(Tabernacle, Temple).
Сооружения, предназначенные для богослужения. Использование храмов с глубокой древности составляло важную часть человеческой культуры. В Месопотамии "дом" или "дворец" богов размещался на массивной искусственной платформе (зиккурате); считалось, что боги отдыхают в нем во время путешествий с небес на землю (см. Быт 1 ;4). Хананей также сооружали местные святилища на прочных каменных основаниях, о чем свидетельствуют раскопки в Хацоре. Жертвенники (не обязательно храмы), увенчивавшие все "высоты" (bamot), сосуществовали и конкурировали со святилищами израильтян в допленный период и были окончательно запрещены при царе Иосии (4 Цар 23).
Скиния и Храм в истории. Патриархи молились в различных культовых центрах Ханаана Сихеме, Вефиле, Хевроне, Вирсавии. Посреди неогороженного местасвятилища, где проводились богослужения, обычно находились священное дерево или камень (massiba) и жертвенник. Каждое святилище напоминало о том, что в данном месте Бог являлся патриархам (см. Быт 18:1; 28:10; 33:18идал.).
Составные элементы библейского храмового богослужения восходят к Синайскому завету. Согласно Библии, в этот период уже существовали объекты, имевшие центральное значение для будущего Иерусалимского Храма, шатер собраний (ohel то id) или скиния (miskdn) и ковчег завета, хотя ученые продолжают спорить о точном их назначении и связи между ними.
По свидетельству Исх 2531, скиния пустыни стала прототипом будущего Иерусалимского Храма; она обладала рядом особых свойств. По размерам она вдвое уступала Храму и была переносной. Остов ее стен образовывали деревянные брусья; на них натягивали льняную ткань, крую сверху покрывали кожей. Скиния размещалась посреди двора, огороженного льняной занавесью, натянутой на деревянные столбы.
В период судей израильские храмы воздвигались в самых разных местах Гилгале, Шилохе, Вефиле, Дане, Мицпе Вениаминовой, Офре, Хевроне, Вифлееме, Нобе и нескольких менее известных городах и селениях. Ковчег первоначально находился в Шилохе, хотя на некрое время его переносили в Гилгал и Вефиль. Филистимляне разрушили Шилох и захватили ковчег; однако вскоре они вернули его, после чего он, повидимому, находился в КириафИариме (Ваале), пока Давид не вознамерился соорудить новый храм в Иерусалиме (1 Цар 47; 2 Цар 6; 1 Пар 16:39). Выдающаяся роль как символу национального и религиозного единства принадлежит храму Соломона (первому Храму). Однако храмысоперники едавались не так легко царь Иеровоам I восстановил для северных колен святилища в Дане и Вефиле. Удивительно, что небольшой храм был возведен в пограничной крепости Соломона в Араде. Во время и после плена еврейские храмы возводились в Египте в Элефантине (VIв. до н.э.) и Леонтополисе (VIVbb. до н.э.). К-ром е того, свой храм на горе Гаризим построили самаритяне (IVII вв. до н.э.).
Первый Иерусалимский Храм разрушили вавилоняне в 587 г. до н.э.; в 515 г. до н.э. на том же месте был возведен второй Храм. Он был сравнительно более ск-ром ен, чем Соломонов храм, пока царь Ирод в 20 г. до н .э. не перестроил его в соответствии с эллинистическими образцами. Контроль над Храмом имел немаловажное политическое значение и сириец AhthoxIV Эпифан, и римский полководец Помпей поместили в Храме языческие изваяния, чтобы продемонстрировать власть над евреями. В 70 г. н.э. римлянами был разрушен и второй Храм; вместо него они воздвигли собственное святилище. Сегодня на этом месте находится знаменитая мусульманекая святыня.
По форме Храм представлял собой вытянутое помещение, разделенное на две комнаты, святилище и святое святых, крые в дни Соломона были разделены воротами, а позже занавесом. Внутри святилища помещались жертвенник курения, стол для хлебов предложения и светильник (или несколько светильников). Во внутренней комнате, святое святых, находились ковчег завета, охраняемый херувимами, и "место утешения" [в синод, пер.: "крышка"], kapporet. В послепленный период святое святых уже, скорее всего, оставалось пустым. Раз в год, в день Искупления, первосвященник входил в святое святых и совершал обряд очищения. Храм, вместе с прилегающими к нему помещениями для священников, размещался внутри одного или двух внешних дворов. Во дворе, к востоку от дверей Храма, стоял жертвенник всесожжения и медный умывальник. Здесь молящиеся и священники приносили необходимые жертвы в соответствии с Торой.
Теологическое значение. Возведение скинии вписывается в контекст установления завета на горе Синай. Скиния воплощает для Израиля наиболее значимые аспекты этого завета. Прежде всего, скиния знак избранничества: Бог милосердно избрал Израиль, а не Израиль избрал Бога. Бог сам указывает, какой формы должна быть скиния, как она должна быть украшена, кто и как в ней должен совершать бо гослужение. К-ром е того, Он обещает выбрать будущее место своего пребывания (Втор 12:5). Любое отклонение от этих предписаний нарушение завета, и потому карается смертью (Исх 32).
Скиния знак единства. Поскольку Бог един, то и народ Божий, представленный различными коленами и социальными слоями, объединяется вокруг скинии (Чис 110). И наоборот, все храмы, крые возводились вокруг Иерусалима, указывают и на разобщенность народа, и на его идолопоклонство; пророки мечтают о дне, когда в Иерусалиме будет совершаться единое и чистое богослужение (Иез 28:2526). Храм на горе Сион свидетельствует придет время, когда род человеческий окончательно примирится (Ис 2:15).
Бог свят и призывает Израиль быть святым народом. Храм и храмовое священство напоминали Израилю о его призвании к святости. Система жертвоприношений обеспечивала возможность людей и святилища очиститься от грехов (Лев 16). Хотя святой Боготкрыл Израилю свое имя, славу и присутствие на горе Синай, именно скинии предназначалось стать неизменным местом пребывания Бога в период земной истории. Бог считается постоянно пребывающим (Sakan) в скинии или Храме (Ис 29:4346; ЗЦар 6:13), но слава Его проявляется также в милости и гневе в самые трудные моменты жизни Израиля (Исх 40:3438; Чис 14:10 и дал.; 16:19 и дал.; Иез 110; 43:17; Мал 3:1). Восстановление Храма это необходимый знак неизменной воли Бога, являющего милость к Израилю (Агг 2:819; Зах 4:910).
Бог царь мира, и Храм знак Его царства. В хвалебных гимнах и псалмах Сиона провозглашается, что правление Бога, пребывающего на Сионе, распространяется по всей земле (Пс 28; 4547; 75; ср. Ис 6:13). ЦарьМессия это посланец Бога в Его Царстве (Пс 2); иногда Мессию изображают служителем в святилище Божьем (2Цар 6; Пс 109; Дан 9:2426; Зах4).
Храм считается также земным воплощением Небесного Царства (Исх 25:89; 1 Пар 28:19; Ис 6:13). Так, во время плена Иезекиилю предстает видение Нового Иерусалима и Храма (Иез 4048), крый не похож на исторические первый и второй Храмы. Многие ученые видят в "священнических" описаниях Пятикнижия стремление идеализировать Храм и его убранство. Спиритуализация Храма сочетается в Библии с ожиданиями эсхатологического Храма (Ис 21:5; Иез 37:27; Агг 2:9); обе эти тенденции, ориентированные на будущий прославленный Храм, получили дальнейшее развитие в апокалиптической литературе (1 Енох 14; 90:2829; Зав. Лев 23). К примеру, в документах кумранской секты, в т.ч. в большом Храмовом свитке, представлены различные видения Нового Иерусалима. Свою общину в изгнании кумраниты описывают как "дом святыни для Израиля... святых для Аарона" (1 QS8.59).
Истинные сыны Израиля всегда мечтали оказаться во "дворах Господних" (см. Пс26; 121), но в то же время, в ответ на учреждение Богом Храма, израильтяне то и дело предавались ложным иллюзиям о том, что милость Божья безусловна. Пророки постоянно предупреждали народ, что доверие к Храму может основываться только на доверии к Богу и верности условиям завета; в ином случае Бог уничтожит Храм (ср. Иер 7:115; Иез 9; Ам 9:1). При этом всякий раз, когда Храм разрушали (в 587 г. до н.э. и в 70 г. н.э.), народ жил надеждами на его возрождение (Пс 136; Семнадцатое благословение на синагогальном богослужении).
Скиния и Храм в НЗ. В НЗ, как и в ВЗ, засвидетельствовано почитание Храма евреями того времени, хотя и отмеченное все той же многозначностью отношений к Храму и апокалиптическимиожиданиями. Приэтомн.з. авторы глубоко убеждены, что Царство Божье пришло и что Иисус исполнил мессианские пророчества ВЗ, тем самым идея Храма в НЗ отличается большей глубиной и значимостью.Иисус сам утверждал божественное учреждение Храма, называя его "дом отца Моего" (Ин 2:16). В то же время Он знал о грядущем Божьем суде над Храмом и предсказывал его неминуемое разрушение (Мк 13:12). В духе древних пророков Иисус "очищал" Храм, возвращая ему святость и универсальное назначение ("дом Мой домом молитвы наречется", Мф 21:13). Он сказал, что если Храм подвергнется разрушению, то Им будет воздвигнут новый Храм (Ин 2:19). Хотя это иносказание, оно было использовано против Иисуса на суде (Мф 26:61; ср. 27:40). Наделе, суд над Христом и распятие наложили отпечаток на судьбу Храма и открыли путь новой нееврейской общине, признавшей в Иисусе Сына Божьего (Мк 15:3739).Ин использует образ скинии, чтобы подчеркнуть сам БогСлово явлен в человеческом облике (1:14). Новый Храм, прославленное Тело Христово, станет ядром истинного богослужения для тех, кто получил Духа (Ин 2:1822; 4:1924; 7:3738). Деян рассказывает о росте Церкви от первой Иерусалимской общины, еще молящейся в Храме, до Самарии и Рима столицы языческого мира.
Не исключено, что в Деян Церковь уже рассматривается как новый Храм (15:1318), однако в полной мере этот образ развивает ап. Павел. Он призывает новообращенных к святости жизни, необходимой истинному Израилю, ибо "выХрамБогаживаго" (2 Кор6:167:1; ср. 1 Кор6:1920).ИногдаПавел сравнивает Церковь со зданием, основанным на Христе, зданием, в к-ром пребывает Св. Дух, несущий единство (1К0р 3:1017; Еф 2:2022). Также и Петр призывает верующих исполнить в.з. обетования Израилю, придя ко Христу, краеугольному камню духовного здания, чтобы стать его частью (1 Пет 2:410).
Евр тщательно воспроизводит в.з. символы, подчеркивая лежащие за ними небесные реалии. Так, правила богослужения в ВЗ носили земной и преходящий характер; Христос как истинный первосвященник вошел в небесное святилище и принес однажды и навечно совершенную жертву своей крови. Поэтому христиане могут с доверием приближаться к Богу (Евр 910). С одной стороны, в нашем Предтече мы продолжаем свои странствия в этом мире, с другой мы уже пришли, по своей вере, к эсхатологическому празднику на небесах (Евр 1112).
Автор Откр яркими образами рисует эти эсхатологические свершения. Иоанн утешает гонимые церкви Агнец Христос уже вошел в небесную скинию и обрел власть над будущим (Откр 45). Гонимые церкви уже являют собой царский и священнический храмы и своим мученичеством предвосхищают блаженство на небесах (Откр 7:112; 11:113).
Конечное исполнение всех обетований Божьих во времени и пространстве осуществляется в Новом Иерусалиме (Откр 2122). Создается новое мироздание, новое творение в вечности. Веемогущий Бог и Агнец это Храм Нового Иерусалима, крый предстанет пред взором всех избранных.
S.E N0LL(nep. Ю.Т.)
Библиография: R. deVaux, Ancient Israel, II; ?. Haran, Temples and TempleService in Ancient Israel; J. Comay, The Temple of Jerusalem; R.J. Mac Kelvey, The New Temple.
См. также: Жертвенник (Алтарь); Дары и жертвоприношения в библейские времена; Священники и левиты.