ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ
(от лат. ex(s)isto — существую; от позднелат. ex(s)istentia) — способы существования человека и выявления сущностных характеристик Я; категории чел. бытия; ценностные узлы, квинтэссенции смыслов, целей, стремлений людей; мировоззренческие конструкции, к-рые задают параметры чел. существования в мире. Отличительная черта Э. — потенциальность парадоксального трагизма, абсурда, алогичности бытия, поэтому средствами их описания зачастую выступают парабола, метафора, символ и т.п. Э. характеризуются следующими особенностями: 1) изначальная неопределенность; 2) антиномичность, со-присутствие взаимоисключающих, полюсно-напряженных, «пограничных» ситуаций (напр., жизнь—смерть); 3) постоянная оппозиция объективистскому детерминизму (все происходит и утверждается в потенциальности вопреки необходимости); 4) про-живание Э. как проверка и построение целостности «Я» (утверждение права Эго на существование); 5) напряженное, трагическое самооткрытие аксиологического значения и измерения (само экзистенциальное бытие доценностно, но инициирует аксиологические усилия человека); 6) важность присутствия внешне «случайных» деталей, вырастающих до основополагающих символов; 7) принципиальная не-структурованность, не-иерархичность. Э. выступают проявлениями фундаментальной экзистенциальной (наряду с природной, соц., культ.) ипостаси человека; несводимы к ценностному; сопровождают, не сливаясь, обыденное, повседневное; осознаются как средство защиты «Я» от самого себя; преобразуют внешн., произвольное во внутр., органичное человеку; явл. предпосылкой познания личностью подлинности бытия; служат условием адекватности человека самому себе, самопознания, самоопределения, самопроектирования и самореализации индивида; это — зеркало и полигон потенциальных особенностей человека. В зап. и отеч. филос. традиции выделяют т.н. «отрицательные» (одиночество, смерть, страх и др.) и «положительные» (вера, надежда, любовь и др.) Э., к-рые взаимосвязаны и переходят друг в друга, обнаруживая особую, отличную от рационально-понятийного способа бытия и познания, экзистенциальную диалектику. Наиболее полно Э. исследованы в экзистенциализме, согл. к-рому трансценденция укоренена в экзистенции как устремленность за пределы самого чел. существования и поиск индивидом бытия в процессе его вовлеченности в собственную конечность. Так, у Хайдеггера — это страх, бытие-в-мире, забота, заброшенность и др.; у Сартра — тревога; у Камю — тоска; у Франкла — духовность, свобода, ответственность и т.д. Лит.: Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998; Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени. Екатеринбург, 2001; Камю А. Бунтующий человек. М., 1990; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1992; Jaspers K. Vernunft und Existenz. Bremen, 1949. Р.А.Бурханов, А.С.Гагарин
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь