Дух - "само себя понимающее бытие" (Й.Ратцингер). В истории философии сильна тенденция признавать реально существующей внечеловеческую духовную жизнь как первооснову мирового бытия. В идеализме бытие отождествляется с мышлением, которое предшествует всем вещам и порождает их из себя (вместе с материей). Дж.Бруно (XVI в.) считал Вселенную мыслью божественного Разума. Ф. Шеллинг считал Бога тем, в чем "слито воедино все частное" и видел цель религии в слиянии человеческого духа с духовным целым всей Вселенной. Ф.Шеллинг видел в Природе сферу объективации Духа и называл ее "Одиссеей Духа": Природа - видимый Дух, а сам Дух - невидимая Природа. Г.Гегель считал Абсолютный Дух "субстанцией Вселенной", а историю понимал как арену деятельности всемирного "Объективного Духа", неуклонно ведущего мир к его высшему состоянию - государству как "земному богу". С.Кьеркегор во имя христианской веры отверг идеалистический Дух как мировую силу, стоящую между Богом и человеком, ибо она препятствует их прямым взаимоотношениям. Христианская вера свидетельствует: мир создан творческой любовью Творца, Он имеет всеохватывающий замысел о мире, замысел грядущего преображения мира, и осуществляет его в истории спасения, что не вместимо ни в какую идеалистическую концепцию. Мир имеет объективные духовные основы жизни, но они не полностью имманентны миру.