Храм христианский

Найдено 1 определение
Храм христианский
Под именем храма в православной церкви понимается особое, отличное и отдельное от других построек, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему здание или только часть здания, служащая для той же цели. С древних времен в православной церкви храмам усвояются различные наименования: 1) kuriakh или kuriakon – Дом Господень. В первый раз это название встречается в правилах Анкирского собора (314 г.). 2) Дом Божий – oikoj Qeou, domus Dei. Это название заимствовано из Свящ. Писания Ветхого Завета (Быт. XXVIII, 17, 19, 22) и в практике церковной встречается очень рано. 3) Basilica – царские чертоги, вошедшее в употребление после того, как Константин Великий отдал церкви некоторые общественные здания, называвшиеся базиликами, и построил новые храмы по образцу базилик. 4) έκκλησια —церковь. Это наименование встречается уже в Свящ. Писании (Деян. XIX, 40; 1 Кор. XI, 18, 20, 22; Mф. XVIII, 17). Оно обозначает и место собрания, и самое собрание верующих. 5) Дом молитвы. В Свящ. Писании это наименование усвояется X. иерусалимскому (Mф. XXI, 23; Map. XI, 17; Лк. XIX, 46) и молитвенным домам иудеев (Деян. XVI, 13, 16); отсюда оно было перенесено и на христианские X. 6) Eunodos, собор – наименование синонимическое, прилагавшееся к православным храмам в отличие от собраний еретических, 7) Martupion или memoria назывались X., построенные в честь мучеников на гробах их. Эти X. назывались также трапезами (mensa, trapeza), от обычая совершать литургию на гробах мучеников, кладбищами и гробами (koimht» rion или marturwon to t¦fos). 8) Apostoleon – церкви в честь апостолов, profhteon – в честь пророков. Позднее храмам стали прямо усвоять название лица или события, в честь и воспоминание которого построен храм. Наименования, обозначающие положение данного храма в ряду других: а) ставропигиальный – храм, находящийся в непосредственном ведении патриарха или Св. Синода; б) кафедральный – главный храм епархиального архиерея; в) приходский – в котором совершается богослужение причтом для данного прихода и г) кладбищенский. Слово храм (templum) вошло в употребление не ранее IV в., потому что так называли капища своих идолов язычники, а отвращение христиан ко всему языческому было столь велико, что они не хотели заимствовать оттуда даже и названий. Иисус Христос, явившись среди народа иудейского, посещал свящ. места иудеев – Иерусалимский храм и синагоги, но посещение их не вменил в обязанность Своим ученикам и последователям. Заповедав поклоняться Богу на всяком месте, Иисус Христос для совершения действий, долженствовавших служить основанием новозаветного богослужения, избирал особые места. Так, Он Сам молился Отцу Своему в саду Гефсиманском и на горе Елеонской, а таинство евхаристии установил в горнице большой, устланной (Лук. XXII, 12). Таким образом получает свое начало христианский храм. Апостолы и первые христиане из иудеев посещали иногда Xрам иерусалимский (напр. Деян. II, 46; III, 1; V, 21) и синагоги (напр. Деян. XIII, 14; ХIV, 1; XVI, 13; XVII, 1–2, XIX, 8), для молитвы и проповеди об И. Христе; но эти посещения прекращаются со времени гонения, воздвигнутого на христиан, и после определения отношения обрядового закона Моисеева к христианскому учению на апостольском соборе (42 г.). Вскоре после того Xрам иерусалимский был разрушен (70 г.). Главным местом богослужебных собраний христиан апостольского века, по примеру И. Христа, служит частный дом. Так, по вознесении И. Христа на небо христиане в числе 120 чел. собираются в сионской горнице и пребывают в молитве (Деян. 1, 13–16). Затем мы видим христиан, группами собирающихся в домах для совершения молитвы и евхаристии (Деян. II, 42, 46, см. Римл. XVI, 3–4; Кол. IV, 15; Филип. II). Дом, служивший местом богослужения, переставал быть обыкновенным жилищем, или же в доме назначались для богослужения отдельные, расположенные в верхних частях дома комнаты, которые благолепно украшались. Обычай совершать богослужение в стенах частных домов долго держался и после того, как христиане получили свободу вероисповедания в Римской империи. Церковь старалась ограничить этот обычай, особенно там, где он мог повлечь за собой заметные отступления от общего строя богослужения (напр., среди еретиков и схизматиков). Нет сомнения, что у христиан первых трех веков были храмы и в собственном смысле, т. е. отдельные, для богослужения предназначенные здания. Гонения первых трех веков не были непрерывны; случались более или менее продолжительные периоды покоя, которыми христиане и пользовались для устройства открытых храмов. Александр Север (222–235 гг.) терпел христиан; около 30 лет спустя имп. Галлиен (260 г.) возвратил христианам храмы, занятые язычниками. С тех пор число церквей начинает возрастать. Оптат Милевийский насчитывает до сорока обширных храмов в одном Риме. Евсевий, изображая благоденствие христиан во время продолжительного покоя, предшествовавшего гонению Диоклетиана, говорит, что вследствие умножения за это время числа христиан в каждом городе строились новые обширные храмы. Эдикт, которым началось гонение Диоклетиана (303 г.), направлен против христианских храмов и повелевает разрушать их. В это гонение был разрушен и знаменитый храм никомидийский.
Для построения храмов христиане с древних времен предпочитают места возвышенные, подражая в этом Xраму иерусалимскому, построенному на горе Mopиa, равно как и общему обычаю древних народов. Алтарем храмы строятся на восток, по тому же побуждению, по которому христиане вообще обращаются в молитве на восток. Форма храмов с древних времен была очень разнообразной. Наиболее употребительными и излюбленными формами издревле служат продолговатая, наподобие корабля (™pimhkhj, oblonga), и крестообразная (staurweid»). Издревле также употребляются формы круглая (rotunda) и осьмиугольная (осtосhоrа, octaedra, octogona). К наружным особенностям храмов относятся купола или главы, устраиваемые в большем или меньшем числе (большей частью – пять), колокольни или звонницы и кресты на главах. По внутреннему своему устройству и расположению христианский X. делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. Средней частью храма называется та, которая расположена между притвором и алтарем. В древности ей усвоялось наименование n¦oj navis, так как она представляет собой подобие корабля. Другие названия указывают на назначение этой части X. (oratorium, ™kklhsia). Принадлежности этой части X. амвон (см.); архиерейский амвон устрояется среди X. и имеет две или более ступени; он называется также облачальным местом, так как на нем архиерей облачается, пребывает в продолжение известной части литургии и совершает некоторые службы (напр., молебен, панихиду). На архиерейском амвоне ставится обыкновенно седалище, называемое кафедрой (см.). Далее идут солея (см.), клиросы (см.), иконостас (см.). Принадлежности алтаря (см.) – престол, горнее место и жертвенник. Кроме одежд, престол (см.) имеет еще следующие принадлежности: а) илитон (см.), б) антиминс (см.), в) дарохранительницу (см.), г) крест (см.) и д) Евангелие. В некоторых церквях над престолом устраивается сень или балдахин, иначе называемый кивopиeм (см.). Именем горнего места обозначается седалище, устраиваемое за престолом у восточной стороны и возвышающееся над полом алтаря на несколько ступеней. На него восходит и на нем восседает в известное время священнодействия архиерей. Ему усвояется также наименование архиерейского трона или кафедры. Обычай усвоять особое место для архиерея восходит ко временам апостолов. По свидетельству Евсевия, первый епископ иерусалимский Иаков, брат Господень, имел такое место, которое Евсевий называет апостольским престолом. То же передает св. Григорий Богослов о св. евангелисте Марке, бывшем епископом в Александрии. Впоследствии горнему месту было усвоено таинственное знаменование небесного трона или кафедры вечного Первосвященника, И. Христа; поэтому на стене выше горнего места ставится иногда изображение Иисуса Христа в архиерейском одеянии. С древних же времен от горнего места по обеим сторонам престола устрояются седалища для пресвитеров, участвующих в священнослужении. Эти седалища св. Григорий Богослов называет вторыми престолами; называются они также сопрестолием.

Источник: Православный церковный словарь.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
262.30 кб

Правовое положение христианских храмов в мусульманских государствах средневековья

Хошев Андрей Юрьевич
Важным аспектом бытия общин немусульманских религий в государствах с шариатской формой правления является правовое положение используемых ими культовых сооружений.
Читать PDF
506.24 кб

Христианские храмы в языческих святилищах (к вопросу об утверждении христианства в Малой Азии)

Казаков Михаил Михайлович
Читать PDF
10.40 мб

Первый пещерный христианский храм Восточной Европы эпохи первых готских походов iii В. Н. Э. (по мат

Шевченко Ю. Ю.
В Ай-Тодорском подземном храме пещерного монастыря Чилтер-Коба в Крыму расположен престол древнего типа (до 692 г.
Читать PDF
489.62 кб

Синкретические образы: изображение бычьей головы в архитектурной пластике христианских храмовна Южно

Ендольцева Екатерина Юрьевна
В статье разбираются проблемы, касающиеся соотношения традиционных верований и монотеистических религий на Кавказе. В качестве примера берется мотив бычьей головы.
Читать PDF
3.72 мб

Влияние взаимодействия традиционной и христианской культур на храмостроение Северного Кавказа и Севе

Пищулина Виктория Владимировна
Читать PDF
264.40 кб

Апокрифическое «Завещание Иова» в контексте иудейской литературы второго храма и в христианской перс

Шуляков Леонид Викторович
В статье анализируется описание апокрифического «Завещания Иова». При этом предполагается, что автор апокрифа, взяв за основу библейскую книгу Иова, излагает собственную историю праведного страдальца.
Читать PDF
4.18 мб

Философско-богословские споры и понятия в геометрическом построении пропорций христианских храмов IV

Марина Эдуардовна Венгерова
Геометрический анализ пропорций древнерусских христианских храмов X—XV вв.