Эволюция

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эволюция
в настоящее время все чаще и чаще подвергается критике в периодической печати.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Эволюция
(от лат. evolutio – развертывание) – постепенное, медленное, необратимое и направленное изменение объектов различного рода.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Эволюция
в широком смысле - синоним развития; процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЭВОЛЮЦИЯ
от лат. evolutio - развертывание) - развитие; эволюционизм - мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения развития; см. также Прогресс.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эволюция
процесс изменения, развитие; одна из форм движения, развития в природе и обществе; непрерывное, постепенное количественные изменение в отличие от революции – коренного качественного изменения.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Эволюция
одна из форм движения, развития в природе; медленное постепенное количественное изменение, приводящее при определенных условиях к новому качеству; необратимый процесс исторического изменения; объективное развитие.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

Эволюция
(evolvere развивать) — развитие. Эволюцией или теорией эволюции иногда называют то понятие о рождении, что все зародыши органических существ уже предсуществовали в первоначальном организме и только постепенно выходят наружу в дальнейших последовательных процессах рождения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Эволюция

/D/ Evolution; /E/ Evolution; /F/ Evolution; /Esp./ Evolucion.
Противоположный революционным характер изменений в социальной жизни, связанный с постоянной, количественной, длительной трансформацией системы. Эволюционные изменения не ведут к качественным, к нарушениям меры системы, но подготавливают ее к таким изменениям. Развитие социальных процессов есть единство эволюционных и революционных процессов.

Источник: Философия, практическое руководство

Эволюция
(лат. evolutio – развертывание) – 1. Необратимое историческое развитие природы. Определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается их приспособлением к условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом. 2. В философии: одна из форм движения в природе и обществе – непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от революции – коренного, качественного изменения.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭВОЛЮЦИЯ
[от лат. evolutio развертывание] – развитие, процесс постепенного, непрерывного количественного изменения кого-чего-л., подготавливающий качественные изменения, в широком смысле – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-л. системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ЭВОЛЮЦИЯ
направленное изменение любого процесса, системы, предмета, имеющего необратимый характер. Это изменение всегда происходит в реальном (динамическом или историческом) времени. Эволюция бывает различных видов: 1) от простого к сложному и обратно, 2) прогрессивная и регрессивная, 3) линейная и нелинейная, 4) стихийная и сознательная и т. д. Как правило, происходит постепенно, путем накопления большого количества микроизменений явления. Большую роль направленные изменения играют не только в биологической, а тем более — социальной сфере, но и в физических и химических процессах, а также — в познавательной сфере. (См. изменение, прогресс, революция).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Эволюция
от лат. evolutio — развертывание, развитие) — 1) непрерывное, постепенное количественное изменение» развитие, в отличие от революции, коренного, качественного изменения; 2) различного рода движения, связанные с перемещением, перестроением определенных элементов, единиц структуры, системы; 3) (в биологии) основные характерные черты эволюции: во-первых, преемственность, во-вторых, возникновение в эволюционном процессе целесообразности (одно из наиболее уязвимых мест в теории эволюции), в-третьих, усложнение и совершенствование структур организмов от одной геологической эпохи к другой (см. Развитие жизни на Земле). (См. также Эволюционное учение, Дарвинская триада).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЭВОЛЮЦИЯ
(evolutio — развёртывание) — процесс постепенного непрерывного количественного изменения. Э. — необратимый процесс исторического изменения живого. Слово «Э.» впервые употребил М. Хейл (1667) как термин, объединяющий индивидуальное и историческое развитие организмов. Из многочисленных направленных мутаций как элементарного эволюционного материала естественный отбор формирует такие комбинации признаков и свойств, которые ведут к адаптации организмов к условиям внешней среды. Э. техники и технологии (техноэволюция) — направленное постепенное изменение видового состава популяции изделий (особей), техники, технологии, материала, продукции, соответствующих выбросов и сбросов, определяющих структуру техноценозов.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЭВОЛЮЦИЯ
от лат. evolutio – развертывание) – в широком смысле представления об изменениях в обществе, органич. мире, неживой природе, их направленности, порядке, закономерностях. Идея Э. в простейшей форме заключается в том, что определ. состояние к.-л. системы является результатом более или менее длит, изменений предшествовавшего ее состояния (о различных теориях Э. см. в ст. Историзм, История, Прогресс, Развитие, Философия истории, Эволюционная теория). В более узком смысле – представление о медленных, постепенных, количеств. изменениях, в отличие от революции. Диалектич. материализм рассматривает Э. и революцию как взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации к.-л. одной из них.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Эволюция
лат. развертывание) — необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и составленной ими биосферы в целом (См. Адаптация, Биосфера, Экосистема). Эволюция  определяется изменчивостью, наследственностью, естественным отбором организмов (см. Отбор естественный), происходящими на фоне перемен в экосистемах и свойствах геосистем различного иерархического уровня — от элементарных до глобальных. Периоды постепенной эволюции в истории Земли сменялись эволюционными катастрофами как общими, так и захватывавшими отдельные систематические группы организмов.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ЭВОЛЮЦИЯ
Развитие высших классов животных от низших. Как указано
в "Разоблаченной Изиде": "Современная Наука признает только
одностороннюю физическую эволюцию, признание которой вынудило бы
наших современников признать превосходство древних философов и
психологов над ними самими. Мудрецы древности, поднимаясь до
НЕПОЗНАВАЕМОГО, в качестве отправной точки выбрали первое
проявление невидимого, неизбежное и, рассуждая строго логически,
абсолютно необходимое творящее Существо, Демиурга вселенной. У
них эволюция начиналась от чистого духа, который, спускаясь все
ниже и ниже, принимал наконец видимую и постижимую форму и
становился материей. Дойдя до этой точки, далее они рассуждали по
Дарвиновскому методу, но на гораздо более обширной и всесторонней
основе." (См. "Эманация".)

Источник: Теософский словарь

Эволюция
отражает идею развития: процесс развития, изменения кого или чего-либо. В философии развитие рассматривается как процесс постепенного, непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения. Происхождение всех ныне живущих видов от предковых за счет постепенного изменения популяций, обусловленного естественным отбором. Необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов и составленной ими биосферой в целом. Она определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором, происходящими на фоне перемен в экосистемах и свойствах геосистем различного уровня. В ходе эволюции организмы и экосистемы приспосабливаются к постепенно меняющимся условиям среды - абиотической и биотической.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Эволюция
(от лат. evolution – развёртывание) – в широком смысле, синоним развития; процессы изменения (преимущественно, необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Эволюция может привести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция, прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс); возможна также эволюция при сохранении общего уровня или высоты организации (эволюция геологических систем, языков). Применительно к социальным системам эволюция рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов (эволюция общественных институтов, идеологии, культуры и т. д. как часть общей истории). В узком смысле в понятие «эволюция» включают лишь постепенные количественные изменения, противопоставляя их развитию как качественному сдвигу, т. е. революции.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ЭВОЛЮЦИЯ
от лат. evulutio — развертывание) — в биологии — изменение живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов. Термин «эволюция» впервые употребил английский богослов, юрист и финансист М. Хэйл (1677), говоря о скрытом в семени человека строении, или образе, «в эволюции которого должно состоять соединение и формирование человеческого организма». В современном смысле термин «эволюция» впервые использовал Г. Спенсер (1852), у которого эволюция означает любой (а не только преформированный) процесс исторического преобразования — как отдельных видов, так и живой природы в целом. Ч. Дарвин применял термин «эволюция» редко, предпочитая старое выражение «трансмутация видов». В наше время термином «эволюция» иногда обозначают также исторические преобразования органа или функции (эволюция мозга, эволюция психики).
Ю. В. Чайковский

Источник: Новая философская энциклопедия

Эволюция
Своим широким распространением начиная с XIX века термин в значительной мере обязан разнообразным теориям эволюции (особенно теории Дарвина, хотя сам ученый пользовался им с большой оглядкой), ставившим своей целью объяснение происхождения и развития видов живых организмов. Этот особый пример показывает, что эволюция может быть прерывистой и случайной (мутации), хотя все же подразумевает некий непрерывный процесс, хотя бы эта непрерывность была относительной и установленной лишь по завершении процесса. «Никто не назовет стадиями эволюции, – читаем в труде Лаланда, – изменения, происходящие в калейдоскопе». Но, отметим, не потому, что наблюдаемые в калейдоскопе движения иррациональны или беспричинны, а потому, что в их чередовании отсутствуют логика, постоянство и направление. Поэтому одних мутаций для объяснения эволюции видов недостаточно; нужен еще естественный отбор и хотя бы видимость преследуемой им цели. Тем самым эволюция, двигающаяся ко все более сложным и дифференцированным стадиям, противостоит инволюции – регрессу как движению к наибольшей простоте, однородности и обеднению. Для индивидуума рост есть эволюция; старение – инволюция.

Источник: Философский словарь.

Эволюция
(evolution) - теория о том, что жизнь развилась из низших форм к высшим посредством процесса биологичес ких мутаций и естественного отбора. В современную эпоху теория эволюции была предложена Чарльзом Боннетом (1720 - 1793), который утверждал, что эмбрион уже содержит все части зрелого организма. Чарльз Лаэлл (1797-1874) в 1832 г. говорил об эволюции животных на суше, а его работа оказала влияние на Чарльза Дарвина, который написал «Происхождение видов» (The Origin of Species, 1859). Незадолго до этого, в 1852 г., Герберт Спенсер дал определение общей теории эволюции от низших к высшим формам жизни и описал их организацию. То, что сделал Дарвин, было новым: он дал описание некоторых процессов развития новых видов и обобщил « их, назвав естественным отбором. В ходе развития социального дарвинизма обобщенная теория естественной истории предложила образы для социального действия и изменений, приведя к оправданию безжалостной конкуренции на основании «естественного отбора» и «выживания сильнейшего». Она была позаимствована мыслителями религий йоги, например, Еленой Блаватской и Свами Вивеканандой, предложившими спиритуализированный вариант эволюции, как альтернативу библейскому описанию происхождения человечества.

Источник: Новые религиозные движения.

ЭВОЛЮЦИЯ
от лат. evolutio - развертывание), в широком смысле - синоним развития; процессы изменения (лреим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная Э., прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс); возможна также Э. при сохранении общего уровня или высоты организации (Э. геологич. систем, языков). Термин «Э.» чаще всего применяется для обозначения многоаспектного развития биологич. объектов,регулируемого естеств. отбором. В применении к социальным системам Э. рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов (Э. обществ. институтов, идеологии, культуры и т. д. как часть общей истории). В узком смысле в понятие Э. включают лишь постепенные количеств. изменения, противопоставляя его развитию как качеств. сдвигу, т. е. революции. В реальных процессах развития революция и Э. (в узком смысле «плавного накопления изменений») служат в равной мере необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство: «... жизнь и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию, и быстрые скачки, перерывы постепенности»

Источник: Советский философский словарь

ЭВОЛЮЦИЯ
(лат. - развертываю) - философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражение совокупности концепций развития природы, общества и духа. В более узком смысле эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений. Идея эволюции включает в себя совокупность представлений о возникновении новых структур, функций, законов, форм, качеств. Наиболее полная и целостная концепция эволюции была разработана в диалектической философии Гегеля, который впервые сформулировал идею эволюции в виде законов всеобщего развития, раскрыл источники, движущие силы эволюции, ее форму и направленность. Мировоззренчески и методологически эволюционная идея стала «богом» для мышления XX в. Возникла новая «идеология» эволюции - «универсальный эволюционизм», который охватывает все сферы естествознания, обществоведения и культуры, претендуя на окончательное решение всех философских и мировоззренческих вопросов. Эволюционная картина мира служит методологической основой совокупности концепций прогресса и технократических религий, уповающих на то, что все существующие проблемы могут быть решены путем ускорения темпов эволюции. В общем можно сказать: «мь эволюционируем - значит существуем».

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЭВОЛЮЦИЯ
одна из форм движения в природе и обществе, процесс постепенных количественных изменений, приводящих при определенных условиях к новому качеству. Диалектический материализм рассматривает Э. и революцию как взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны процесса развития, выступая против абсолютизации какой-либо из них. Идея Э. является составной частью реформистских теорий (см. Реформизм) установления социализма путем постепенного улучшения капитализма. Она также присутствует и в различных концепциях ревизионизма, требующих отказа от социальной революции. В ряде апологетических теорий капитализма и его высшей стадии — империализма идея Э. используется буржуазными идеологами для доказательства незыблемости капиталистических отношений, к-рые якобы способны бесконечно совершенствоваться вместе с достижениями науки, техники и технологии н привести к качественно новым состояниям этих отношений в виде «постиндустриального», «технотронного», «информационного» общества (см. Социальные мифы буржуазии). В совр. условиях противники социализма сделали одним из важнейших пунктов своей пропаганды идею буржуазной «эволюции социализма» путем его «улучшения», «совершенствования», придания ему «человеческого лица» («социализм с человеческим лицом») и т.д.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

Эволюция
Современные формы жизни на Земле развились (претерпели эволюцию) от общих предков — одноклеточных организмов, появившихся около 3 млрд. лет назад. Факт такой эволюции подтверждается следующими главными наблюдениями: 1) огромным числом разнообразных форм жизни на Земле, 2) четко выраженным сходством анатомического строения и молекулярного состава при всем разнообразии этих форм и 3) последовательными изменениями ископаемых организмов, обнаруживаемых в разрезах горных пород и осадков, сформировавшихся на протяжении более миллиарда лет. Основным в понятии эволюции является процесс естественного отбора, благодаря которому эволюция каждого поколения приводит к выживанию тех форм и видов (подвидов) живых организмов, которые наиболее удачно приспосабливаются к конкретной окружающей обстановке (среде обитания). Жизнь на нашей планете существует 3 млрд. лет. В течение первых 2 млрд. лет жили только микроорганизмы, причем некоторые из них были очень похожи на существующие по сей день бактерии и водоросли. Появление клеток с ядром около миллиарда лет назад привело к значительному ускорению эволюции все более сложных многоклеточных организмов. Как именно происходит эволюция, это в подробностях до сих пор неизвестно, но само представление об эволюции, впервые сформулированное в 19 в. Чарлзом Дарвином, теперь твердо установлено и рассматривается учеными как непреложный факт.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ЭВОЛЮЦИЯ
букв. "развертывание"). Термин "эволюция" используется для описания процессов изменения, становления тех или иных объектов (биологических, социальных, человека и т.д.). Эволюция может быть как прогрессивным, так и регрессивным процессом: может совершенствовать систему, а может и разрушать ее, вести к деструкции, к исчезновению. Эволюция, как правило, рассматривается как тип изменений, противоположный революции. Эволюция выражает постепенность, плавность, естественность изменений, их преимущественно количественный характер. На основе эволюции выстраиваются реформы (социальные, экономические, политические и др.), когда хотят существенно что-то изменить в какой-либо области, но сделать это постепенно, без резких скачков, поломок, разрушительного ущерба, давая время для естественного созревания процесса. РЕВОЛЮЦИЯ в отличие от эволюции - это быстрые, скачкообразные, сразу и резко качественные изменения бурного, одномоментного характера, поэтому они требуют, как правило, катализатора, вмешательства извне и обладают большой разрушительной силой, что не всегда положительно сказывается на процессе и предмете изменения, сопровождается значительными издержками и отрицательными побочными эффектами. В социальном плане теории социального эволюционизма (Дюркгейм, Теннис, Арон, Ростоу, Белл, Тоффлер и др.) большое место занимали в социологии и философии 19-XX в. и развивались в противоположность марксистской теории революции, другим теориям анархистского и экстремистского толка, настаивавших на более радикальных способах общественного развития.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭВОЛЮЦИЯ
(лат. evolutio — развертывание) — в широком смысле: то же, что развитие; процессы изменения (преим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в соц. системах. Изначально словом «Э.» назывался процесс разворачивания манускриптов, написанных на пергаменте. Совр. звучание термин приобрел только в конце XVII в., когда понятие Э. стало употребляться для описания процессов систематических, регулярных и поэтапных изменений. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная Э.) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регрессивная Э.); возможна также Э. при сохранении общего уровня организации (Э. геол. систем, языков). Термин «Э.» чаще всего применяется в биологии (Э. организмов), астрономии (Э. звезд, галактик). Применительно к соц. системам Э. рассматривается в истор. аспекте, с выделением тех или иных целостных комплексов (Э. обществ. ин-тов, идеологии, культуры, техники и т.п.). В узком смысле в понятие Э. включают лишь постепенные количеств. изменения, противопоставляя его развитию как качеств. изменению, т.е. революции. В реальных процессах развития революция и Э. (в узком смысле) явл. в равной мере необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. Лит.: Смирнов И.Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс. М., 1975; Седов Е.А. Эволюция и информация. М., 1976; Антомонов Ю.Г. Размышления об эволюции материи. М., 1976; Воронцов Н.Н. Теория эволюции: Истоки, постулаты и проблемы. М., 1984; Франчук В.И. Универсальные механизмы эволюции // Вопр. философии. 2005. № 4. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭВОЛЮЦИЯ
(лат. evolutio — развертывание) — в широком смысле всякое постепенное развитие, преобразование, не предполагающее скачкообразных качественных изменений. Э. «выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому, без перерыва» (В.И. Вернадский). В естественных науках под Э. понимается всеобщее учение о развитии живой природы, включая человека. Наиболее полно категория Э. была разработана в ХIХ в. на почве позитивизма и учения английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809—1882), который создал теорию исторического развития органического мира. Главными факторами Э. в дарвинизме являются совокупность внешних изменений, оказывающих влияние на любой организм, включая наследственность, естественный отбор и борьбу за существование. Основная идея Э. заключается в признании постоянного совершенствования и приспособления организма под влиянием среды и других внешних условий его обитания. В дальнейшем идеи трансформизма, как важнейшие в теории Э., были перенесены на исследование истории общества, религии и культуры, превратившись в одну из самых распространенных методологий анализа в социологии и культурологии и, в частности, в культурно-исторической школе. В результате Э. стала восприниматься как «основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными» (П. Тейяр де Шарден). Между тем применение категории Э. к истории цивилизации и культуры, как правило, предполагает необратимость и позитивное поступательное значение процессов социокультурного развития с участием человека. В этом отношении концепция Э. применительно к культуре обычно противопоставляется теории локальных цивилизаций, и сторонники эволюционизма за очевидными фактами гибели отдельных цивилизаций предлагают видеть «великую спираль жизни, неуклонно поднимающуюся путем смены форм по магистральной линии своей Э.» (П. Тейяр де Шарден). В то же время использование категории Э. в области культуры оказалось непосредственно связано с постановкой проблемы человека. В самом общем значении эволюционизм предлагает видеть в человеке продукт определенной социокультурной эпохи при учете самых разнообразных внешних факторов, влияющих на его характер, психологию и мировоззрение. Между тем известно, что важнейшие социальные и культурные стороны существования и жизнедеятельности человека определяются трактовкой его как субъекта культуры. Новый этап рассмотрения Э. как важнейшего фактора социокультурной деятельности человека составила разработка учения о ноосфере, которая характеризуется как «планетное явление, и исторический процесс, взятый в планетном масштабе» (В.И. Вернадский). В отличие от классической теории Э., современный подход отличается выдвижением на первый план вопроса об активности человека в его взаимодействии с окружающим миром. Введение понятия ноосферы с этой точки зрения означает, что человек из объекта превращается в решающий фактор необратимых и глобальных изменений в биосфере, а тем самым в жизни современного общества и в культуре. Одновременно сторонники учения о ноосфере обосновали идею о новых качественных сторонах Э. по сравнению с трансформациями в мире природы и в самом человеке, рассматриваемом с антропологической точки зрения. «Теперь, когда перед повзрослевшим человеком открылось поле мыслительных и социальных трансформаций, тело дальше заметно не изменится и не будет изменяться дальше в человеческом ответвлении…» «Но развитие отнюдь не останавливается. От Запада до Востока Э. отныне занята в другом месте, в более богатой и более сложной области — вместе со всеми сознаниями она создает дух» (П. Тейяр де Шарден). Такой подход позволяет ставить вопрос о поступательном развитии в области духовной культуры, искусстве и науке на основе способностей человека к творчеству, изобретательству и необратимому преобразованию окружающего его природного и социокультурного пространства. В современной культурологии и социологии проблемы Э. обсуждаются в связи с концепциями социокультурной модернизации, инновации и синергетики. Современная теория Э. должна быть обогащена идеями самоорганизации, качественных скачкообразных изменений, глобализации, плюрализма и всеобъемлющего влияния новейших технологий на важнейшие стороны социокультурных процессов, определяющих жизнь мировой цивилизации на пороге ХХI в.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Эволюция
(Evolution). Книга Ч. Дар вина "Происхождение видов" (1859) вызвала бурные споры между теологами и учеными. Защитники Дарвина подняли ее на щит как новое слово в науке, с помощью крого можно заново истолковать весь опыт существования человечества. Другие называли теорию эволюции порождением дьявола, не имеющим никакой научной ценности. Но большинство людей занимает промежуточную позицию. В данной статье мы попытаемся проанализировать разные теории, объясняющие происхождение человека, и связать их с библейским рассказом о сотворении человека, а также изложить критику этих теорий.
Либеральные воззрения. Современник Дарвина О. Конт выдвинул эволюционную теорию трех стадий развития религии: (1)фетишизм  отдельная воля, края воздействует на материальные предметы; (2) политеизм  множество богов, действующих через неодушевленные предметы; (3) монотеизм  единая, абстрактная воля, управляющая всей вселенной. Либеральные теологи применили эту теорию для толкования Библии (концепция " постепенного откровения"). Согласно этой теории, Бог открывался людям постепенно  сначала как жестокий, безжалостный тиран ВЗ, Который относился к ним как к временным членам общины, не имеющим никакой личностной ценности. Но представления о Боге менялись  через страдальческий опыт Вавилонского пленения Израиль приходит к напряженному ожиданию личностного Бога, выраженному в псалмах, и, наконец, к вере в Иисуса Христа  личностного Спасителя и Господа каждого христианина.
Рост критики высокого уровня способствовал развитию либеральной экзегезы. Комментируя Пятикнижие, либералы поставили под сомнение не только авторство Моисея, но и подлинность библейского рассказа о сотворении мира и о потопе изза их мнимого сходства с вавилонским эпосом " Энума элиш ". Отныне либеральные теологи считают Библию великим литературным памятником и наряду с необходимыми, жизненно важными истинами находят в ней множество чисто человеческих ошибок и устаревших учений.
Католический теолог и антрополог П. Тейяр де Шарден (18811955) рассматривал теорию эволюции в библейском контексте. Он пытался истолковать христианское благовестив с точки зрения эволюции. Согласно его концепции, первородный грех не следствие непослушания первых людей, но, скорее, действие отрицательных сил контрэволюции, т.е. зла. Это зло механизм творения незавершенной вселенной. Бог творит мире начала времен, постоянно преобразуя вселенную и человека. Кровь и крест Христовы  символы нового возрождения, посредством крых развивается мироздание. Соответственно, Христос уже не Спаситель мира, а вершина эволюции, определяющая его движение и смысл. Тогда христианство  это прежде всего вера в постепенное объединение мира в Боге. Миссия Церкви  облегчение человеческих страданий, а не духовное искупление мира. Эта миссия непосредственно связана с неизбежным прогрессом, порожденным эволюцией.
Взгляды евангельских христиан. Евангельские христиане считают Библию Словом Божьим и единственным безошибочным ориентиром веры и поведения. Тем не менее среди евангельских христиан широко распространены, по крайней мере, четыре теории, соотносящие библейскую экзегезу с открытиями в современной науке: (1) теории о людях до Адама, (2) "фундаменталистский креационизм ", (3) теистический эволюционизм и (4) теория постепенного сотворения мира.
Теории о людях до Адама. Эти теории распадаются на две группы. "Теория интервала" говорит о том, что после сотворения неба и земли и перед ситуацией, описанной в Быт 1:2, имел место хронологический разрыв, во время крого великий катаклизм опустошил землю. В подтверждение обычно цитируют Иер 4:2326; Ис 24:1; 45:18. Согласно этой теории, ранние человеческие останки свидетельствуют о людях до Адама, чье сотворение описано в Быт 1:1. Теория двух Адамов утверждает, что первый Адам из Быт 1 был Адамом давно минувшего каменного века, а второй Адам из Быт 2  Адамом нового каменного века и пращуром современного человека. Т.о., вся Библия повествует о падении и спасении Адама нового каменного века и его потомков.
"Фундаменталистский креационизм". Он включает все теории, согласно крым сотворение мира, описанное в Быт 1, буквально продолжалось двадцать четыре часа. Эти представления предполагают,что возраст Земли насчитывает 10 тыс. лет, а большая часть современных (если не все) органических ископаемых образовалась в результате Всемирного потопа. Они принимают хронологию, разработанную архиепископом Дж. Ашером (15811656) и Дж. Лайтфутом, края строится на предположении, что библейская генеалогия должна была служить основой хронологии. Сторонники "фундаменталистского креационизма" отвергают всякое эволюционное развитие организмов и объясняют современные видовые различия различиями среди первоначальных организмов, созданных Богом. С их точки зрения, теория эволюции  это кульминация атеистического мировоззрения, к-рое подрывает авторитет Библии и ставит под сомнение рассказ о сотворении мира. Тем самым всякий эволюционный подход к рассказу из Быт 1 означает удар по христианской вере.
Теистический эволюционизм. Сторонники этой теории видят в Быт аллегорию и поэтическое изложение духовных истин о зависимости человека от Творца и отпадении от Божьей благодати. Теистические эволюционисты не сомневаются в достоверности Библии. Они также признают, что Бог сотворил человека в процессе органической эволюции. Они верят, что Библия лишь говорит нам о том, что Бог сотворил мир, но не открывает , как Он его творил. Наука предложила механистическое объяснение происхождения жизни в терминах эволюционной теории. Но два уровня объяснения должны дополнять друг друга, а не противоречить один другому. Несмотря на необходимость отказаться от историчности грехопадения, теистические эволюционисты понимают, что теория органической эволюции, встроенная в христианское понимание происхождения жизни, не может поколебать фундаментального христианского учения о первородном грехе и необходимости искупления.
Теория постепенного сотворения мира. Эта теория стремится соединить науку и Св. Писание. Сторонники этого взгляда пытаются поновому интерпретировать Св. Писание, ориентируясь на новые научные открытия. Не отметая неопровержимых научных данных, свидетельствующих о древнем возрасте Земли, они видят в традиционной теории "днейэпох" изображение долгого периода времени, а не сутки, состоящие из 24 часов. Они считают это толкование здравой экзегезой, соответствующей древнему возрасту Земли.
Представители этого направления осторожны в своих оценках научной теории эволюции. Они принимают лишь микроэволюционную теорию, согласно крой мутации, образовавшиеся в результате естественного отбора, способствовали видовому разнообразию. Они скептически относятся к макроэволюции (от обезьяны к человеку) и к органической эволюции (от молекулы к человеку), поскольку эти теории не согласуются с хорошо изученным механизмом естественного отбора. Поэтому для сторонников постепенного сотворения мира современные различия организмов суть результат видовой дивергенции и следствие микроэволюции, начавшейся с прототипов, изначально созданных Богом. Существует по меньшей мере три варианта теории "днейэпох": (1)теория, согласно крой "день"  это геологический период, и каждому дню творения из Быт 1 соответствует определенная геологическая эра; (2)теория "прерывистого дня"  каждой стадии творения предшествовал день, состоявший из 24 часов; (3) теория перекрывающихся "днейэпох"  каждая эра творения начинается фразой: "И был вечер, и было утро ", но отчасти совпадает с другими эрами.
Критика. Либеральный эволюционизм. Влияние гуманизма с его преувеличенной аналитической критикой, стремившейся устранить из Библии все иррациональное и сверхъестественное, привело к тому, что в Св. Писании стали видеть просто великую религиозную книгу, а не Слово Божье. Единственной истиной Св. Писания с его отжившими преданиями стали считать человеческий опыт, нашедший выражение в еврейских чаяниях личного освобождения, а завершение  в личности Иисуса Христа. Однако попытка свести смысл Библии к поиску личного спасения оказалась неудачной. Слишком часто она оборачивалась многословной чувствительностью, не имеющей отношения к истине и историчности библейского повествования.
Либеральный эволюционизм поместил человека в замкнутое пространство относительной этики, где отсутствовали моральные критерии, с помощью крых он мог бы оценивать противоречащие друг другу моральные ценности, утверждаемые им самим и другими людьми.
Теории о людях до Адама. По мнению некрых ученых, "теория интервала" несостоятельна по двум причинам: (1) она не подтверждается библейскими свидетельствами; (2) ее придумали верующие геологи, стремившиеся примирить явные противоречия  создание света и растений прежде появления Солнца и древность человеческих останков. Ссылки на Иер 4:23; Ис 24:1 и 45:18, якобы свидетельствующие о Божьем суде над Его творением прежде событий, описанных в Быт 1:2, большая натяжка. Из контекста видно, что эти отрывки возвещают грядущие события. Слово "был" в Быт 1:2, к-рое сторонники этой теории толковали как "становился", нужно понимать именно как "был", поскольку никакое иное толкование из контекста не вытекает. Слово "наполняйте" в Быт 1:28 следует понимать буквально, а не "наполняйте вновь ", как предлагает эта теория, пытаясь изобразить некогда заселенную Землю, края подверглась опустошению. Теорию двух Адамов нельзя признать экзегетически правомерной; к тому же она противоречит идее единства рода человеческого, крую разделяют все антропологи и ортодоксальные теологи.
"Фундаменталистский креационизм" . Основная трудность, встающая перед сторонниками этого взгляда,  как объяснить древний возраст Земли. Поскольку атеистические теории эволюции рассматривают огромные периоды времени, представители данного направления мысли утверждают, что концепция древнего возраста Земли  это компромисс с атеизмом, подрывающий христианскую веру. Поэтому они отвергают принцип униформизма (" настоящее  ключ к прошлому") и все методы датировки, крые подтверждают древнее происхождение Земли в пользу всемирного катаклизма. Однако изза отсутствия явных свидетельств о Всемирном потопе и объяснения удивительного распределении различных животных на разных континентах теория Всемирного потопа остается попрежнему недоказанной. К-ром е того, ее сторонники пренебрегают множеством данных, подтверждающих микроэволюционные процессы, крые можно наблюдать в природе и в лабораторных условиях. Многие увидели в этом предвзятом подходе к научным открытиям, опирающемся на специфическую библейскую экзегезу, продолжение средневекового мракобесия, охватившего Церковь во времена коперниковской революции.
Теистический эволюционизм. Если человек  продукт случайных событий естественного отбора, то теистические эволюционисты должны убедить секулярный мир в сверхъестественном происхождении человека,сотворенного по образу и подобию Божьему, и в справедливости учения о первородном грехе. Аллегорическое толкование рассказа о сотворении мира наносит удар по этим двум важнейшим христианским учениям. Отрицая историчность первого Адама, эта точка зрения ставит под сомнение смысл распятия Христа  Второго Адама (Рим 5:1221) и тем самым  все христианское благовестив.
Тексты Быт 1:12:4 соотнесены друг с другом и вводятся повторяющимися фразами. Поэтому некрые теистические эволюционисты говорят о " поэтике" этих структур. Однако такая интерпретация неубедительна по двум причинам. Вопервых, рассказ о сотворении мира в Быт 1:12:4 не похож ни на одно известное поэтическое произведение.
Рассказ из Быт не имеет параллелей в обширной библейской поэзии и внебиблейской семитской литературе. Заповедь соблюдать субботу объясняется событиями первой недели сотворения мира (Исх 20:811). Аллегорическое толкование не может стать фактической основой этой заповеди, и потому оно неубедительно.
Одиннадцать стихов, оканчивающихся словами: "Вот родословие [житие]..." из первых тридцати шести глав Быт воспроизводят историческую картину первобытной и патриархальной жизни(1:12:4; 2:55:1; 5:26:9а; 6:9610:1;10:211:10а; 11:10б27а;11:27625:12; 25:1319а; 25:19636:1; 36:29; 36:1037:2). НЗ рассматривает события, описанные в Быт, как реально существовавшие^ 10:6; 1 Кор 11:89).
Создание Евы (Быт 2:2122) тоже представляет собой загадку для теистических эволюционистов, принимающих натуралистическое объяснение происхождения человека от животного. Больше того, в Быт 2:7 сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Хотя процесс сотворения подробно не описан, в первых главах Быт передана мысль о создании человека из неорганического вещества, а не из прежде существовавшей живой формы.
Евр. слово, означающее "душа живая" (Быт 2:7), тождественно выражению из Быт 1:2021,24: "...да произведет вода пресмыкающихся, душу живую..." В оригинале во всех этих стихах стоит слово nepes (" душа"). Разница между человеком и животными в том, что человек сотворен по образу Божьему, а животные  нет. Поэтому в Быт 2:7 подразумевается, что люди стали живыми душами, как все остальные животные. Поэтому эти стихи нельзя толковать так, будто люди возникли из предшествующего им животного существа.
Религиозные эволюционисты слишком доверяют теории органической эволюции, до сих пор обоснованно не сформулированной. В своем стремлении примирить натуралистический и религиозный подходы к вопросу о происхождении жизни они невольно проявляют непоследовательность, отрицая чудо сотворения мира, но принимая сверхъестественный характер христианского благовестия. Эта непоследовательность отчасти связана с представлением о том, что реальность можно анализировать на многих уровнях, каждый из крых в той или иной степени завершен. Так возникает другая трудность (с целостной христианской точки зрения)  реальность распадается на духовную и физическую. Подобный дуализм таится в теистическом эволюционном подходе к человеку как продукту естественной эволюции и духу, крый Бог "вдунул" в него посредством сверхъестественного акта.
Постепенное сотворение мира. Сторонники этой позиции утверждают, что, к-ром е научных данных, свидетельствующих о древнем возрасте Земли, есть и библейские свидетельства, доказывающие, что "день" в Быт можно понимать как неопределенно долгий период времени и что библейские родословия не могут служить основой для точной хронологии и не предназначались для этого.
Чтобы доказать, что день творения  это долгий период времени, приводят следующие доводы. (1)Бог создал Солнце с функцией определения дней и лет лишь на четвертый день. Следовательно, первые дни состояли не из двадцати четырех часов. (2) Возражая против теории "днейэпох", обычно приводят четвертую заповедь, что не всегда оправданно, поскольку этот довод основан на аналогии, а не на тождестве. Установление субботнего года (Исх 23:10; Лев 25:37) как будто бы подтверждает, что суббота  день отдыха. Люди должны отдыхать один день после шести дней работы, а земля должна отдыхать один год после шести лет жатвы, поскольку Бог трудился шесть "дней", а на седьмой почил. (3)Слова: "И был вечер, и было утро..."  завершающие каждый "день творения ", не могут быть доводом в пользу теории обычного дня, состоящего из двадцати четырех часов. Слово "день" может означать отрезок времени неопределенной длины (Быт 2:4; Пс 89:14) и вместе с тем  дневной свет, противостоящий ночи (Быт 1:5); поэтому составные части "дня" тоже можно понимать аллегорически (Пс 89:56). Более того, если буквально понимать эти выражения, то вечер и утро вместе составляют ночь, а не день. (4) События шестого дня творения, описанные в Быт 2, повидимому, продолжались чрезвычайно долго. Эта временная протяженность выражена евр. словом happaam (Быт 2:23) "вот", к-рое произносит Адам. Это слово указывает на то, что Адам долго ждал подругу, и наконец его желание исполнилось. Данная интерпретация подтверждается тем, что это слово встречается в ВЗ в контексте истекшего времени (Быт 29:3435; 30:20; 46:30; Исх 9:27; Суд 15:3; 16:18).
Что касается библейских родословий, известный библеист У. Грин проанализировал их и пришел к выводу, что они не могут служить основой для точной хронологии. Другие библеисты подтвердили этот вывод. Грин установил, что в библейских родословиях приводятся лишь важнейшие имена, а остальные опущены, а слова "отец" "родил" "сына" употребляются в широком значении.
Традиционное толкование "дняэпохи" относит дни к различным геологическим периодам. Однако дни творения трудно соотнести с реальными ископаемыми остатками. К-ром е того, создание земной зелени, сеющей семя, и деревьев, приносящих плод, прежде создания животных представляет известную трудность, т.к. многие растения, приносящие семя и плоды, нуждаются в насекомых для опыления и оплодотворения. Теория прерывистых и перекрывающихся "днейэпох" решает эту проблему, предлагая следующую гипотезу: деревья, приносящие плод, и животные были созданы одновременно. Современная модель происхождения Земли и Солнечной системы хорошо согласуется с рассказом из Быт. Согласно теории Большого взрыва, Вселенная расширялась из сверхплотного состояния. Тринадцать миллиардов лет назад произошел взрыв, и в процессе постепенного охлаждения Вселенной образовалось межзвездное вещество, из крого возникли галактики, звезды, Земля и другие планеты. События первых трех эпох сотворения мира соответствуют современной теории происхождения Земли и планет из темной газовопылевой туманности. В ней содержался водяной пар, из крого высвободился кислород, необходимый для фотосинтеза растений.
Все эти три модели предполагают процесс изменения после сотворения каждого прототипа живых организмов. Интерпретируя седьмой день творения, когда Господь почил, модель перекрывающихся "днейэпох" предлагает следующую гипотезу: сотворение мира было окончено в конце шестого дня (Быт 1:31), а в седьмой день Бог отдыхал. Эта концепция согласуется с традиционными представлениями. Однако, согласно модели "прерывистого дня", сотворение мира продолжается, и мы живем в эпоху, края началась в шестой солнечный день и пролегла между шестым и седьмым днем творения. Бог продолжает творить, преобразуя неорганическую и органическую природу. Седьмой день  безусловный день покоя (Евр 4:1)  начнется лишь после рождения нового неба и новой земли (Откр 21:18). Это позднейшее воззрение создает определенные трудности в истолковании Быт 2:1: "Так совершены небо и земля и все воинство их ".
Проблемы, с крыми сталкивается " постепенный креационизм ", не столь непреодолимы, как те, что встают перед другими моделями, потому что он сознательно пытается связать науку со Св. Писанием. Но есть две более сложные проблемы. (1) Как соотносится древнее происхождение человека с высокоразвитой цивилизацией, описанной в Быт 4? Несмотря на отсутствие древних остатков материальной культуры, физическая антропология предполагает, что человек, вероятно, существует на Земле миллионы лет. Поэтому первая важная проблема как объяснить огромный интервал времени между возникновением человека и человеческой цивилизацией, возникшей за 9тыс. лет до н.э.? Попытки сгладить трудности включают ссылки на цивилизацию Каина и Авеля, описанную в Библии крайне скупо, и на предположительно исчезнувшую цивилизацию (Быт 4:12), погибшую вследствие греха. Человеческая культура могла появиться заново с наступлением неолита, около 11 тыс. лет назад. (2) Каковы масштабы потопа? Изза отсутствия явных свидетельств о Всемирном потопе многие сторонники " постепенного креационизма " принимают теорию местного потопа, крый захлестнул лишь Месопотамию. Главный довод этой теории состоит в том, что имела место своеобразная метонимия  древние восточные памятники письменности называют значительную часть вместо целого (см. Быт 41:57; Втор 2:25; 1 Цар 18:10; Пс 22:17; Мф 3:5; Ин 4:39; Деян 2:5). Т.о., " всемирность " потопа может означать универсальность опыта тех, кто о нем рассказывал. Да Моисей и не мог представить себе Всемирный потоп, не зная истинных размеров Земли.
Заключение. Либеральные эволюционисты поставили под сомнение надежность моральных суждений человека. Сторонники "фундаменталистского креационизма" придерживаются определенных теологических традиций, крые умаляют объективность науки. Теистические эволюционисты сдают важные теологические позиции атеистам и либералам,предлагая аллегорическое толкование сотворения мира и грехопадения. Сторонники "постепенного креационизма" в состоянии, как представляется, сохранить целостность и Св. Писания, и науки.
Р. Р. Т. Pun (пер. А. К.) Библиография: R. J. Berry, Adam and Аре: А Christian Approach to the Theory of Evolution; R. Bube, The Human Quest; J. О. Busweli, Jr., Systematic Theology of the Christian Religion; H.M. Morris, Biblical Cosmology and Modern Science; R.C.Newman and H.J. Eckelmann, Jr., Genesis One and the Origin of the Universe; E. К. V. Pearce, Who Was Adam? P.P.T. Pun, Evolution: Nature and Scripture in Conflict? B. Ramm, The Christian View of Science and Scripture; J.C.Whitcomb and H.M. Morris, The Genesis Flood; E.J. Young, Studies in Genesis One.
См. также: Творение, учение о нем; Человек (его происхождение); Возраст Земли.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Cоциальная эволюция человечества как эволюция индивидуализма и коллективизма в трудах Ф. Хайека, Р.

Румянцева Нина Леонидовна
В первой части цикла статей рассмотрены основные положения концепции социальной эволюции Ф. фон Хайека – сторонника английского истинного индивидуализма.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная эволюция человечества как эволюция индивидуализма и коллективизма в трудах Ф. Хайека, Р.

Румянцева Нина Леонидовна
Во 2-ой части статьи рассмотрены основные положения концепции социальной эволюции Р.
Читать PDF
0.00 байт

Cоциальная эволюция человечества как эволюция индивидуализма и коллективизма в трудах Ф. Хайека, Р.

Румянцева Нина Леонидовна
В 3-ей части статьи дан анализ основных положений концепции социальной эволюции К. Поппера, который оперирует понятиями открытое и закрытое общество.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция представления о любви в истории философии

Некрасова Н. А., Тарновский К. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Генезис и эволюция исходных и производных факторов системы образования в китайской народной Республи

Майорова Н. В.
В статье исследуется формирование и развитие системы образования КНР с позиций определения и систематизации исходных и производных факторов процесса ее становления.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция воззрений В. С. Соловьева на роль немецкой классической философии в решении проблемы взаимо

Хохлов Сергей Викторович
Статья нацелена на раскрытие места, занимаемого проблемой взаимосвязи морали и права на различных ступенях философской эволюции Вл. Соловьева.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция идеи толерантности

Мичурин А. В.
При написании статьи автор исходил из того факта, что для объяснения феномена толерантности недостаточно этимологического экскурса.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция концепции автотрофности человечества В. И. Вернадского

Харламов С. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция богословских воззрений Лютера в контексте современности

Луценко Т. В.
Статья посвящена анализу эволюции богословских положений Лютера в период его реформаторской деятельности по следующим направлениям: теология протестантизма (sola Scritura только Писание, sola Fide только Вера, sola Gratia только Б
Читать PDF
0.00 байт

Историческая эволюция индивидуализма и коллективизма как базовых ценностей человека и социума

Румянцева Нина Леонидовна
В работе исследуются индивидуализм и коллективизм как базовые социальные и культурные ценности. Используется системно-диалектический подход. В работе две части.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая эволюция индивидуализма и коллективизма как базовых ценностей человека и социума

Румянцева Нина Леонидовна
В работе исследуются индивидуализм и коллективизм как базовые социальные и культурные ценности. Используется системно-диалектический подход. В работе две части.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие, эволюция, коэволюция: соотношение понятий

Кудряшев А. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция представлений о справедливости: от Д. Юма до И. Канта

Черных С. Н.
Справедливость как категория привлекала философов во все времена.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция культуры и человеческое сознание: к вопросу о причинно-следственной связи

Поляков Евгений Михайлович
Рассматриваются современные подходы к проблемам эволюции культуры и индивидуального сознания с точки зрения философии Д. Деннета и теории гено-культурной коэволюции.
Читать PDF
0.00 байт

Интеллектуальная эволюция Владимира Брюшинкина: от теории поиска вывода к трансцендентальной логике

Катречко С. Л.

Похожие термины:

  • А.Бергсон: жизнь. Творческая эволюция. Длительность

    В книге "Творческая эволюция" Бергсон вновь и вновь возвращается к проблеме и понятию жизни. В его истолковании понятие жизни, во-первых, призвано как бы преодолеть разъединенность и противоположн
  • АКТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

    интегральное развитие природы, об-ва и человека, определяющим фактором к-рого явл. сознательно организованная деятельность людей. Идея А.э. опирается на два осн. принципа: 1) универсальный, объектив
  • ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

    от англ. emergence — возникновение, появление нового) — философская концепция, утверждающая, что возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис

    закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно "развертывание" до тех пор "свернутого", выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которы
  • Возникновение и эволюция идеи первоначала

    "Первоначало", архе — очень типичная и в то же время необычная для древней мысли конструкция (а со времен Аристотел — и понятие). Это своего рода понятие-кентавр. С одной стороны, первоначало греки и
  • Религия и эволюция

    В наши дни религия приспособилась к теории эволюции и даже извлекла из нее новые доводы. Нам было сказано, что "сквозь века простирается единый крепнущий замысел" и что эволюция - это развертывание
  • Эволюция и революция

    Э. - медленное постепенное нарастание количественных изменений; Р. - быстрое коренное качественное изменение, перерыв постепенности.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

    работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960-1990-х. Развитие концепции было начато Степиным в период перехо
  • Эволюция отечественного самосознания

    Если отечественное самосознание домонгольского периода отличал исторический оптимизм, восторг неофитов, осознание близости с Византией и европейскими странами, надежды на грядущее процветание,
  • Эволюция живых систем

    синтез живых систем с основным законом дивергенции количества и качества – расширения форм, видов, количества субъектов Жизни, основанный на дивергентном агрегировании устойчивых форм по уровня
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

    см. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  • ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИКИ

    изменения технических систем, имеющих постоянные основные ф. в историческом времени. Любой класс тех. систем в историческом времени  претерпевает  дискретные  изменения  –  переход  от  существ
  • ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

    теория о том, что жизнь и сознание возникли из инертной материи и что они в итоге эволюционируют до богоподобного состояния. Эта теория нашла свое отражение в философии Анри Бергсона. См. также: Эво
  • Эволюция Вселенной

    вещество, входящее в состав звезд, галактик, межгалактического газа и т. п., в прошлом имело иные свойства. Оно прошло стадию чрезвычайно высоких плотностей и температур, еще недоступных эксперимен
  • Звездная эволюция

    изменение со временем физических характеристик и химического состава звезд. Основные этапы звездной эволюции — образование прото-звезды из межзвездного газа и пыли, возникновение в центре сжима
  • ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

    Истоки философской рефлексии о науке можно проследить еще в античной Греции IV в. до н. э., в трудах Аристотеля, отграничившего «эпистеме» – знание причин – от чувственного опыта, а отдельные науки,
  • ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ

    это развитие науки как непрерывный процесс накопления и усложнения фактов, понятий, истин, теорий, методов и др. В данной трактовке, по сути, представлена прогрессистская концепция науки. Наука рас
  • ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ: ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЙ

    Понятие «элемент» в истории химии развивалось со времен античной натурфилософии и всегда находилось в тесной взаимосвязи с понятием «атом». В греческой натурфилософии по вопросу о делимости мат
  • ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ЖИЗНЬ

    В истории биологии проблема определения понятия «жизнь» напрямую связана с мировоззренческими установками и уровнем развития научного знания. В период протанауки знания о живом и живых организм
  • Закон необратимости эволюции Долло

    организм (популяция, вид) не может вернуться к прежнему состоянию, бывшему в ряду его предков, даже вернувшись в среду их обитания. Возможно приобретение лишь неполного ряда внешних, но не функцион