Истоки философской рефлексии о науке можно проследить еще в античной Греции IV в. до н. э., в трудах Аристотеля, отграничившего «эпистеме» – знание причин – от чувственного опыта, а отдельные науки, исследующие те или иные виды или стороны сущего, – от философии, изучающей «сущее как таковое» и его причины. В поздней Античности в связи с потребностями образования формируется первая классификация наук: подразделение их на «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). В средневековых университетах добавились медицина, право, богословие. При этом философия («диалектика») не выделялась из числа наук.
В Новое время ставится проблема назначения науки (Ф. Бэкон, Р. Декарт), начинается разработка учения о методе научного познания, обсуждаются различные способы классификации наук. Понятие науки все больше отождествляется с естествознанием, использующим математические методы. В XVIII в. складывается культ науки – высшей ступени развития человеческого разума, постигающего природу и ее законы. Непосредственную предпосылку становления образует рефлексия над основаниями научного знания в философии И. Канта. Исходя из «факта» всеобщности и необходимости истин науки, основоположник немецкой классической философии ставит вопросы: как возможна математика? как возможно естествознание? – и открывает «априорность» их оснований, коренящихся в устройстве человеческой способности к познанию (чувственности и рассудка). Объектом научного познания, по Канту, оказываются «явления», «материей» которых служат ощущения, а «форма» задается трансцендентальными человеческими способностями восприятия и суждения. Немецкий мыслитель первым открыл конструктивную природу научного познания. Не только математические объекты, но и природа с ее законами оказались «конструктами» трансцендентального субъекта. Объекты же философского мышления – субъект, мир как целое, Бог – были объявлены трансцендентными, находящимися «по ту сторону» опыта, непознаваемыми «вещами самими по себе». Первой школой, сознательно объявившей себя философией науки, стал позитивизм (Дж. С. Милль, О. Конт, Г. Спенсер и др.). Им был провозглашен отказ от «метафизики» как несостоятельной попытки отыскать за явлениями «сущности», «вещи в себе» и т. д. Наука – единственное позитивное знание, фиксирующее в опыте регулярную последовательность явлений (законы). Позитивизм эволюционировал, принимая различные формы: эмпириокритицизм (махизм), конвенционализм А. Пуанкаре, неопозитивизм (логический позитивизм, лингвистический позитивизм, аналитическая философия и т. п.), постпозитивизм – на протяжении полутора столетий продолжая оставаться главной формой философии науки.
Вторым вариантом философии науки послед. трети XIX – н. XX в. было неокантианство. При этом марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп и др.) ориентировалась по преимуществу на математическое естествознание, в то время как баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) развивала идею методологического различения наук о природе и наук о культуре.
В XX в. каждое крупное философское направление разрабатывало проблематику философии науки – либо в рамках гносеологической доктрины, либо как составную часть философии культуры или социальной философии. Наиболее значимые результаты были достигнуты в феноменологии (Э. Гуссерль) и герменевтике (Г. Гадамер), в посткритическом рационализме (М. Полани), в поздних вариантах прагматизма (У. Куайн, Р. Рорти), а среди противников сциентизма и критиков науки – в работах П. Фейерабенда и К. Хюбнера, в трудах представителей франкфуртской школы (в особенности Г. Маркузе). Заслуживают внимания и концепции науки в марксизме – как западном, так и «советском». М. М. Шитиков