ХРАМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Храм
(ст.-слав. — хоромы) — специальное здание для отправления религ. культа. В большинстве совр. религий всем деталям, общей архитектуре и оформлению X. придается большое значение как мощному средству воздействия на верующих. Разработана особая храмовая символика, в соответствии с к-рой каждая часть здания или его деталь имеет свое смысловое значение. Небольшие X. без алтаря называются часовнями. В православии X. именуются также церквами, в католичестве — костелами, в исламе — мечетями, в иудаизме — синагогами.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ХРАМ
собират. термин для обозначения зданий, в к-рых происходит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в Христианстве - собор, костел, кирха; в ис-ламе — мечеть; в иудаизме - синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тэра в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как место общения людей с богом в любой религии полисемантично. Напр., в христианстве и буддизме X. -это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь (архитектурная, живописная и др.) строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет нац. специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мир. культуры.

Источник: Атеистический словарь

ХРАМ
от греч. temp Ion) — архитектурное сооружение, используемое для богослужения сторонниками той или иной веры. Строительству храмов предшествовали алтари, расположенные на открытом воздухе, где в жертву божеству приносились домашние животные, птицы и пр. Древнейшие культовые постройки относятся к неолиту; к IV тыс. до н. э. относятся первые настоящие храмы в Месопотамии (Белый храм в Уруке, Шумер); к III тыс. до н. э. — ранние египетские храмовые сооружения; во II тысячелетии до н. э. возникли храмовые комплексы Эгейской цивилизации (Като-Закро на острове Крит); в I тыс. до н. э. построены храмы Соломона в Иерусалиме, ранние храмы-молельни в Индии и китайские каменные залы (шиши) при гробницах. Своеобразным храмом на открытом воздухе были ансамбли мегалитов III–II тыс. до н. э. (например, Стоунхендж в Англии). Античный храм — настоящее жилище бога с хранилищем принесенных ему даров. Функциональное ядро храма — святилище с изображением божества и местом для подарков. В храме находился и жертвенник с горящим очагом, в подземном помещении хранились храмовые святыни. Простейший тип храма повторял расположение простого жилого дома, чем подчеркивалась его близость к самым народным низам. В Древней Греции и Древнем Риме каждый храм посвящался отдельному божеству, но в Риме был построен «храм всех богов», так называемый пантеон. Общие признаки храмов разных конфессий — святилище (алтарь, ступа, михраб), места для священнослужителей и для молящихся. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ХРАМ
(ст.-слав., букв. - здание, дом) - спец. здание для отправления религ. культа, центр религ. пропаганды. В ранних религиях местами отправления культа нередко служили пещеры, рощи, поляны, вершины гор и холмов. X. появились лишь с дальнейшим развитием культов. Духовенство всегда придавало огромное значение деталям оформления X., особенно архитектуре, стараясь подчеркнуть особое, «исключит.» положение X. - якобы «неземное», «священное» - и тем способствовать укреплению и распространению религии. Нередко X. являются выдающимися памятниками искусства. В Др. Греции с VI—V вв. до н. э. X. были самыми богатыми и величеств, зданиями и играли важную роль в жизни полисов. Обряды совершались здесь обычно снаружи X. За нек-рыми X. признавалось право убежища. Иногда в X. хранились каменные или бронзовые плиты с текстами законов, договоров, клятв, обильные дары гос-в и граждан, иногда - казна, архив, драгоценности, товары. По типу греческих возводились X. и в Др. Риме. Христ. X. стали строиться со II в., при этом многое заимствовалось из языч. храмовой архитектуры. Иногда как христ. X. использовались культовые здания языч. религии, напр., Пантеон в Риме. Богослужение у христиан, как и в X. большинства др. религий, совершается в самом X. Христ. X. делится на три части: притвор, или паперть, ср. часть и престол (в католич. и правосл. X. он наз. алтарем). Два ряда колонн иногда делят X. на три нефа («корабля)». Небольшие X. без престола наз. часовнями. С VIII в. к X. начали пристраивать колокольни. В правосл. X., называемых также церквами, имеются амвон, иконостас и купола (б. ч. пять). Католич. X. в Польше и России называются костелами. Лютеранские X. - кирки - не имеют ни икон, ни скульптур. Наиболее просто обставлены внутри молитв, дома пресвитериан (кальвинистов) и сектантов. Мусульм. X. - мечети - ныне представляют собой, как правило, здания квадратной формы с одним или неск. минаретами (высокими башенками). Внутри мечетей нет никаких украшений, кроме орнаментов и текстов из Корана.
Иудейские X. - синагоги - также не имеют ни живописи, ни скульптур. У вост. стены в синагоге помещается ковчег со свитками Торы. Женщинам в синагоге разрешается быть только на хорах. Богатые и величеств. X. имеют индуистская, будд. и др. вост. религии. Духовенство мн. религий использует в X. такие средства эмоционального воздействия, как пение и музыка, курение благовоний, эффекты освещения и т. п. С победой социализма и падением влияния религии в СССР мн. X. по желанию трудящихся закрывались. В ряде мест они частично были переоборудованы под клубы, кинотеатры, дома культуры, библиотеки. Нек-рые X., ценные как памятники искусства, находятся под охраной гос-ва. В б. Казанском соборе в Ленинграде устроен Музей истории религии и атеизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ХРАМ
культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов ( христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание. Часто храмы выполняли не только религиозные, но и некоторые общественные функции: в них проходили собрания, церемонии, хранили собрания книг и т.д.
В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрываются основные черты соответствующей религии.
Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепенно. В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах. Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний - базилики.
Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие. Заимствованный из Византии, появившийся на Руси в Х веке и получивший широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения. Прежде всего храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).
Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании. Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека.
Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного - сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире.
Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства.
Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма - алтарь, а его западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смерти.
В христианстве, особенно в его православной ветви, часто встречается уподобление храма кораблю (Ноеву ковчегу), несущему верующих на восток, к спасению. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма: купола - паруса, апсида - нос корабля, колокольня - мачта и т.д.
В православном храме заложена также и антропологическая символика. Еще в Византии трехчленное деление внутреннего пространства храма уподобляли тройственному составу человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение); тело (притвор).
Интересно, что "очеловечивание" храма нашло яркое отражение в русских названиях частей храма: купол называется главою; поставлена глава на барабан - шею; основание храма - подошва; окна - очи; защитные от дождя выступы над окнами - бровки и т.д.
Важное место в архитектуре храма занимает числовая символика. Так, символично число куполов: один купол символизирует единство Бога; два соответствуют естеству Иисуса (богочеловек); три символизируют Святую Троицу; четыре - четыре Евангелия, пять - четырех евангелистов и Христа; семь - семь таинств церкви; девять - число ангельских чинов; двенадцать - апостолов и т.д.
Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем.
Так, например, обычно своды крестово-купольного храма опираются на четыре массивных столба, символизирующих четыре Евангелия. Основной частью алтаря является престол - возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы и т.д. Следует отметить, что символическая трактовка архитектурных форм и убранства храма остается неизменной во всем периоде существования православных храмов.

Источник: История и теория культуры

ХРАМ
Собственно славянское именование священного места, дома молитвы, церкви.
Первым таким священным местом, согласно Ветхому Завету, был жертвенник Авеля. Затем после выхода своего из ковчега “устроил Ной жертвенник Господу” (Быт. 8: 20). Затем Авраам для жертвоприношения Исаака. Но самый значительный жертвенник устроил Моисей; скиния Моисея является уже прообразом настоящего христианского храма. Сам Бог дал Моисею план первого походного храма – скинии (Исх. 25–27). Затем по образцу скинии был построен храм Соломона (3 Цар. 6). Первым из новозаветных храмов является сионская горница, где во время Тайной вечери Христос со своими учениками впервые совершил таинство евхаристии (Мк. 14: 22–24).
После начала гонений на христианство в I век н. э. богослужения совершались в катакомбах, а с начала II века богатые люди, принявшие христианство, отдавали под богослужение свои дворцы. В это время появились и первые собственно христианские храмы – базилики, длинные четырехугольные здания.
В 313 году после Миланского эдикта Константина христианство становится свободной религией, храмы начинают строиться повсеместно. На Руси храмы стали появляться с конца X века, после крещения Руси князем Владимиром. Наиболее ранние из ныне существующих храмов – Киевская и Новгородская Софии, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165).
Как ветхозаветный иерусалимский храм состоял из 3 частей: святая святых, святилище и двор, так и любой современный православный христианский храм делится на три части соответственно: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь означает Царство Небесное – это святая святых. В ветхозаветные времена в святая святых мог входить только первосвященник, и то лишь раз в год, с кровью спасительной жертвы. Ведь после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа.
Древнему святилищу соответствует у православных христиан средний храм. В святилище никто не имел права входить, кроме священников, в православном же храме в средней части стоят все верующие.
Часть храма, находящаяся при входе в средний храм и отделяемая от него особенной стеной, в которой обычно одна или три двери, называется притвором. В притворе раньше стояли оглашенные, то есть, готовящиеся к крещению. Перед притвором, в виде крыльца или сеней с крышей; находится паперть, которая иногда называется внешним притвором. Двери, ведущие из храма в притвор, называются Красными, а из притвора на паперть – Серебряными.
Христианский храм строят, ориентируя алтарем на восток – в сторону восходящего солнца, напоминающего о Иисусе Христе, от которого воссиял божественный свет – солнце правды, пришедшее с “высоты Востока”.
Каждый храм посвящен Богу и носит имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый освящается в память одного праздника или святого. Все алтари, кроме главного, называются приделами.
Очень часто храм имеет в плане форму креста, нередко устраивается и в виде корабля (как Ноев ковчег). Иногда в плане храма лежит круг, как символ вечности, а иногда и 8 конечная звезда. Храм в виде 8 угольника символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к новорожденному Христу. Завершается храм обычно куполом, олицетворяющим небо, на котором ставится крест во славу главы церкви – Христа. Обычно храм с одним куполом называется церковью, а храм с несколькими куполами – собранием церквей или собором.
Количество глав храма также имеет свой отдельный смысл. 1 глава указывает на главу церкви – Христа, 2 главы – на два естества Иисуса Христа, 3 – на три лица святой троицы, 5 – на Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 – на семь таинств и семь Вселенских соборов, 9 – на 9 чинов ангельских, 13 – на Иисуса Христа и 12 апостолов. В двухэтажных церквах нижний этаж символизирует церковь земную, а верхний – небесную.
Каждая часть храма также имеет свое символическое значение. Купол, венчающий храм и отмечающий место собрания народа Божьего, осмысляется как то, что Бог пребывает с человеком во Христе через Св. Духа, создавая впечатление, что все небесное и земное объединяется под единой главою и исполняется полнотою Божьей. Также о единстве с Богом говорит и все внутреннее убранство храма. Престол перед верными христианами, как образ самого Христа, Слова Божия, согласно Евангелию, и Агнца Божьего по евхаристическому жертвоприношению. В этом смысле престол есть трапеза Царства Божия; на нем верующие приносят бескровную жертву.
Крест – самый главный символ для христиан – постоянно напоминает не только о спасительной искупительной жертве Христа, но и о необходимости “принять крест” каждому истинно верующему, положив его в основу всей своей жизни. Поэтому христиане и крестятся, то есть осеняют себя крестным знамением.
Иконостас в церкви также символизирует единство верующих с Богом.
Самая важная часть храма – алтарь (от лат. altaria, от altus – высокий); в православных храмах это место, где находится престол. Алтарь отгорожен от остальной части храма иконостасом. В алтаре имеется также место для хранения одежды священников, церковных сосудов и богослужебных книг, которое называется ризницей.
Престол помещается За Царскими вратами иконостаса. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители. Царские врата называются так потому, что во время совершения малого входа Христос – Царь Славы – невидимо проходит через них в образе Евангелия (Благой вести).
Возвышение со ступенями перед иконостасом называется солеей. Иногда солея тянется от южной до северной стороны церкви, а не только перед царскими вратами. С солеи священник преподает евхаристию, а ее ступени служат для сидения иподьяконов и чтецов.
Середина солеи – полукруглый выступ перед Царскими вратами – носит название амвона (от греч. ambon – край горы). Оно ведет свое начало от находившегося у Святого гроба камня, который отвалил ангел. На него поднимаются только священники и дьяконы и читают с него Евангелие и ектеньи. Отсюда проповедует священник. По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы – места для чтецов и певчих.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служат заупокойные богослужения – отпевания, панихиды.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Свечи под куполом храма, расположенные на специальном круге (тверди) называются хоросом. Хорос часто заменяется паникандилом (устар. поликандило от греч. polykandelon – многосвечник) подсвечником со множеством свечей (ныне электрических).
Их зажигают в торжественные моменты службы.
img src="/upload/content/1577092182_16.files/image001.jpg"
1. Престол. 2. Жертвенник. 3. Алтарь. 4. Ризница. 5. Царские врата. 6. Северные дьяконские двери. 7. Южные дьяконские двери. 8. Аналой. 9. Солея. 10. Клиросы. 11. 12. 17. Паперти. 13. Амвон. 14. Храм. 15. Крестильная. 16. Притвор.

Источник: Православие. Основные понятия.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Груда кирпичей или храм: о метафорической гносеологии В. Г. Белинского

Карпенко Геннадий Юрьевич
В статье рассматриваются особенности метафорической гносеологии Белинского, позволявшей ему не только выносить оценочные суждения о литературе, но и строить свою картину мира.

Похожие термины:

  • ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ

    двунадесятый праздник правосл. церкви, отмечаемый 21 ноября (4 декабря). Посвящен важному с т. зр. церкви событию -торжеств, вступлению трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, к
  • БУДДИЙСКИЙ ХРАМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

    первый в Европе будд. храм, построенный в 1910—1915 на средства, собранные верующими бурятами, монголами и калмыками, а также пожертвованные главой Тибета далай-ламой XIII. Решение о строительстве храма
  • Храм Христа Спасителя

    кафедральный собор г. Москвы (архитектор К.А. Тон, 1794–1881). 25 дек. 1812 имп. Александр I издал манифест «о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Бож
  • ХРАМ ИНДУИСТСКИЙ

            Beдийские арии храмов не строили. Местом совершения ритуалов в этот период служили жертвенный столб (юпа) и специально подготовленная площадка, на к-рой находились алтари и воздвигался нав
  • КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

    тип христианского храма с крестово-купольной композицией. Ведет свою историю от церкви Св. Софии в Константинополе (VI в.). Крестово-купольная композиция получает широкое распространение в Византи
  • Русский православный храм

    Ко времени крещения Руси (988) в Византии сложился тип крестово-купольного храма, сочетавший достижения всех предшествовавших направлений культового зодчества. В «Церковной мистагогии» св. Максим
  • Скиния, Храм

    (Tabernacle, Temple). Сооружения, предназначенные для богослужения. Использование храмов с глубокой древности составляло важную часть человеческой культуры. В Месопотамии "дом" или "дворец" богов размещал
  • ЗОЛОТОЙ ХРАМ

            Харимандир, Дарбар Сахиб — гл. сикхская гурдвара, находящаяся в г. Амритсаре. Гуру Арджун заложил 3. х. в центре свящ. пруда 15 окт. 1588. При Моголах был разрушен, восстановлен при Ранджит Сингх
  • Храм христианский

    Под именем храма в православной церкви понимается особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему здание или только часть здани
  • Храм народов

    паства, возглавляемая Джимом Джонсом. Храм народов составлял основу паствы богословски либеральной деноминации «Апостолы Христа», во главе которой встал Джим Джонс - ее харизматическая личность.
  • ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

    Один из двунадесятых праздников и второй из праздников, посвященных Богородице; празднуется 4 декабря. Также как и праздник Рождества Пресвятой Богородицы, этот праздник не основан на евангельски
  • ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫИ

    специальное здание для отправления публичного и частного (требы) богослужения; др. название - церковь. Гл. храм епархии, города называется собором, в нем служит местный архиерей. По церк. канонам вся