ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Эмерджентная эволюция
от англ. emergence — возникновение, появление нового) — философская концепция, утверждающая, что возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
[от англ. emergent внезапно возникающий] – философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Развита в сочинениях С.Александера и К.Ллойда Моргана.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Эмерджентная эволюция
 (лат. emergere — появляться, выходить наружу) — идеалистическая теория развития. Получила распространение в совр. англо-амер. буржуазной философии, особенно среди представителей пеореалигма. Осн. представители: С. Александер, К. Ллойд-Морган, Ч. Д. Броуд. Теория Э. э. возникла в 20-х гг. 20 в. в противовес материалистической диалектике. Ее цель — «объяснить» скачкообразность развития, возникновение нового и т. д. Теоретики Э. э. истолковывают процессы изменения как иррациональные, логически непостижимые акты и в конечном итоге приходят к признанию божества. Эта теория приводит к отрицанию естественной и исторической закономерности. Для Ллойд-Моргана вся природа одухотворена: нет физического без психического. Александер первоосновой природы объявляет нематериальное «пространство — время», по отношению к к-рому материя производна. Первоэлементами природы служат для него нематериальные «точки-моменты». Броуд прямо защищает витализм и переселение душ.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
англ. emergent - внезапно возникающий, от лат. emergo - появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция развития, основанная па абсолютизации качеств. изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в работах С. Александера и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений: количественные («результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и «эмердженты», несводимые к исходным и не обусловленные ими. В соответствии с градацией «эмерджентов» Э. э. предстает как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трех (материя, жизнь, психика) до нескольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь условия для возникновения высшего, но не порождающий его; высший включает низший, подчиняя его себе. Э. э. рассматривает в качестве движущего компонента развития нек-рые идеальные силы. Так, Александер видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus - порыв, устремление) как стремлении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских философов Э. э. получает материалистич. истолкование: они усматривают в «эмерджентности» выражение «внутр. динамичности» природы, не преодолевая, однако, общего недостатка Э. э. - ее метафизичность. Теория Э. э. родственна концепциям «творч. эволюции» Бергсона, Уайтхеда, а также теологич. учению об эволюции Тейяр де Шардена.

Источник: Советский философский словарь

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
(от лат. emergo — появляюсь, возникаю, англ. emergent — внезапно возникающий) — идеалистическая и метафиз. концепция развития, основанная на абсолютизации качеств. изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых, высших качеств за счет вмешательства идеальных, рационально непознаваемых сил. Термин «эмерджентный» впервые употребил англ. мыслитель Дж.Г.Льюис, но само это понятие сформировалось в трудах австрал.англ. философа С.Александера и англ. философа и биолога К.Л.Моргана (1852—1936). Они различали два типа изменений: количеств. — «результанты» («resultants»), характер к-рых определяется априорно (см. Априори и Апостериори), и качеств. — «эмердженты» («emergents»), не обусловленные материальными изменениями и несводимые к исходным кач-вам. Движущей силой процесса развития в теории Э.э. явл. «порыв» («nisus») как стремление к чему-то высшему. Бог — это весь мир в его устремленности к божественности, порыв Вселенной к еще не достигнутым уровням существования. Хотя слои бытия, или уровни существования, качественно отличаются, низший уровень создает лишь условия для возникновения высшего, но не выступает его причиной. Так, Александер считал, что в мироздании возникли 4 ступени бытия: чистое движение, материя, жизнь, мышление (сознание). По отношению к предшествующим последующая ступень предстает как ступень «божества». В осн. соглашаясь с его воззрениями, Морган различал 3 уровня бытия: материю, жизнь и мышление, в пределах к-рых существует мн-во конфигураций, а каждый физ. объект одновременно явл. и психич. объектом. У амер. философов конца XIX — первой половины XX вв., таких как У.П.Монтегю («неореализм»), Р.В.Селлерс и А.Лавджой («критический реализм»), понимание Э.э. получает материалистическое истолкование. Так, Селлерс видит в «эмерджентности» выражение внутр. динамичности природы, перемену в состоянии субстанциальной системы, рождение нового условия. Он рассматривает мир как самодвижущуюся динамическую систему и признает возможность предвидения и познания процесса возникновения новых кач-в. Лавджой посвоему интерпретирует идеи Аристотеля, Платона, неоплатоников о том, что все существующее на Земле образует единую цепь, каждое из «звеньев» к-рой «делится» свойствами со своим «соседом по цепи». Монтегю развивает эту теорию с позиций механицизма. С идеями Э.э. во мн. схожи воззрения А.Н.Уайтхеда, А.Бергсона, П.Тейяра де Шардена. Лит.: Alexander S. Space, Time and Deity. L., 1927. V. 1—2; Brettschneider B.D. The Philosophy of Samuel Alexander. Idealism in Space, Time and Deity. N.Y., 1964; McCarthy J.W. The Naturalism of Samuel Alexander. N.Y., 1948; Montagu A. Culture and the Evolution of Man. L., 1967; Morgan C.L. Emergent Evolution. 2nd ed. L., 1927; Sellars R.W. Philosophy of physical realism. N.Y., 1932; Матросова О.П. Концепция эмерджентной эволюции в философии Сэмюэла Александера и Конви Ллойда Моргана: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2005. Р.А.Бурханов, О.П.Матросова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
от лат. emergo - возникать) — учение об эволюции живого как сумме двух процессов: 1) преобразование прежних свойств (в дарвинизме, ламаркизме и многих др. эволюционных учениях) и 2) редкие акты возникновения чего-то принципиально нового — «эмердженты». Понятие эмерджента ввел английский философ Дж. Г. Луэс (1875). Эмерджентный эволюционизм как натурфилософское учение разработан в 1920-х гг.; основные эмердженты тогдашнего учения: живая клетка, клеточное ядро, половое размножение, нерв, мышление. Французский эколог А. Вандель (1968) видел эмерджент как переход на новый уровень организации. Австрийско-американский философ Э. Янч (1979) истолковал эмерджент как диссипативную структуру термодинамики, чем придал учению конкретный смысл: в достаточно сложном и активном потоке новое просто не может возникать в силу законов физики. Абстрактный биологический механизм эмерджентной эволюции описал английский биохимик и натурфилософ Р. Шелдрейк (1981) на основе своего «принципа формативной причинности»: появление новой материальной формы в природе аналогично появлению новой мысли в мозгу. Философской базой эмерджентного эволюционизма служит логическая невыводимость (новых форм из прежних) в смысле К. Геделя: мы фиксируем эмерджент всегда, когда описываем высший уровень организации в терминах низшего.
Ю. В. Чайковский
Философские концепции эмерджентной эволюции возникли как попытка примирить принципы механицизма и витализма при объяснении строения и эволюции мира. Главные представители — К. Л. Морган, С. Александер, А. Ф. Н. Уайтхед, П. Тейяр де Шарден, Я. X. Смэтс.
Согласно этой концепции, эволюция происходит скачкообразно, в результате качественных изменений при переходе на новый уровень бытия. Конкретизируя характер и особенности изменений, сторонники учения эмерджентной эволюции различают их по их результатам и выделяют соответственно два типа изменений: первый — те изменения, результаты которых можно предусмотреть априорно, не прибегая к услугам непосредственного опыта, используя математические вычисления на базе исходных элементов. Этот тип изменений называется «результантом». Ко второму типу относятся изменения, не зависящие от исходных элементов, результаты которых невозможно предсказать и которые возможно познать только в непосредственном опыте. Они получили название «эмерджентов».
В соответствии с градацией «эмерджентов», возникающий уровень существования представляет собой условие, «тело» для новой «души» следующего, высшего уровня, который содержит низший в себе, но не порождается им. Называют разное количество этих уровней, от трех (материя, жизнь, психика) до нескольких десятков. Переход от низшего уровня к высшему происходит в результате действия некой движущей силы. УАлексавдера — это непознаваемое стремление к божественному, «низус» (лат. nisus — устремление, порыв), у Уайтхеда — «творческая способность» как «универсальный метафизический принцип перехода от расчлененности к соединению, творящему новую сущность», также не подлежащий объяснению, у Смэтса — принцип целостности.
Ф. Н. Блюхер Лит.: Чайковский Ю. В. Элементы эволюционной диатроники. М., 1990; Alexanders. Space, Time and Deity. L., 1927; Morgan С. L. Emergent Evolution. L., 1927; WhiteheadA. N. Process and Reality. N. Y, 1960; Jantsch E. The Self-organizing Universe: Scientific and Human Implication of Emerging Paradigm of Evolution. Oxf.—N.Y., 1980; Sheldrake R. The Presence of the Past. L., 1994.

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
э м е р г е н т н а я э в о л ю ц и я) (англ. emergent – внезапно возникающий, от лат. emergo – появляюсь, возникаю) – концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при к-ром возникновение новых, высших качеств (emergents) обусловлено вмешательством непознаваемых, идеальных сил. Термин впервые употреблен Дж. Льюисом (см. "Вопросы о жизни и духе"– "Problems of life and mind", v. 2, L., 1875, p. 412). Форму развернутой концепции Э. э. приобрела в работах С. Александера ("Пространство, время и божество" – "Space, time and deity", L., 1927) и англ. биолога и философа К. Ллойда-Моргана ("Эмерджентная эволюция" – "Emergent evolution", L., 1927). В противовес механистич. теории сведения качеств Э. э. различает два типа изменений: количественные – "результанты", характер к-рых может быть определен "априорно", и качественные – "эмердженты", не обусловленные к.-л. материальными изменениями и не сводимые к исходным качествам; последние объявляются научно необъяснимыми "простыми качествами". Э. э. является разновидностью учения о слоях бытия – "уровнях существования" (levels of existence), качественно отличающихся друг от друга и несводимых друг к другу. Число уровней варьируется от трех (материя, жизнь, психика) у Моргана до неск. десятков у Дж. П. Конгера. Низший уровень доставляет лишь условия для возникновения высшего, но не выступает его причиной, а напротив зависит от него. Материальность при этом (у Александера и др.) признается второй ступенью эволюции по отношению к пространству-времени. Движущей силой Э. э. оказываются нек-рые идеальные силы, что придает Э. э. телеологич. характер. Для Моргана "...признание бога является конечным философским объяснением, дополняющим научную интерпретацию" ("Emergent evolution", L., 1927, p. 9). Александер видит движущую силу Э. э. в "низусе" (лат. nisus – порыв, устремление) как стремлении к чему-то высшему, еще не достигнутому и отождествляемому с божеством как движущей силой и целью развития. В этом Э. э. родственна "творч. эволюции" Бергсона, "холизму" Смэтса и др. концепциям (см. Организмические теории). У нек-рых амер. философов (Селлерс, Монтегю, Лавджой) Э. э. получает материалистич. истолкование. Они видят в "эмерджентности" выражение "внутр. динамичности" природы, "...перемену в состоянии субстанциальной системы, рождение нового условия" (Sellers R.W., Philosophy of physical realism, ?. Y., 1932, p. 334). Однако отказ от идеалистич. истолкования Э. э. не идет далее абстрактного признания самодвижения природы. Лит.: Корнфорт М., Противники идеализма в совр. англ. бурж. философии, "ВФ", 1955, No 4; его же, Ответ на письма читателей ..., там же, 1957, No 1; Богомолов А. С, Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, гл. 5, 8, заключ.; Morgan С. L., Life, mind and spirit, N. Y., 1925; Lovejоy ?. ?., Meanings of "emergence" and its modes, "J. of Phil. Studies", 1927, v. 2, No 6; MасDougall., Modern materialism and emergent evolution, N. Y., 1929; Reiser O. L., Mathematics and emergent evolution, "The Monist", 1930, No 4; Le Вoutilier C., Religious values in the philosophy of emergent evolution, N. Y., 1936; Ablowitz R., The theory of emergence, "Phil. of Science", 1939, v. 6, No 1; Henle P., The status of emergence, "J. of Phil.", 1942, v. 39, No 18; Ostoya P., Les th?ories de l´?volution, P., 1951; Pap ?., The concept of absolute emergence, "Brit. J. for the Phil, of Sciences", 1952, v. 2, No 8; Nagel E., The structure of science, N. Y., 1961, p. 366–80. См. также лит. при ст. Александер, Селларс, Монтегю. А. Богомолов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.