Экзистенциализм в эстетике
Экзистенциализм в эстетике
субъективно-идеалистическая теория искусства и художественного творчества. Представлена взглядами нем., фр. и др. экзистенциалистов (К. Ясперс, «Стрилдберг и Ван-Гог», 1922; Г. Марсель, «Экзистенция и человеческая свобода у Ж.-П. Сартра», 1946; А. Камю, «Речь в Швеции», 1957). Впервые экзистенциалистские идеи появились в сонетах и элегиях австр. поэта Рильке (1875—1926); позднее они проникли в искусство и литературу мн. буржуазных стран. Наиболее ярко эти идеи воплощены в произведениях Камю («Чума», «Чужой»), С. де Бовуар («Все люди смертны», «Кровь других»), Сартра («Дороги свободы», «Дьявол и боженька», «Тошнота» и др.). Согласно экзистенциалистской эстетике, объектом художественного изображения должны стать «озарение экзистенций» (т. е. иррациональное переживание индивида) и явления, вызывающие это «озарение». Призывая художников воспроизводить низменные побуждения и «теневые стороны» человеческого существования, эстетика «атеистических» экзистенциалистов смыкается с натурализмом. По мнению «религиозных» экзистенциалистов, искусство является «шифром»«— знаком потусторонних сил, «промежуточным царством» между миром я «божественным единством», совпадением «религиозного и эстетического опыта». Талант художника экзистенциалисты оценивают по тому, как художник «рассказывает шифрами об экзистенции, самобытности индивида и его пограничных ситуациях». Осн. назначение искусства они усматривают в пробуждении подсознательных переживаний личности. Эстетика экзистенциализма отражает духовное вырождение совр. буржуазии.
Источник: Философский словарь. 1963
Экзистенциализм в эстетике
от лат. existentia — существование) Эстетическое течение, являющееся органической частью экзистенциальной философии. Как самостоятельное философско-эстетическое направление Э. возник в Германии после Первой мировой войны, в кризисный период европейской истории, потрясший основы классической культуры, пошатнувший прогрессистско-оптимистическую концепцию мирового развития, официальную либерально-христианскую доктрину, веру в разум, гуманизм, научно-технический прогресс. Пик популярности Э. в Западной Европе пришелся на первые десятилетия (40-60-е гг.) после окончания Второй мировой войны, когда он приобрел политизированный характер. Э. обратился к конкретному человеку с его трагическим мироощущением, чувством одиночества, заброшенности, тоски, отчаяния, что возвело его в ранг «единственной философии человека XX в. и утвердило в статусе нового мировоззрения либеральной интеллигенции. Однако близкие Э. идеи высказывались задолго до этого. Его непосредственные духовные предшественники — С. Киркегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль. Противопоставив панлогизму, гегелевской «системе» ускользающую от абстрактного мышления экзистенцию, Кьеркегор определил ее как «внутренний», вненаучный иррациональный способ самопознания, восхождения к подлинному существованию эстетическим, этическим и религиозным путями. Э. усвоил также феноменологический метод Гуссерля, в особенности его концепцию интенциональности сознания, оказавшую существенное влияние на экзистенциалистскую концепцию художественного воображения. Э. разделяется на две большие ветви — религиозный (Н. А. Бердяев, К. Ясперс, П. Тиллих, Г. Марсель, М. Мерло-Понти и др.) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар и др.). Значительной спецификой обладают его варианты в разных странах — России (Л. И. Шестов, H. A Бердяев), Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер), Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар, Г. Марсель, М. Мерло-Понти), Италии (Н. Аббаньяно, Э. Пачи, А. Ведальди), Испании (М. де Унамуно, X. Ортега-и-Гассет), США (Дж. Уальд, У. Баррет, К. Ренгардт), Японии (Н. Китаро, В. Тэцуро), Индии (Г. Датт, Д. Кришна). В Э. усилились характерные для XX в. тенденции эстетизации философии, стирания граней между философией и искусством. Не случайно крупные экзистенциалисты при изложении своих теоретических концепций обращаются к традициям эссеистики, романной, драматургической, притчевой формам (романы «с двойным дном» Сартра, Камю), поэтическим медитациям (Хайдеггер), анализу художественного творчества и творческого процесса (Бердяев, Шестов, Сартр, Марсель, Хайдеггер). В центре их внимания — трагическое, пессимистическое мироощущение личности как носителя несчастного, разорванного сознания, которому открылась абсурдность существования как бытия-к-смерти, превращающего человека в «мертвеца в отпуске», а жизнь — в «колумбарий, в котором гниет мертвое время» (А. Камю). Человек заброшен в существование, обречен на экзистенцию, пограничную ситуацию выбора; его существование предшествует сущности, обретаемой лишь в момент смерти. Мир — косное, враждебное личности бытие-в-себе; отчуждение непреодолимо. Трагичность человеческого удела выражается в категориях обыденного сознания, возведенных в ранг философских концептов: страхе (Ясперс, Хайдеггер), тошноте, тревоге (Сартр), тоске, скуке (Камю). Онтологический смысл подобных метафизических состояний заключается в столкновении сознания с головокружительной воронкой бытия, бездной ничто. Для религиозно настроенных экзистенциалистов это — прорыв, «окликание бытия», возможность обретения его трансцендентного измерения, подлинного существования в Боге; возвышенное искусство, трагедия — отсылающая к Богу «метафизическая шифропись» (К. Ясперс), сохраняющая связь с культовым действом. Для атеистов — свидетельство «смерти Бога», обессмысливающее бытие, обрекающее сознание на отталкивание от него, просверливание в нем «дырок». Художественное творчество в этом контексте — аскеза, подвижничество, сизифов труд, погоня за миражами, придание смысла бессмысленному (А. Камю) либо раскрытие смысла, когда художник выступает в роли медиума, а подлинным творцом произведения оказывается само бытие (М. Хайдеггер). Центральные для эстетики Э. проблемы воображения, свободы творческого акта, равнозначности всех выборов оказали существенное влияние на поэтику театра абсурда и «нового романа». В современный художественный менталитет вошли как идеи ангажированности творчества, ответственности художника, так и нонконформистская концепция «бунтующего искусства», легшая в основу контркультуры, леворадикальных тенденций в искусстве и эстетике последней трети XX в. Лит.: Современный экзистенциализм. М., 1966; Проблема человека в западной философии. М., 1988; Исаев С. А. Эстетика экзистенциализма // История эстетической мысли. Т.5. М., 1990; Existentialism and Phenomenology. A Guide for Research. N.Y., 1978. H. M.