в фундаментальной онтологии Хайдеггера служат для выражения основных характеристик человеческого существования (например, "забота", "страх", "смерть" и др.)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ
Экзистенциалы
Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ
(Existenzialien) — способы человеческого существования, категории человеческого бытия; у Хайдеггера это прежде всего страх, затем — бытие-в-мире, забота, понимание, настроенность, заброшенность (см. также Экзистенцфилософия).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Экзистенциал
бытийная черта присутствия, элемент экзистенциальности, полученный из анализа экзистенции. Противоположность – категория, которая относится к наличности также, как экзистенциал – к экзистенции. Различая категории и экзистенциалы, Хайдеггер вводит что-то вроде философской грамматики - вся система понятий делится по принципу одушевленности - неодушевленности. Важнейший экзистенциал – “бытие-в”, означающий “быть при…”, “быть доверительно близким с…”, - в противоположность категории “быть в”, означающее чисто пространственное отношение (“вода в стакане”).
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
Экзистенциал
В представлениях об Э. еще больше неопределенности и разночтений, чем в понимании экзистенции. Э. характеризуют как элемент экзистенции и, в то же время, как средство ее истолкования, как результат всматривания и вслушивания в событийность вот-бытия (хайдеггеровское понимание экзистенции). По Хайдеггеру категории имеют дело с наличным бытием, т.е. с чем-то застывшим, а Э. – с тем, что во времени. Например, вода в стакане – наличное бытие (существование в терминологии Хайдеггера), а забота, решимость и т.п. суть экзистенциалы. С точки зрения коррелятивной онтологии, для которой субъективная реальность не сводится к ее человеческому модусу, Э. есть такая форма идеального освоения бытия, которая адекватна всеобщему именно в субъективной реальности, т.е такому всеобщему, которое уже не схватывается полностью научным познанием, хотя последнее в лице философской онтологии как науки обозначает рамки применимости Э. Категории фиксируют всеобщий каркас бытия в целом, Э. используются там, где внутри этого каркаса проявляются субъективность и неопределенность. Э. хороши в философской поэзии, эссе, публицистике и там, где категориальный уровень еще не достигнут. Между категориями и Э. уместно отношение взаимной дополнительности, а не противополагащее соперничество.
Источник: Философские категории авторский словарь
ЭКЗИСТЕНЦИАЛ
экзистенциалия (от позднелат. exsistentia – существование), – термин, введенный Хайдеггером в работе "Sein und Zeit" вместо традиционного филос. термина категория. Последняя, в зависимости от содержания филос. концепций, обозначала либо наиболее общие формы бытия (Аристотель), либо осн. формы деятельности рассудка (Кант). Согласно Хайдеггеру, независимо от того, понимаются ли категории онтологически или гносеологически, они по самой своей природе предполагают разделение всего сущего на субъект и объект и не могут ухватить того изначально нерасчлененного целого, из к-рого исходит экзистенциальная онтология Хайдеггера. Для постижения этой целостности необходимо создать новые средства – понятия особого рода. Такими понятиями – Э. – у Хайдеггера являются "бытие-в-мире", "бытие-с-другими", "забегание- вперед", "страх", "решимость" и т.д. Э. выражают модусы бытия мира в его неразрывной связи с бытием человеч. сознания или, что то же самое, модусы бытия человеч. сознания в его слиянности с миром. Расчленение единой целостности – человека-мира – на ее различные аспекты и описание каждого из них так, чтобы не терялась из виду вся целостность – такова задача экзистенциальной аналитики "здесь-бытия" (Dasein), как ее изложил Хайдеггер в "Sein und Zeit". Нек-рые представители экзистенциальной философии, напр. Ясперс и его последователи, неодобрительно отнеслись к намерению Хайдеггера построить систему Э., усматривая противоречие в этой попытке систематически описать структуру реальности, иррациональной и не поддающейся систематизации. Хайдеггер сам впоследствии отказался от этой задачи: в более поздних работах он не употребляет больше понятия Э. Восходящий к Кьеркегору способ философствования и введенный Хайдеггером ряд осн. Э. был впоследствии заимствован др. экзистенциалистами – Ж. П. Сартром, М. Мерло-Понти, О. Больновым и др. П. Гайденко. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.