категория, характеризующая глубинное основание субъективной реальности . В философской литературе нет четкого и общепринятого определения ни души, ни экзистенции. Тем более непонятным может выглядеть их отождествление. Под Д. издревле понималось нечто нематериальное, а поскольку материя сводилась к веществу, к этой физической форме своего существованния, то Д. рассматривалась как существующая вне физического пространства, а часто и вне времени (как вечная, бессмертная) и способная существовать вне тела. Материализм и материалистическое естествознание пытались свести психику к функции высокоорганизованной материи, и понятие Д. было объявлено устаревшим. Представление об Э. явилось результатом сомнения в возможности свести субъективную реальность к свойству материи как реальности объективной. Различные мыслители дают самые разные и, как правило, очень неопределенные характеристики Э.: как конечной или бесконечной в своем существовании, через её «открытость» другому, или трансценденции, отождествляемой с богом, или ничто и т.д. Между тем, если не забывать исходный момент противопоставления и Д. и Э. материи, можно выделить те инвариантные признаки, которые и делают их другим видом бытия, к материальному бытию нередуцируемому. Содержание обоих терминов сводится к следующему: Д. (Э.) есть доинформационное и необъективируемое основание субъективной реальности, задающее её направленность и характер интерпретации информации. неповторимым началом которого является Я; Д. непосредственно может быть воспринята только через переживание.
Эти признаки указываются в философии экзистенциализма, но затемняются разноголосицей в деталях и попытками давать такие характеристики, которые уже не могут быть выражены в строгих понятиях, что и порождает «красивую» неопределенность. Мы ограничились указанием функции и формулировкой «знания о незнании» (Николай Кузанский). Коррелятивная онтология рассматривает Д. (Э.) не только как антропологическую, но именно как онтологическую категорию, поскольку признает всеобщность субъективной реальности и, следовательно, её основания. Любое сущее в разных коррелятах выступает и как материальное, относящееся к объективной реальности и, в то же время, одушевлено. Разумеется, формы и степень этой одушевленности различны, но «сокровенное внутреннее вещей» (Т. де Шарден) является атрибутивным. Вопрос о материальном способе существования Д. (которая тоже является сущим и, стало быть, в определенном корреляте имеет материальную сторону бытия) остается открытым, рассматриваясь пока на уровне скорее натурфилософских гипотез о «тонком мире» или «энергоинформационных полях». То же самое следует сказать о времени существования различных душ и способах их взаимодействия с сответствующими «телами» (проблема реинкарнации и т.п.) . Это уже вопросы конкретно-научного, а не философско-онтологического исследования.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 45-47; его же. Вселенная философа. Второе издание, исправленное и дополненное. СПб. 2008. С. 63-65.