ХАЙДЕГГЕР М.: ВРЕМЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

Найдено 1 определение
ХАЙДЕГГЕР М.: ВРЕМЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Философское учение М. Хайдеггера, получившее название экзистенциализма, выдвинуло на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия и сделало объектом изучения единое, неразрывное совместное бытие человека и окружающего его непосредственно воспринимаемого и переживаемого мира. Бытие человека при этом рассматривается не с объективистской точки зрения внешнего наблюдателя, а с субъективистской позиции самого человека. При таком подходе оказывается неадекватным разработанный человечеством понятийный аппарат и прежде всего система наиболее фундаментальных философских категорий. Человек здесь не объект, изучаемый извне, а сам здесь-и-теперь присутствующий субъект познания, который не может полностью себя отделить от воспринимаемого и переживаемого им мира и осознавать себя физическим телом. Поэтому человека, с позиции которого познается как само его бытие, так и мир, в котором он живет и который воспринимает и осознает, Хайдеггер обозначает трудно переводимым термином Dasein, фиксирующим в себе непосредственно «здесь» (“Da-”) и «присутствие» (“-sein”) в едином лице объекта и субъекта познания. Вполне естественно, что при таком подходе и сам «мир», с которым имеет дело Dasein, уже не тот объективно-реальный мир, который познают естественные науки и который в общих чертах описывается философскими категориями. Отсюда необходимость разработки нового понятийного аппарата, в котором фиксировались бы не свойства и отношения противостоящих друг другу объективного материального мира и познающего его субъекта, а раскрывались бы объективно-субъективное содержание и смысл воспринимаемых, переживаемых и осознаваемых человеком объектов, процессов и событий «мира», которые непосредственно даны ему в качестве феноменов сознания. Вместо традиционных философских категорий Хайдеггер вводит экзистенциалы - понятия, в которых «мир», включающий в себя и самого Dasein, предстает как объективно-субъективный человеческий мир. Категориальное обновление знаний человека о себе и окружающем его мире как бы автоматически реализует сложную, многоступенчатую и трудную для человека феноменологическую редукцию. При этом Dasein как субъект познания оказывается не в феноменальном мире чистого сознания, отрешенного от внешнего объективно-реального мира и от самого человека как материального существа, что имеет место в феноменологии Гуссерля, а в феноменальном мире «реальной действительности», в который «брошен» Dasein и в котором протекает его «бытие-в-мире». Эти феноменальные миры гуссерлевской феноменологии и хайдеггеровского экзистенциализма с точки зрения временных характеристик отличаются тем, что в феноменологии основное внимание направлено на конституирование временных объектов в непосредственно текущих «теперь-точках» настоящего времени, обретающих временную глубину или протяженность за счет удержания еще не перешедших из оперативной в долговременную память цепочек ретенций и предвосхищения содержания еще не ставших «теперь» протенций, тогда как в экзистенциализме предметом внимания является бытие Dasein в широкой временной транспективе с разными уровнями осознания своего временного бытия и с разными вариантами ориентации в прошлое и будущее. То обстоятельство, что «мир», в котором описывается и изучается бытие Dasein (его «бытие-в-мире»), будучи субъективным миром феноменов сознания, не теряет связи с объективно-реальным миром, создает ложное впечатление будто экзистенциализм представляет собой новую онтологию, призванную преодолеть объективистские онтологии традиционных философских учений. Однако в действительности экзистенциализм - это субъективистское философское учение, направленное на познание внутреннего субъективного мира человеческого сознания, но, в отличие от субъективно-идеалистических учений, обладает возможностью адекватно учитывать объективно-субъективную природу «мира»1. Воспринимая «мир» через призму собственного бытия в нем, Dasein не может взглянуть на этот мир извне, с объективистской гносеологической позиции, в силу чего и время, в котором существует «мир», оказывается собственным субъективным бытийным временем Dasein. В феноменальном мире Dasein время возникает вместе с возникновением Dasein и прекращает свое существование с его смертью. Время Dasein «временит время» мира. Таким образом, у Хайдеггера время как фундаментальная характеристика мира, в котором экзистирует Dasein, возникает и существует вместе с Dasein. Протяженное в прошлое и будущее время связано с бытием Dasein и представляет собой его экстазы, т.е. связанные памятью и ожиданием предстоящих событий эмоционально насыщенные выходы за пределы текущего настоящего времени. В таком подходе к проблеме времени имеется определенное рациональное зерно, заключающееся в том, что у человека действительно имеется бытийное субъективное время, в котором и через которое он переживает и осознает свое временное бытие, протяженное в прошлое и будущее. Однако будучи вынужденным анализировать проблему времени в условиях отсутствия знаний о материально-идеальных информационных основах и механизмах субъективного времени и закономерностях связи субъективного переживания времени с течением объективного физического времени материального мира, Хайдеггер не мог адекватно раскрыть объективно-субъективную природу времени. См.: «Субъективное время»; «Гуссерль Э.: время в феноменологии». Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен