ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Имманентная Философия
Учение, в соответствии с которым все, что есть, имманентно в абсолютном смысле слова, из чего следует, что никакой трансцендентности не существует. Иногда употребляется как синоним материализма, однако имеет более широкое значение. Так, учение Спинозы не является ни материализмом, ни идеализмом, но являет собой имманентную философию и на протяжении вот уже трех столетий служит нам примером.
Источник: Философский словарь.
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
философское направление, которое ограничивается познанием возможного опыта, а опыт считает возможным лишь внутри сознания, превращает бытие в сознанное бытие (сознание) и не выходит за пределы сознанного бытия. Представители имманентной философии - нем. философ Шуппе (на рус. яз. см.: Шуппе. Имманентная философия, 1912), Циен, ЭттингерРейхман, итал. философ Палумбо и др. К этой точке зрения склоняется также позитивизм.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(Immanenzphilosophie) — философское направление, которое ограничивается познанием возможного опыта, а опыт считается возможным лишь внутри сознания, превращает бытие в сознанное бытие и не выходит за пределы сознанного бытия (монизм сознания). Представители имманентной философии — Шуппе, Циен (Циген) и др. К этой точке зрения склоняется также позитивизм.
М. Kauffmann. Immanente Philos., 1893; W. Schuppe. Die immanente Philos., in: Zt. für immanente Philos., 2 (1897); R. Ettinger-Reimann. Die I., 1916; L. Richter. Immanenz u. Transzendenz im nachreformator. Gottesbild, 1954.
М. Kauffmann. Immanente Philos., 1893; W. Schuppe. Die immanente Philos., in: Zt. für immanente Philos., 2 (1897); R. Ettinger-Reimann. Die I., 1916; L. Richter. Immanenz u. Transzendenz im nachreformator. Gottesbild, 1954.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
лат. immanens - свойственный, внутренне присущий ч.-л.) - субъективно-идеалистич. направление в философии кон. 19 — нач. 20 в. Гл. представители: В. Шуппе, Р. Шу-берт-Зольдерн, А. Леклер, М. Кауфман и др. И. ф. исходит из реальности только мыслимого мира, утверждая неразрывность объекта и субъекта, имманентность объекта сознанию. Отстаиваемые И. ф. идеи о существовании «сознания вообще», проявляющегося через индивидуальное сознание, и о первичности «я» прямо ведут к выводам о трансцендентном боге и бессмертии души. По словам В. И. Ленина, «имманенты... прямые проповедники фидеизма... Нет ни одного из них, который бы не подводил открыто своих наиболее теоретических работ по гносеологии к защите религии...» (т. 18, с. 222). В работе ..Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин на примере И. ф. наглядно показал смыкание субъективного идеализма с теизмом.
Источник: Атеистический словарь
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
субъективно-идеалистич. направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и отрицающее существование независимой от сознания действительности. К этому направлению принадлежали нем. философы В. Шуппе (к-рый высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. В духе учения Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с осн. тенденцией неокантианства), она отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, т.о., становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. И. ф. все познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно ему, содержание сознания превращается в единств. реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект - это лишь две сферы, к-рыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. И. ф. продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции. Чтобы избежать солипсизма, И. ф. признает существование других «Я» (хотя с т. зр. И. ф. запрещается утверждать о чемлибо вне нашего сознания). Часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые трудности, из к-рых мн. имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако признание бога и теологич. выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. ф.- перехода от субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеалистическому. И. ф. была подвергнута резкой критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 8).
Источник: Советский философский словарь
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
направление субъективного идеализма конца XIX — начала XX вв., к-рое исходит из тезиса о том, что объект и субъект неразрывно связаны друг с другом как две стороны сознания; объекты не существуют вне сознания, а бытие имманентно сознанию. Осн. представители — М.Кауфман, А.Леклер, И.Ремке, В.Шуппе, Р.Шуберт-Зольдерн, О.Шток. И.ф. близка эмпириокритицизму, учению Р.Авенариуса о «принципиальной координации» и интроекции. Согл. ее положениям в подлинной философии гносеология, логика и онтология отождествляются, но философия должна быть обособлена от психологии индивидуума. Отождествление содержания сознания с предметом познания, а знания объектов с самими объектами приводит представителей И.ф. к утверждению о том, что знание, сознание есть единственная реальность, а существование вещей сводится к факту их познания. С т.зр. И.ф., истинно то, что включено во «всеобщее сознание» как его содержание, а в индивидуально-психич. части сознания существуют лишь «суждения» об объектах. Допущение «всеобщего сознания» порождает концептуальные проблемы: проблему основания объединения вещей и процессов в единый мир и проблему природы «всеобщего сознания». На первую проблему И.ф. отвечала кантианским тезисом о конструировании «всеобщим сознанием» мира с помощью априорного связывания (см. Априори и Апостериори) чувств и соответствующих родовых понятий. Вторая проблема решается И.ф. благодаря признанию божеств. природы «всеобщего сознания». Пропагандистами И.ф. в России были Н.О.Лосский, Б.В.Яковенко и др. Лит.: Борецкая Э. Имманентная философия и трансцендентная метафизика // Научное обозрение. 1902. № 5, 7; Лосский Н. Имманентная философия В.Шуппе // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. 3; Шуппе В. Понятие психологии и ее границы // Там же. Сб. 4; Он же. Солипсизм // Там же. Сб. 6; Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960. А.С.Гагарин
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
направление в философии кон. 19 — нач. 20 в., отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и отрицающее существование независимой от сознания действительности. К этому направлению принадлежали немецкие философы В. Шуппе (который высказал основные идеи имманентной философии), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. В духе учения Канта имманентная философия считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с основной тенденцией неокантианства), она отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. имманентной философии все познаваемое находится в сфере сознания, т. е. внутренне присуще ему, содержание сознания превращается в единственную реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, которыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. Имманентная философия продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции. Чтобы избежать солипсизма, имманентная философия признает существование других «Я» (хотя согласно имманентной философии запрещается утверждать о чем-либо вне нашего сознания). Часть сторонников имманентной философии постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые трудности, из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако признание бога и теологические выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции имманентной философии.
Лит.: Бакрадзе К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тб., 1960; Современная буржуазная философия. М., 1978, гл.2, §7; Bilinger- Reichmann R. Die Immanenzphilosopliie. Gott,, 1916; см. также лит. к ст. Ремке, Шуппе.
Лит.: Бакрадзе К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тб., 1960; Современная буржуазная философия. М., 1978, гл.2, §7; Bilinger- Reichmann R. Die Immanenzphilosopliie. Gott,, 1916; см. также лит. к ст. Ремке, Шуппе.
Источник: Новая философская энциклопедия
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ
разновидность субъективного идеализма, развитая В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерном, М. Кауфманом, А. Леклером, И. Ремке, О. Штоком, Мартинетти и др. Близка эмпириокритицизму. Осн. идеи И. ф. были развиты Шуппе в "Теоретико-познавательной логике" (W. Schuppe, "Erkenntnisstheoretische Logik", 1878), Шуберт-Зольдерном в "Основах теории познания" (R. Schubert-Soldern, "Grundlagen einer Erkenntnisstheorie", 1884), Кауфманом в "Имманентной философии" (М., Kauffman, "Immanente Philosophie", 1893). С 1895 по 1900 Кауфман, а затем Шуппе издавали "Zeitschrift f?r immanente Philosophie" (вышло в cвeт 4 т.). И. ф. отличалась более резко выраженными, чем у эмпириокритицизма, фидеистич. чертами в сочетании с солипсизмом, что в особенности проявилось у Шуберт-Зольдерна и Кауфмана. В подлинной философии, по Шуппе, отождествляются теория познания, логика и онтология, но философия должна быть обособлена от психологии индивидуума. Исходя в своей теоретико-познават. логике из того действит. факта, что мышление только в абстракции может рассматриваться в обособлении от мыслимого содержания и что нельзя изолировать сознание от объективной действительности, Шуппе утверждает, что объект и субъект неразрывно связаны друг с другом, что объекты не существуют вне сознания, что бытие имманентно сознанию. В этих рассуждениях представители И. ф. отождествили содержание сознания с предметом познания, знание объектов с самими объектами. Тем самым знание, сознание превращено представителями И. ф. в единств. реальность, а существование вещей сведено к факту познания (осознания) их. Концепция И. ф. искажает действит. соотношение субъекта и объекта в духе "принципиальной координации" Авенариуса. Представители И. ф. использовали также и учение Авенариуса об интроекции. Вышеуказанные тезисы И. ф. неизбежно вели к солипсизму, к-рый и был высказан Шуберт-Зольдерном, с той софистич. поправкой, что это солипсизм не метафизический, отрицающий реальное существование мира вне переживаний данного субъекта, а теоретико-познавательный, рассматривающий мир с т. зр. некоего родового субъекта. Шуппе, рассуждая подобным же образом, попытался, однако, отрицать, что его мировоззрению присущ солипсизм. Отсюда вытекает специфическое для И. ф. понимание истины: истинно то, что включено, "входит" в "сознание вообще" как его содержание. В собственно же индивидуально-психич. части сознания людей могут быть не истинные знания о вещах, но лишь "мнения". Однако люди причастны знанию постольку, поскольку момент "всеобщего сознания" наличествует в их сознании. Вещи, к-рые в настоящий момент не осознаются, существуют, по Шуппе (использовавшему здесь идею Дж. С. Милля), как возможность получения впечатлений. Что касается существования др. индивидуальных "Я", то об их существовании И. ф. умозаключает на основании восприятий чужих человеч. тел (но совсем нелогично И. ф. отказывается умозаключать подобным образом о существовании внешнего мира). Концепция "всеобщего сознания" привела представителей И. ф. к двум трудностям. Во-первых, непонятно, каким образом отд. вещи и процессы объединяются им в единый мир; во-вторых, сама природа "всеобщего сознания" загадочна. Из первой трудности И. ф. попыталась выйти посредством заимствованного от Риккерта кантианского мотива: "всеобщее сознание" конструирует мир с помощью априорных категорий тождества и сопринадлежности (Zusammengeh?rigkeit), т.е. причинной связи чувств. моментов друг с другом, а также с соответствующим родовым понятием. И. ф. пыталась отмежеваться от кантовского понимания категорий, ссылаясь на то, что категории присущи самой действительности (поскольку последняя есть содержание "всеобщего сознания"). Включение в И. ф. учения о категориальной деятельности "всеобщего сознания" привело Шуппе к мистич. представлению о данности всего возможного знания "всеобщему сознанию" (что лишало процесс историч. развития наук гносеологич. основы) и к пониманию истинности как согласованности данного суждения с совокупностью др. суждений, объединенной категориями в систему (что предвосхищало позицию неопозитивизма). Вундт в своей критике И. ф. вскрыл в ней, кроме того, наличие эклектич. заимствований из Платона и Фихте. Вторая трудность привела И. ф. к противоречиям (выраженным Шуппе; между бытием и сознанием есть "разница" и непримиримая противоположность, – см. W. Schuppe, Erkenntnisstheoretische Logik, Bonn, 1878, S. 26), а в конце концов – к смыканию с религ. представлениями. Обскурантизм И. ф. наиболее проявился в фидеистич. интерпретации "всеобщего сознания". Нет ни одного имманента, "...который бы не подводил открыто своих наиболее теоретических работ по гносеологии к защите религии..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 199). Шуберт-Зольдерн в своих спекуляциях по поводу "всеобщего сознания" пришел к признанию существования бога, индивидуального бессмертия и даже существования человеч. "Я" до бытия его тела. К подобным идеям, основываясь на тезисе о действительности всего того, что мыслимо, пришли и другие представители И. ф. Этика Шуппе начиналась с отождествления блага с источником наслаждения, а завершалась тезисом о том, что высшее наслаждение заключено во всеобщем сознании, на место к-рого Шуппе затем подставил трансцендентного бога. Для социологич. воззрений И. ф. характерны: отрицание объективно необходимой, независимой от обществ. сознания, от желаний и мыслей людей связи событий обществ. бытия и трактовка всех обществ. явлений как сознательных в своей сущности. "Всякий материальный процесс производства есть всегда явление сознания... не внешний процесс производства есть prius, но субъект или субъекты" (Sсhubert-Soldern R., Das menschliche Gl?ck und die soziale Frage, T?bingen, 1896, S. 295). Ложность подобных взглядов раскрыта Лениным (см. "Материализм и эмпириокритицизм", Соч., т. 14, с. 308–15). Пропагандистами И. ф. в России были реакц. философы Н. Лосский, Б. Яковенко и др. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 4, § 3; Борецкая Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, "Научное обозрение", 1902, No 5, 7; Леклер ?., К монистической гносеологии, пер. с нем., СПБ, 1904; Ланц Г., Вильгельм Шуппэ и идея универсальной имманентности, "Вопр. филос. и психол.", 1909, кн. 5 (100); Лосский Н., Имманентная философия В. Шуппе, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 3, СПБ, 1913; Шуппе В., Понятие психологии и ее границы, там же, сб. 4, СПБ, 1913; его же, Солипсизм, там же, сб. 6, СПБ, 1913; ?емке И., О достоверности внешнего мира для нас, там же; Павлов Т., Теория отражения, M.-Л., 1936, с. 125–31; то же, М., 1949, с. 180–94; Бакрaдзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Rehmke J., Die Welt als Wahrnehmung und Begriff, В., 1880; Schuppe W., Was sind Ideen?, "Z. Philos. und philos. Kritik", 1883, Bd 82, S. 1–27, 161–80; его же, Die immanente Philosophie und W. Wundt, "Z. f?r immanente Philos.", 1897, Bd 2; Ettinnger-Reichmann R., Die Immanenzphilosophie, G?tt., 1916; Palumbo G., Il problema dell´immanenza nell´idealismo attuale, Agrigento, 1947. См. также лит. при ст. Шуппе, Шуберт-Зольдерн, Ремке. И. Нарский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.