ЭКЗИСТЕНЦИЯ
см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Источник: Новейший философский словарь
Экзистенция
бытие, к которому присутствие относится как к своему. Присутствие понимает себя из своей экзистенции.
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
Экзистенция
(от лат. existo – существую) – понятие философии, выражающее один из аспектов бытия – наличное бытие, существование.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
концепт (см.) философии М. Хайдеггера (см.). Под Э.-з. понимается стояние в просвете бытия, осторожный контакт личности с окружающим ее миром. См. онтология.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
концепт экзистенциализма. Под Э. понимается существование человека, заключающееся в необходимости выбора в каждой ситуации той или иной линии поведения. См. экзистенциализм.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
от лат. существование) - понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных состояниях и переживаниях.
Источник: Тематический философский словарь
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
(Existenz; лат.) — существование (Dasein) в его простой фактичности; экзистенциальный — относящийся к существованию, ссылающийся на это отношение. У Хайдеггера экзистенция — это «бытие того сущего, которое открыто для открытости (см. Physis) бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее» («Was ist Metaphysik?», 1965); это сущее — человек; переносить что-нибудь имеет значение «заботиться о чем-нибудь» (см. Забота); см. также Мир; Экзистенцфилософия.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Экзистенция
(лат. existentia — существование) — осн. категория экзистенциализма, введена в философскую литературу Кьеркегором. Под Э. понимается неосознанное внутреннее «бытие» человека, отличное от его эмпирического существования, к-рое не есть действительное. Э. как возможность бытия определяется самим человеком, его хотением, но имеет свои корни (напр., по Ясперсу) в некоей таинственной «трансценденции», т. е. в боге. Э. не познается, а «озаряется» или «просвечивается» в «критические моменты» (атараксия, героический поступок, смерть и т. п.). У экзистенциалистов эта категория служит обоснованию иррационализма и нравственного релятивизма.
Источник: Философский словарь. 1963
экзистенция
существование, у фомы аквинского одна из важнейших характеристик реальности (для всех вещей сотворенного мира противопоставленная сущности, эссенции) – то, что вещь есть (в противовес тому, что она есть); в боге экзистенция и эссенция совпадают: бог есть то, что он есть; в философии экзистенциализма э. – синоним человеческого бытия, человеческой личности, центральный член онтологической триады «мир – бытие-в-мире – бытие». Экзистенциалисты обращают внимание на родственность понятий «экзистенция» и «экстаз» (ис-ступление); в их концепции экзистенция (человеческое существование) есть постоянное переступание своих границ («человек не есть то, что он есть», «человек – это постоянный проект» и т.д.)
Источник: Краткий философский глоссарий
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую) — филос. понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности; в рус. яз. переводится как «существование». Экзистенциальный — относящийся к существованию, ссылающийся на него. Термин «Э.» вводится в философию в Средние века и обозначает специфический способ бытия вещи, производный от к.-л. др. бытия. Начиная с С. Кьеркегора и особенно с экзистенциализма термин употребляется для описания специфически человеческого существования в его безоснов-ности и беспредпосылочности. У М. Хайдеггера Э. — это «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее, «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее»; этим сущим является человек, «переносить ч.-н.» означает «заботиться о чем-нибудь». У Г. Марселя Э. — личностный, сугубо человеческий способ существования. У К. Ясперса Э. обнаруживает себя в «пограничных ситуациях» выбора и принятия решения.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
- существование, присущее именно человеку как воплощенному духовному существу, обладающему телом и пребывающему в мире через тело. Она наделена свободой, сознанием и смыслом как соотнесенностью своего существования с окружающим миром, с жизнью других людей и с "иным", с "трансценденцией". Она развертывается под знаком смерти как конечности во времени жизни человека в этом мире. Она охватывает всю нашу сознательную жизнь, мышление, в труд и др., она придает смысл и значение нашему участию в любой деятельности. Она предшествует разделению мышления и предмета мысли. Экзистенция - это открытость к бытию "иного", "бытие-в-мире" и "бытие между" - между "миром" и Бытием, это выход за пределы "мира" как сферы отчуждающей безликости. "Стояние в свете бытия я называю экзистенцией человека" (М.Хайдеггер). У К.Ясперса экзистенция имеет своей конечной целью трансценденцию. Экзистенциальная открытость, с точки зрения религиозной, есть открытость к Творцу всякого бытия. Он дает каждому из нас возможность "истинно быть", иметь "полноту экзистенциального бытия". В христианстве экзистенция пронизана верой, надеждой и любовью к Отцу в чувстве сыновнего послушания в духе Христовом.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
лат. exsistentia — существование) — одно из осн. понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Впервые в этом значении термин “Э.” употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, Э. представляет собой то центральное ядро человеческого “Я”, благодаря к-рому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Э.— это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно теории экзистенциалистов (Сартр), нечто определенное, заранее данное, а, напротив, “открытая возможность”. Одно из важнейших определении Э.— ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически— в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т. обр., не подвластно ему,— его Э. Учение об Э. направлено как против рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных отношений. Через понятие Э. Хайдеггер, Ясперс, Марсель выходят к понятию бытия, к-рое, по их мнению, было предано забвению как в нем. идеализме, так и в материализме.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
от лат. глагола ex-sisto, ex-sistere - происходить от, рождаться от, в переносном смысле - обнаруживать себя). Одна из философских категорий, описывающих конкретное бытие. Термин впервые появляется в Средние века. Тогда он обозначал специфический способ бытия вещи, которое производно от какого-то другого бытия (в конечном счете от божественного бытия). В этом схоластическом термине существенную роль играл префикс ех- (из). Предполагалось, что вещь существует потому, что она из чего-то происходит, чем-то обусловлена. Экзистенциальность тварного мира выражает его незавершенность, нетождественность себе, проистекающие из несовпадения во всякой сотворенной вещи ее сущности (бытия) и Э. Начиная с С. Кьеркегора и позже, уже в нашем веке в экзистенциализме на первый план выходит представление о безосновности и беспредпосылочности Э. (речь теперь идет исключительно о человеческом существовании), что связано с неприятием рационалистического редукционизма в интерпретации как мира, так и человека. Э. не выводится из чего бы то ни было, но констатируется, переживается. Ее, следовательно, нельзя объяснить, ее опыт невозможно непосредственно передать другому. Она фундаментально случайна. Наконец, особый смысл придается этому понятию у Хайдеггера. Как и в средние века, Э. у него предстает динамической реальностью. Существование, по Хайдеггеру, есть "бытие-впереди-самого-себя" (das Sich-Vorweg-sein), т.е. проецирование себя в будущее. Человеческое бытие высвечивает себя вне сферы "публичности" в "бытии-к-смерти", в его конечности. Конечность означает временность. Когда Хайдеггер говорит о том, что сущность человека есть его Э., то он прежде всего имеет в виду историчность человека, невозможную без "выхода из себя" и "возвращения к себе". В этом поиске себя впереди себя, понуждаемом его смертностью, человек обнаруживает себя как "место бытия", как "здесь-бытие".
Источник: Современная западная философия: словарь
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
Термин «экзистенция» традиционно обозначал то же, что и «существование»; имелась в виду не только человеческая экзистенция, но и экзистенция животных, камней и т. д. Однако экзистенциалисты придали этому термину новое значение. В этой среде его стали понимать следующим образом: во-первых, экзистенцией обладает только человек. Он один «экзистирует», в то время как другие создания существуют (такая позиция является выражением позиции крайнего гуманизма). Во-вторых, экзистирует не весь человек, а лишь чистый субъект, чистое человеческое «я». Этот чистый субъект составляет то, что остается, когда мы мысленно отбрасываем все относящееся к объекту, например тело и т. п. В-третьих, не человек имеет экзистенции, но сам он и есть экзистенция. Экзистенции посвящено множество книг, которые могут составить целую библиотеку.
Эта библиотека, однако, будет собранием немалого числа заблуждений. Само понятие «экзистенция» является недоразумением. В действительности экзистенция — это абстракция. Мы образуем понятие экзистенции, отвлекаясь от всего, что не относится к самой личности. Неверно и то, что человек есть лишь эта экзистенция: каждый знает, что его сущность не только в его чистом «я», но также во всей его психике с множеством присущих ей воспоминаний, ощущений, стремлений и т. п. Более того, к его сущности относится и тело, от которого нельзя отвлечься под предлогом того, что оно может быть объектом,— ибо оно, безусловно, является составной частью нас самих.
Из этого, конечно, не следует, будто все, что говорят экзистенциалисты, ложно. Например, они справедливо обратили внимание на так называемые экзистенциальные проблемы. Однако эти важнейшие проблемы касаются не одной только отвлеченной экзистенции, но всего живого человека в целом. Таким образом, рассуждения об экзистенции есть не что иное, как предрассудок. См.: гуманизм, душа, экзистенциальные проблемы.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
(existentia — существование) — основная категория экзистенциализма и экзистенциальной концепции человека. В своем общем виде понятие Э. обозначает содержание и способ индивидуального существования человека, и в этом смысле оно впервые было употреблено в сочинениях С. Кьеркегора (1813—1855). В понятии Э. должно выражаться подлинное существование человека, представляющее собой непрерывный процесс сотворения своей личности через процедуры выбора (индивидуального поступка), что ведет его к определению своего неповторимого пути в реальных жизненных обстоятельствах. Среди существующих в современной философии и культурологии трактовок Э. принято выделять онтологическую разработку этой категории у М. Хайдеггера (1889—1976). Как способ бытия Э. по существу и в историческом аспекте ее понимания рассмотрена в известном «Письме о гуманизме» (1947), в котором Хайдеггер обосновал свои расхождения с экзистенциализмом Ж.-П. Сартра («Экзистенциализм — это гуманизм», 1946). Хайдеггер утверждал, что Сартр не смог уйти от укоренившейся в традиционной философии трактовки Э. как объективной действительности, реальности, по отношению к которой человек мыслится как деятельный субъект культуры и цивилизации. На самом деле, Э. в первую очередь обозначает место и само присутствие человека в бытии, но «отвечает не на вопрос существует ли человек в действительности или нет, а отвечает на вопрос о существе человека», и, в этом смысле, «сущее, существующее способом Э., есть человек». «Выброшенный в мир» определенной эпохи человек не может ничего изменить в историческом событии и явлении бытия, и главным для него остается вопрос, сбудется ли он, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому со-бытию». Другими словами, Э. представляет собой некий логически не расчленяемый процесс актуализации отношения человека к окружающему миру, что одновременно является выбором и обретением самого себя через самопознание вплоть до постижения смерти как невозможности существования. В то же время наиболее значительное распространение получило гуманистическое учение об Э., представленное в трудах Ж.-П. Сартра (1905—1980). Упрекая классический гуманизм в абстрактном подходе к человеку, Сартр настаивал на том, что исходный пункт философствования — «это субъективность отдельного человека», т.к. «нет другого мира, кроме человеческого, кроме мира человеческого субъекта». Несмотря на свое одиночество, человек у Сартра, скорее не замкнут в пределах внутреннего Я, но предоставлен себе в том смысле, что может преследовать какую-либо цель вне себя и действовать, осваивая некоторое пространство объективного мира, которое называется философом человеческим миром. «У человека нет определения до его существования. Он определяется в зависимости от индивидуального настоящего», и, таким образом, в экзистенциальном гуманизме Сартра главными становятся понятия ответственности и выбора. Смысл Э. человека заключается в том, что он несет полную ответственность за свою жизнь, и тем самым он выбирает себя, утверждая ценность людей или обстоятельств, с которыми он вступает в различные отношения. Поэтому, с точки зрения Сартра, «человек осужден быть свободным», т.к. если он и не сам себя создал, то во всем остальном он свободен через выбор и ответственность, благодаря которым он реализует свои возможности и которыми он руководствуется в каждый конкретный период своей жизни. Кроме того, не обремененное априорными абстрактными понятиями и категориями сознание отдельного человека тоже свободно уже в том смысле, что «существование предшествует сущности», а через выбор процессы познания мира определяются направленностью человеческого действия. В свою очередь, немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) делил все бытие на мир, Э. и трансценденцию, рассматривая эти категории целиком по отношению к человеку. Наука и научные знания, давая возможность человеку ориентироваться в окружающем мире, не обращены к его индивидуальному существованию. С точки зрения Ясперса, «Э., появляющаяся в сознании, схватывает мышлением трансцендентное, которого нет в сознании, но над которым оно проходит как совершенно другое. Трансценденция является бытием, которое не является существованием и сознанием, но которое трансцендирует все, что есть для сознания и в сознании» (пер. К.М. Долгова). Ясперс хотел обосновать способ мышления, который мог бы указать на возможность индивидуального существования, т.е. проявления Э. как главного фактора духовной жизни человека через принадлежность одному человеку, т.е. Э. единична и неповторима, что означает одновременно единственность той возможности и неповторимость той избранной ситуации, которая становится тождественной человеку, превращаясь в принадлежащую только ему реальность. Трактовка Э. у Ясперса была тесно связана с понятием пограничной ситуации, означающей неизбежную исчерпанность возможностей и конечность отдельных жизненных положений. Пограничная ситуация приносит человеку понимание крушения его мира и в то же время осознание им необходимости переходить к чему-то другому. Поэтому, по мнению Ясперса, Э. невозможна без страдания, борьбы и развития чувств утраты и вины. Эти исходные посылки экзистенциальной концепции человека приобрели большую актуальность для самосознания интеллигенции Германии после разгрома фашизма. В целом понятие Э. стало одним из базовых для гуманистической философии ХХ в. См. также Экзистенциальные проблемы человека.
Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
существование, лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere - выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) - философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией "Э." обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного, в конечном счете, от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В современной философии категорией "Э." фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи; во-вторых, способ философского постижения и понимания специфически человеческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания "человеческого", основанному на аналитическом редукционизме. Если в средние века префиксом ех- (из) в термине "Э." подчеркивалась производность бытия вещи, его обусловленность тем, из чего оно происходит, то в современной философии (в феноменологии, экзистенциализме и родственных им философских течениях) значение префикса ех- связывается с характеристикой бытия человека как живой процессуальности, динамической и открытой реальности, которая "должна ожидать себя и делать себя", у которой "существование предшествует сущности" (Сартр). Внутреннее онтологическое устройство человеческого существа, его специфицирующая характеристика как Э. состоит в том, что оно есть "нехватка", "неполное", "незавершенное" существование, понимающее и истолковывающее мир и себя самого. Поскольку человек есть бытие, в котором "имеется вопрос о своем бытии" (Хайдеггер, Сартр), Э. - постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем. В этом контексте префикс ех- указывает на несамотождественность как онтологическую структуру субъективности, означающую, что человеческое бытие - а оно всегда, пока его не настигла смерть, является "незавершенным", и у него "есть шанс" - является постоянным дистанцированием не только по отношению к миру, но и по отношению к себе самому и своему прошлому, постоянным трансцендированием наличного, беспрестанным отрывом от самого себя, выступанием вовне, "выходом из себя", "бытием-впереди-самого себя", выбором и проектированием себя к своим возможностям. Подлинность человеческого существования связывается с человеческой "решимостью на способность быть из своей самости", способностью собирать себя "из рассеяния и бессвязности" только что "происшедшего" и приходить к себе самому (Хайдеггер); с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности (Сартр). Э. - живое, незаместимое и онтологически не редуцируемое присутствие человека в предметах и отношениях своего опыта, живая, конкретная, единичная онтологическая реальность, позволяющая и требующая осуществления человеком акта индивидуации этого опыта. Недедуцируемость Э. из каких бы то ни было объективных причин, систем, структур, идей, в том числе из структур тотальностей социально-исторического и культурного полей, из биологических, физиологических структур, из структур бессознательного и др., равно как и нередуцируемость Э. к ним, являются принципиальными исходными моментами современного значения категории Э. Поскольку Э. есть бытие, которое "существует, понимая", категорией Э. фиксируются бытийные, онтологически первичные (по отношению к рефлексии и объективному рациональному познанию) до- и иррефлексивные фундаментальные акты понимания, переживания и истолкования человеком себя и своей ситуации в мире - акты, артикулирующие решения и способы самоопределения человека по отношению к наличному и возможному; а также фундаментальные, глубинные жизнезначимые смыслы и смыслообразующие структуры субъективности в реальном многообразии и изначальном синкретизме ее модусов существования и самоосуществления, ее непосредственных форм опыта. В качестве онтологически первичных и определенным образом организованных целостностей, они самосущественны и конститутивны, устойчивы и не разложимы рефлексией и рациональным знанием, не сводятся к "объективной мысли" (Мерло-Понти). В этом смысле они являются предпосылкой, условием и основой рефлексивной и рациональной деятельности сознания человека, обеспечивают единство человеческого опыта и конституируют "имманентное", "предварительное" единство человеческой жизнедеятельности (Сартр). Зафиксированное современное содержание и значение категории Э. восходит к учению Кьеркегора, который в полемике с панлогизмом Гегеля противопоставил "Э." и "систему", трактуя Э. как непосредственную жизнь субъективности, переживание, и выдвинул идею самосущественности Э., нередуцируемости переживания к объективной мысли и бытия к знанию. У Гегеля частное - только несамостоятельные моменты Целого, растворяемые и снимаемые в нем; дух есть общее самосознание, объединяющее и примиряющее в себе самосознания индивидов. Как выразился Сартр, Гегель редуцировал индивидуальное к тотальному знанию, индивидуальное у него оказалось "заживо интегрированным в высшую тотализация)". Крупнейшие мыслители 20 в. широко используют понятие "Э.", разделяя кьеркегоровское различение подлинного и неподлинного способов существования человека, принимая его понимание Э. как "внутреннего", претендующего во всей его глубине на самоутверждение, во всей его конечности - на признание. Принимается ими и кьеркегоровское противопоставление Э. (переживания непосредственной внутренней жизни субъективности, жизни, которую в качестве упрямой, неразложимой и нередуцируемой реальности можно обнаружить как личное решение и рискованное уникальное предприятие каждого перед лицом других и Бога) интеллектуалистскому познанию. Трансформируя, развивая и углубляя содержание понятия "Э." в своих вариантах феноменологической онтологии и экзистенциальной аналитики, разрабатывая оригинальные методы и техники философского засечения ее присутствия в мире, анализа ее структур и конститутивной работы, современные философы опираются на гуссерлевские феноменологические идеи редукции, интенционального анализа жизни сознания, его концепцию "жизненного мира". По-разному модифицируя и радикализируя их, они трактуют и исследуют Э. как "присутствие", "бытие-в-мире", "в ситуации", заброшенность, фундаментальную случайность, фактичность, конечность, историчность, "место бытия", темпоральность, "направленность на...", заботу, проект, свободу, "здесь-бытие", непосредственно переживающее себя и мир, интерпретирующее данное и наделяющее его смыслом, принимающее решение и кристаллизующее его в мире, в результате чего структуры субъективности оказываются внутренними структурами мира, ситуация - человеческой, а мир отсылает человеку его собственный образ. Феноменологически и экзистенциально ориентированные философы осуществляют программу дескрипции фактически осуществляющегося конституирования экзистенциального пространства, изначально определяющего горизонт и возможности понимания и познания индивидом мира, других и себя самого; выявляют онтологические структуры Э., укорененные в мире и несущие на себе работу экзистенциального обеспечения ситуации, мира, бытия, понимания, мышления, познания и др. Основные расхождения в современных трактовках Э. - по вопросу о связи между Э. и трансцендентным (Бог, Бытие), а в связи с этим - по вопросам автономии, свободы и аутентичности человеческого существования;разнообразны также трактовки характера связи Э. со смертью, представления о характере и механизмах конституирующей деятельности Э. в мире, благодаря которой "имеется мир", "имеется бытие", равно как и философские способы ее анализа и описания. (Подробнее об этом см. Феноменология, Экзистенциализм, Гуссерль, Марсель, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти.) Но как бы по-разному ни вычленялось и ни артикулировалось содержание понятия "Э." из всего многомерного и неоднородного, в действительности синкретичного и нерасчлененного человеческого опыта и человеческого бытия в мире, - например, в противопоставлении понятию субъективности и Э. понятий психического и физиологического (Сартр) или, наоборот, в попытках их "реинтеграции" (Мерло-Понти), - в любом случае и всегда Э. задается как присутствие человека с миром и самим собой, как живая, не только открытая не фиксированным заранее возможностям, но создающая их деятельность первичного жизнезначимого смыслообразования, самоопределения, самостроительства и самоосуществления человека в мире. "Незамкнутость - знак его свободы" (Ясперс). И Э. как свобода - предмет понимания, но не объективирующих и каузальных экспликаций. "Возможность построить каузальную экспликацию поведения прямо пропорциональна неполноте структураций, осуществленных субъектом. Работа Фрейда - не картина человеческой экзистенции, а картина аномалий, как бы часты они ни были" (Мерло-Понти). Разум, по Мерло-Понти, есть или ничто, или "реальная трансформация человека". Описывая психоаналитическую фиксацию, Мерло-Понти заявляет: здесь субъект отчуждает свою постоянную способность "давать себе миры" в пользу одного из них, он становится местом пересечения множества каузальностей, жизнь его включает ритмы, не имеющие своего основания в том, чем субъект выбрал быть". Поздний Сартр, перейдя от философии сознания и свободы как "безосновного основания" связей мира к разработке социальной онтологии и онтологии истории, включающей в себя индивидуальную практику в ее отчужденных формах и отчуждающих трансформациях в обусловливающем ее поле социальной материи, продолжает настаивать на специфичности Э. и человеческого акта как переживающего и, стало быть, понимающего себя превзойдения наличного к своей цели, как отрицательности по отношению к данному. Собственно специфичность человеческой практики и фиксируется поздним Сартром категорией "Э.", которая есть не "устойчивая субстанция, покоящаяся в самой себе", а "беспрерывная неустойчивость, отрыв всем телом от себя. Поскольку это стремление к объективации принимает различные формы у разных индивидов, т.к. оно нас проектирует в поле возможностей, из которых мы осуществляем одни и
исключаем другие, мы называем его также выбором или свободой". Э. в ее акте интериоризации требований материального поля и экстериоризации в практике своего отношения к данному (интерпретации, "ответа", "изобретения", "авантюры") объявляется в онтологии истории и социальной онтологии Сартра необходимым посредником между "двумя моментами объективности", что позволяет ему артикулировать проблему связи Э. с историей и социумом, а также проблему интеллигибельности истории вокруг смысловой оси "структура - поведение". И даже заменив понятие "сознание" понятием "переживание" в своих незавершенных исследованиях о Флобере, поздний Сартр стремился сохранить специфичность Э. как существования, присутствующего в своем опыте и с самим собой, понимающего мир и себя и, в зазоре этого фактического понимания, принимающего радикальное решение о своем способе быть в мире. "Введение понятия переживания есть усилие сохранить это "присутствие с-собой", которое кажется мне обязательным для существования всякого психического факта, присутствие в то же время столь непрозрачное, столь слепое для самого себя, что оно есть также "отсутствие себя". Тема принципиальной связи Э. и свободы, непознаваемости их научными средствами развивается и Ясперсом. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он - "непосредственная основа всех вещей. Понимание этого означает свободу человека, которая в любой другой тотальной зависимости его бытия утрачивается и лишь в этой тотальной зависимости полностью обретает себя". Человек, по Ясперсу, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: "нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки". Это и есть "свобода и то, что с ней связано". В отличие от атеистического экзистенциализма, где трансцендирование Э. наличного "безгарантийно", религиозный экзистенциализм основывает свободу Э. на ее устремленности к трансцендентному. Непостижимое, но все-таки осознаваемое человеком бесконечное позволяет ему "выйти за пределы его конечности благодаря тому, что он ее осознает" (Ясперс). Конечность, по Ясперсу, означает, что человек "и в качестве самого себя изначально не может быть обязан самому себе. Подобно тому, как он обретает свое наличное бытие в мире не по своей воле, он и в качестве самого себя подарен себе трансценденцией". Поддержка Э. трансценденцией непостижима, она ощущается человеком только в его свободе. Человек как предмет исследования и человек как свобода познаются, по Ясперсу, из радикально разных источников, первый становится содержанием знания, тогда как второй - "основной чертой нашей веры". Человек - это единственное существо в мире, которому "в его наличном бытии открывается бытие", которое не может выразить себя в наличном бытии как таковом, не может не прорывать всю "как будто завершенную в мире действительность наличного бытия", - получает возможность знать себя как человека только тогда, когда он, "будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции". Философствование объявляется Ясперсом тем, что "присуще человеку как таковому", вера человека в свои возможности - философской верой, и только в ней, по Ясперсу, "дышит его свобода".
Источник: История Философии: Энциклопедия