАНЕНТНЫЙ
(immanent; от лат.) — пребывающий внутри; у Канта — внутренне присущий вещи — противоположный трансцендентному; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует; имманентным является, например, метод, который определяется самим предметом исследования; критика, которая обсуждает идею или систему идей, исходя из ее собственных предпосылок. В теории познания «имманентный» означает: остающийся внутри границ возможного опыта.
J. В. Lotz. Immanenz und Transzendenz. Zum gesch. Werden heutiger Problematik, in: Scholastik, 13 (1938); E. Röder v. Diersberg. Der positive Begriff der I., in: ZphF, 9 (1955).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Имманентное
(от лат. – пребывающий в чём-л., свойственный чему-л.) – понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Например, с позиций материалистической диалектики, движение и развитие имманентно материи.
В истории философии имманентное противопоставляется трансцендентному. Кант решал вопрос об имманентном употреблении разума, т.е. о его границах. Представители имманентной философии именуют так свою концепцию потому, что объект познания выступает у них как внутреннее содержание сознания. Имманентной называют также философскую критику, которая рассматривает то или иное учение с точки зрения последовательного проведения его собственных предпосылок.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Имманентное
 (лат. immanens — пребывающий внутри) — одно из центральных понятий традиционной спекулятивной философии и совр. идеалистических школ. Термин «И.» по своему смысловому значению исходит от Аристотеля; в его буквальном значении впервые стал применяться в средневековой схоластике. Совр. понимание И. было дано Кантом. И. в отличие от трансцендентного обозначает пребывание ч.-л. в самом себе. И. критика — критика идеи или системы идей, исходящая из собственных предпосылок этой идеи или системы; И. история философии — идеалистическое рассмотрение философии как процесса, определяемого исключительно своими собственными законами, исключающее влияние на эволюцию философской мысли экономики, классовой борьбы, форм общественною сознания.

Источник: Философский словарь. 1963

ИММАНЕНТНОЕ
от лат. immanens, род. падеж immanentis - пребывающий в чемлибо, свойственный чемулибо), понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика утверждает, что движение и развитие имманентно материи. В истории философии И. противополагается трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со времени Канта, поставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах: с т. зр. Канта, сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в противоположность незаконному - трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного опыта). Представители имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою концепцию потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания. Имманентной называют также филос. критику, к-рая рассматривает то или иное учение с т. зр. последовательного проведения его собств. предпосылок.

Источник: Советский философский словарь

Имманентный
(immaneo) — внутрьпребывающий, действующий в явлении и правящий им извнутрь, а не отвне. Понятие имманентного противолагается трансцендентному. Кант употребляет эти два термина, говоря о возможности двоякого применения категорий рассудка: по его мнению, пока рассудок применяет свои категории только к миру явлений, он имеет характер имманентный; но когда рассудок выступает за эти пределы и, пользуясь своими категориями, пытается определить мир в его полноте или самое существо Божие, то его деятельность трансцендентна, а потому не достигает цели и безуспешна. Безуспешность подобного применения категорий зависит от того, что рассудок с его категориями приспособлен только к явлениям, сущность же вещей не выражается в явлениях; в отношении к категориям рассудка сущность вещей не имманентна, а трансцендентна. И Спиноза и Гегель употребляют слово имманентный в применении к высшему началу мира, но по смыслу их учения это начало только имманентно в отношении к миру, т. е. оно не имеет в себе ничего выступающего за пределы бытия и жизни, наблюдаемой в явлениях.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Имманентный
В классическом смысле термина имманенто все, что имеет внутренний характер и находится внутри (in‑manere) чего‑то или кого‑то. Так, например, существует понятие «имманентной справедливости», подразумевающее, что награда или наказание содержатся в самом акте произведенного действия (удовлетворение от сознания выполненного долга, которое испытывает добродетельный человек; чувство одиночества, не покидающее злого человека; дискомфорт от несварения желудка у обжоры и т. д.). Оно противостоит понятию трансцендентной справедливости, предполагающей внешнее вмешательство, не важно, человеческое или божественное. Нетрудно заметить, что оба эти понятия кажутся достаточно сомнительными, однако недоверие вызывает скорее понятие справедливости, чем понятие имманентности.
У Канта имманентным называется все, что является частью опыта и применимо только к опыту. У Гуссерля и феноменологов – все, что внутри сознания.
В абсолютном значении имманентно все, что носит внутренний характер по отношению ко всему или, по меньшей мере (если мы хотим, чтобы понятие трансцендентности не утратило содержательности), все, что является составной частью материального универсума, т. е. вселенной. В этом смысле материализм есть абсолютно имманентная философия: трансцендентным мог бы быть только Бог, но его нет.

Источник: Философский словарь.

ИММАНЕНТНОЕ
(от лат. пребывающий в чем-то, свойственный чему-либо) - внутренне присущее предмету, явлению или процессу свойство. Термин «имманентное» восходит к Аристотелю, стал применяться в средневековой схоластике, используется в истории философской мысли. Так, например, Бог в пантеизме Спинозы имманентен природе. Понятие «имманентное» используется к при характеристике философии марксизма: движение является атрибутом материи, имманентно ей. В кантовской философии оно приобретает характер проблемы границ человеческого разума: имманентное движение разума - это движение в рамках феноменов, явлений, но не «вещей в себе», трансцендентных (запредельных по отношению к разуму). Данная традиция продолжена в феноменологии Э. Гуссерля, который под имманентным подразумевает рассмотрение феноменов в особой феноменологической установке как «чистых», непосредственно данных сознанию. Для философии постмодернизма (Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко и др.) характерна предельно широкая интерпретация имманентного. Трактовка всей человеческой реальности как бесконечного и безграничного текста лишает самостоятельности, впеположенности, «трансцендентности» позицию самого познающего субъекта, что было присуще классической философии. Противопоставление имманентного и трансцендентного, таким образом, становится проблематичным.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ИММАНЕНТНЫЙ
(immanens — пребывающий здесь) — внутренне присущее предмету, явлению или процессу свойство. Термин «И.» первоначально стал применяться в средневековой схоластике. В философии религии и теологии И. означает пребывание Бога в мире. Для пантеизма (напр., спинозовского типа) сущность Бога полностью И. миру, т.е. является идентичной ему. Для деизма же Бог стоит вне мира и ему трансцендентен. Разведение И. и трансцендентного характерно для философии И. Канта. Разум, по И. Канту, должен использоваться только в пределах границ данного в опыте мира явлений. И. метод исследования ориентирует на анализ, определяемый внутренней спецификой самого предмета и понимаемый как критика теории, исходящая лишь из её собственных внутренних предпосылок. И. философия считала опыт возможным лишь внутри сознания. Из ощущений, а следовательно состояний сознания, человек не может выйти, и поэтому существует только то, что мыслится. Ряд субъективноидеалистических аргументов И. использовали Р. Авенариус, Э. Мах в период кризиса в физике начала XX в. Для философии науки и техники остается важным вопрос о направленности и характере их развития — определяются ли они И., присущими им самим, параметрами или стимулы и векторы задаются извне (проблема интерналистского и экстерналистского механизма развития). Если существуют И. законы развития техники самой по себе (открытия и изобретения рано или поздно будут сделаны в силу самой такой возможности), то какова их роль в формировании техногенной цивилизации и её кризисных для человечества последствий.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ИММАНЕНТНОЕ
(от лат. immanens – пребывающий в чем-то, свойственный чему-либо) – внутренне присущее предмету, явлению или процессу свойство. Термин «И.» восходит к Аристотелю , применялся в средневековой схоластике, используется в истории философской мысли. Так, например, Бог в пантеизме Спинозы имманентен природе. Понятие И. используется и при характеристике философии марксизма: движение является атрибутом материи, имманентно ей. И. в кантовской философии приобретает характер проблемы определения границ человеческого разума: И. движение разума – это движение в рамках феноменов, явлений, но не «вещей в себе», трансцендентных (запредельных по отношению к человеческому разуму). Данная традиция продолжена в феноменологии Э. Гуссерля, который под И. подразумевает рассмотрение феноменов в особой феноменологической установке как «чистых», непосредственно данных сознанию.
В философии жизни И. становится центральной категорией, характеризующей сущность жизни. И. для Г. Зиммеля выходит за границы жизни как «субъективной непосредственности», жизни как индивидуального процесса. «Жизнь» с точки зрения представителей этой концепции становится универсальной категорией, объемлющей не только индивидуальное существование, но и все обособившиеся от него культурные формы – науку, искусство, нравственность, религию. В рамках этой концепции всё рассматривавшееся как запредельное, трансцендентное жизни – смерть, истина, добро, красота – оказывается имманентным ей. Все находящиеся за пределами жизни в ее непосредственности ценности открываются как имманентные жизни в широком понимании, которая становится чем-то «более чем жизнью».
Для философии постмодернизма характерна предельно широкая интерпретация И. Трактовка всей человеческой реальности как бесконечного и безграничного текста лишает самостоятельности, внеположенности, «трансцендентности» позицию самого познающего субъекта, что было присуще классической философии. Противопоставление И. и трансцендентного, таким образом, окончательно проблематизируется.

Источник: Краткий философский словарь.

ИММАНЕНТНОЕ
от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) — философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Метод называется имманентным, когда он определяется природой исследуемого предмета. Имманентная критика строится как анализ последовательности проведения в доктрине ее собственных посылок.
Термин «имманентное» впервые появляется в схоластике в противопоставлении actio immanens и actio transiens, которое воспроизводило аристотелевское различение действия, результат которого остается целиком в нем самом (мышление), и действия, изменяющего внешний объект. Средневековая теология использовала понятие имманентного действия для характеристики познавательной деятельности бога (Отца), направленной на себя (Сына), в отличие от транзитивного действия сотворения мира.
Контроверза «имманентное — трансцендентное» в теологии и метафизике задает каркас для решения проблемы отношения бога к миру Христианские теологические доктрины вынуждены балансировать между этими противоположностями, так как элиминация одной из них влечет выводы, разрушительные для догмы. Признание бога имманентным миру определяет позицию пантеизма. Спиноза различает causa immanens и causa transiens. Бог, считает Спиноза, тождествен миру и поэтому является его имманентной, внутренней, причиной (causa sui), a causa transiens понимается им как причина, действующая извне, внешняя, В науке универсум рассматривается как сам из себя развивающийся и сам себя определяющий, самодостаточный и не нуждающийся во внешней силе.
В теории познания имманентное означает ограниченное пределами возможного опыта. В этом смысле понятие «имманентное» было использовано И. Кантом. В качестве одной из причин заблуждения он видит попытку распространить действие познавательных способностей — рассудка и разума—за границы их применимости. Основоположения рассудка и принципы разума могут быть отнесены только к предмета нашего опыта — феноменам; именно на этом основана законодательная сила рассудка и регулятивная сила разума. Эмпирическое применение рассудка и разума он считает имманентным, правомерным. Соответственно, эмпирически ориентированные основоположения рассудка и идеи разума Кант называет имманентными, а идеи, заставляющие нас выходить за границы возможного опыта и судить о вещах в себе (ноуменах), — трансцендентными.
Имманентное также имеет значение содержания сознания. Имманентная философия считает единственным бытием предмета его мыслимость, данность в сознании. Феноменология рассматривает предметы только как имманентные сознанию — как феномены; ее интересуют не сами предметы, а возможность их познания И способы их данности сознанию. Смысл предмета (ноэма) не является непосредственно данным сознанию, поэтому выступает как трансцендентный по отношению к нему Имманентен только сам интенциональный акт (ноэсис) и его материал — гилетические данные, однако, трансцендентный интенциональный объект имманентен сознанию, потому что он конституируется трансцендентальной субъективностью — сферой сущностного содержания сознания.
О. В. Вышегородцева

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Идеал духовного единства как имманентный принцип государственной идеологии: исторические формы обосн

Преображенская Кира Владиславовна, Котина Светлана Владимировна
Концептуальное обоснование общественного идеала в России связано с осознанием глубокой взаимосвязи социальных функций церкви и государственной власти.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология восприятия Э. Гуссерля: имманентный и трансцендентный планы

Детистова Анастасия Сергеевна
Обратившись к анализу восприятия в курсе лекций «Вещь и пространство» Э.
Читать PDF
0.00 байт

Философские представления о формах связи трансцендентного и имманентного в пророчествах

Лалуев Владимир Яковлевич
Проанализирована сущность пророчества как явления духовной культуры, которая может быть определена путём перевода трансцендентного в имманентное.
Читать PDF
0.00 байт

Архаическая размерность социального: к вопросу имманентности анархических принципов организации соци

Глатко Михаил Сергеевич
План имманенции — это основа, почва философии, а вместе с тем и культуры. При этом план имманенции — план проявленного, план живого, в отличие от плана трансценденции (плана запредельного, плана «иной жизни»).
Читать PDF
0.00 байт

Идентификация как имманентное свойство социальной жизнедеятельности

Горохов Павел Александрович, Кеидия Константин Зурабович
В данной статье рассматривается идентификация человека в социуме, которая определяет/ ся как процесс становления человека на основе выбора и формирования жизненной модели в социальном взаимодействии во имя личностной самоидентифик
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение категорий трансцендентного и имманентного в философском осмыслении субъектов истории

Виноградов А. И.
В статье сопоставляются два принципиальных варианта понимания субъектов истории, заключающиеся в соотнесении их либо с трансцендентными, либо с имманентными для человеческой истории явлениями.
Читать PDF
0.00 байт

Логика развития техники: имманентно техническое и деятельностное

Глозман Аркадий Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Время и феномен. Феноменология времени Гуссерля (1893-1918) раздел С. Конституирование пре-имманентн

Шнелль Александр , Чернавин Георгий Игоревич
Читать PDF
0.00 байт

Проблема смысла. Корреляция имманентного и трансцендентного

Ена Владимир Юрьевич, Мазур Юлия Олеговна
В статье рассматривается смысл как основание жизни человека. Устанавливается связь смысла с иерархией ценностей человека.
Читать PDF
0.00 байт

Имманентное развертывание социальной историчности

Кондрашов Петр Николаевич, Любутин Константин Николаевич
Существует множество исследований, посвященных анализу материалистического понимания истории. Хотя в этих работах речь идет об историческом процессе, тем не менее в них отсутствует определение самой историчности.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентное и имманентное в структуре мира исламской онтологии

Даудов Р.Х., Ярычев Н.У.
В статье раскрываются основные виды взаимосвязи трансцендентного и имманентного в структуре мира исламской онтологии.
Читать PDF
0.00 байт

Имманентное и трансцендентное в экзистенциально-онтологическом реализме Ф. Достоевского

Гашева Наталия Николаевна
В статье рассматривается взаимосвязь имманентного и трансцендентного в религиозно-философских и художественных исканиях Ф. Достоевского.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема правопонимания в современном российском правоведении: имманентная логика движения к понятию

Долина Илья Олегович
Автор исследует проблему правопонимания в современном российском правовом дискурсе и выявляет внутреннюю логику его развития.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальное, имманентное и трансцендентное в философии Иммануила Канта

Бурханов Рафаэль Айратович
Статья посвящена анализу фундаментальных концептов «трансцендентальное», «имманентное» и «трансцендентное» в философии Иммануила Канта.
Читать PDF
0.00 байт

Прорыв к имманентному: когнитивные проблемы философии существования

Н. Г. Зенец

Похожие термины:

  • ДУХ ИММАНЕНТНЫЙ

    Дух - "само себя понимающее бытие" (Й.Ратцингер). В истории философии сильна тенденция признавать реально существующей внечеловеческую духовную жизнь как первооснову мирового бытия. В идеализме бы
  • ИММАНЕНТНАЯ ШКОЛА В ФИЛОСОФИИ

    лат. immanens—присущий, свойственный) — одно из субъективно-идеалистических направлений в философии конца 19 в. Наиболее известными его представителями были В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, И. Ремке, А. Лек
  • ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Учение, в соответствии с которым все, что есть, имманентно в абсолютном смысле слова, из чего следует, что никакой трансцендентности не существует. Иногда употребляется как синоним материализма, о
  • Имманентное и трансцендентное

    Имманентность пребывание в чем-либо, в противоположность трансцендентности, то есть запредельности по отношению к какой-либо сфере, к миру в целом. В теологии понятие имманентности применяется дл
  • ИММАНЕНТНОЕ ВРЕМЯ

    Гуссерль различает три уровня сознания времени. Первый связан с так называемым объективным временем, присущим обычной психологической рефлексии, которая отождествляет процессы сознания с проце
  • Имманентность

    Присутствие всего во всем (абсолютная имманентность) или чего‑то в чем‑то другом (относительная имманентность). Таким образом, имманентность противоположна трансцендентности. Трансцендентно то