ЭКОНОМИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЭКОНОМИЯ
греч.) - домашнее хозяйство, хозяйствование, наука о хозяйстве. Принципы хозяйствования: добиться наилучших результатов при минимальной затрате средств, достигнуть цели, приложив минимум усилий (однако эти условия должны быть достаточными, чтобы не стать затраченными впустую). В философии "экономия мышления" - желание охватить максимум предметов мысли (познания), затратив минимум мыслительных средств (понятий, суждений). Этот принцип Авенариус ("Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил", 1876) и Max ("Die цkonomische Natur der physikalischen Forschung", 1882) считают осн. принципом всякого мышления и научного труда и полагают, что он, собственно, характерен для организованного, целенаправленного и осмысленного метода исследования современных наук о фактах; см. также&Минимум. Маркс ("К критике политической экономии", 1859) говорит об экономической структуре общества, имея в виду совокупность производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения (что имеет решающее значение для марксистской теории) не зависят от человеческой воли. Они соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Экономическая структура, согласно Марксу, представляет собой реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки (см. Идеология) духовная жизнь общества с ее продуктами (наукой, искусством, правом, политикой, конституцией и т. п.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭКОНОМИЯ
(Ökonomie; греч.) — домашнее хозяйство, хозяйствование, наука о хозяйстве, которая на стадии своего сегодняшнего развития использует математические методы, статистику, исследования в области формирования теорий, а также прогнозов и планирования. В философии «экономией мышления» называется стремление охватить максимум предметов мысли (познания), затратив минимум мыслительных средств (понятий, суждений). Этот принцип Авенариус («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил», 1876) и Мах («Die ökonomische Natur der physikalischen Forschung», 1882) считают основным принципом всякого мышления и научного труда и полагают, что он, собственно, характерен для организованного, целенаправленного и осмысленного метода исследования современных наук о фактах; см. также Минимум. — К. Маркс («К критике политической экономии», 1859) говорит об экономической структуре общества, имея в виду совокупность «производственных отношений» (в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими). Эти отношения — что имеет решающее значение для марксистской теории — существуют независимо от человеческой воли. Они соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Экономическая структура, согласно Марксу, — это реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки (см. Идеология) духовная жизнь общества с ее продуктами (наукой, искусством, правом, политикой, конституцией и т. п.). Марксово экономическое учение уже не годится для построения сегодняшней продуктивной хозяйственной системы, но оно сохранило значение в утопическом мышлении молодежи, для таких форм общества, при которых государство регламентирует экономику, например для государственного капитализма.
А. Berle. Die Kapitalist. Revolution des 20. Jh.s, 1958; C. E. Weber. Die Kategorien des Ökonom. Denkens, 1959; G. Zimmermann. Sozialer Wandel u. Ökonom. Entwicklung, 1969; C. Rolshausen. Rationalität u. Herrschaft, 1972; M. Godelier. Horizon, trajets marxistes en anthropologie, dt. 1973; E. Waibl. Ö. u. Ethik, 1984; J. Buchanan. Liberty, Market and State. Brighton, 1986; J. Starbatty (Hg.). Klassiker des Ökonom. Denkens, I—11,1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭКОНОМИЯ
греч. - управление, устройство) - термин, используемый в современной философии для описания способа связывания упорядоченных и неупорядоченных частей целого. Исследование Э. целого обнаруживает в нем уклонения от единой логики, так что целое предстает в своей не-целостности, не-себетождественности, как саморазрушающееся. Э. целого можно описать как "игру без правил", порожденную борьбой противоположных до несопоставимости принципов и порождающую избыточное производство не" сводимых друг к другу частей целого, само существование которого ставится под вопрос. Современное понимание термина Э. преемственно связано с понятием "политическая экономия", введенным в 1615 г. А. Монкретьеном и в наше время постепенно вытесняемым термином "экономика". Политическая Э., наука, призванная послужить теоретическим основанием для разработки системы мер по поддержанию государственного, а позднее - общественного, благосостояния, поставила проблему нищеты и богатства и в ходе ее решения не могла не определять - по крайней мере имплицитно - устройство мирового порядка. Формирование современного понимания термина Э. идет по мере развертывания двустороннего процесса гуманитаризации экономического знания и расширительного толкования экономических понятий; однако исходной точкой этого процесса остаются теории политической Э. XVI - XVIII вв.
Первой по времени возникновения системой политической Э. был меркантилизм (У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен, Ж. Б. Кольбер и др.), представлявший собой учение о необходимости государственного регулирования экономики и эволюционировавший от убежденности в том-, что государственное богатство создается путем накопления драгоценных металлов (система "денежного баланса"), к созданию теорий, предписывавших поддержание (активного торгового баланса) во внешней торговле. Связав обогащение с неэквивалентным обменом, меркантилизм поставил, но не разрешил вопросы о всеобшем источнике богатства и о происхождении меновых пропорций. Физиократы (Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, В. Р. Мирабо и др.), с XVIII в. противостоявшие меркантилизму, решали вопрос о всеобщем источнике богатства, усматривая этот источник в производящий силе природы, и связывали общественное благосостояние с соблюдением принципа "laissez-faire" (или "laissez-passer"), предполагавшим невмешательство государства в "естественный порядок" и позволявшим связанному с землей производителю поступать по собственному усмотрению, не опасаясь государственного вмешательства в свои дела. В теориях физиократов хозяйство общества предстает сложноорганизованной системой, зависящей от производящей силы природы и не поддающейся государственному контролю. Проблема происхождения меновых пропорций, поставленная меркантилизмом и исследованная физиократами, повлияла на формирование классической школы политической Э. (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Р. Мальтус, Дж. Ст. Милль и др.), предложившей решение этой проблемы в виде теории, согласно которой меновая стоимость товара определялась количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство, и противопоставлялась потребительной стоимости, или сумме полезных свойств товара. Созданная классической политической Э. трудовая теория стоимости усматривала источник богатства в производительном труде и считала разделение труда всеобщей формой сотрудничества людей. Поскольку эта теория была связана с восприятием общественно необходимого труда как исчислимого количества, сущность человеческой деятельности усматривалась в однообразных, повторяющихся действиях, а общественный порядок отличался единой логикой. Односторонность таких представлений, еще возросшая после того, как К. Маркс и его ученики произвели различение субстанции стоимости и форм ее проявления, вызвала к жизни школы политической Э., подвергшие острой критике классическую для этой дисциплины теорию.
Критикуя классическую политическую Э. за неисторичность, представители старой (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс и др.) и новой (Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт, М. Вебер и др.) исторических школ резонно указывали на необходимость учитывать влияние культурных традиций на общественное производство. Подобным же образом институционализм (Т. Веблен, Дж. Р. Коммонс, У. К. Митчелл, Дж. Хобсон и др.) подчеркивал влияние, оказываемое на общественное сформировавшими производителя социальными институтами. Наконец, маржинализм (К. Менгер, О. Бем-Баверк, А. Маршалл и др.) взамен классической теории предложил теорию стоимости как "предельной полезности", исходящую из того, что, поскольку по мере удовлетворения потребности возрастает "степень насыщения", а величина конкретной полезности (степень "настоятельности потребности") падает, то ценность блага определяется полезностью "предельного экземпляра", удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. Подобно исторической школе и институционализму, маржинализм представлял собой попытку нового обоснования экономической теории, исходящего из определения человеческой деятельности как новаторской по сути, из восстановления в своих правах морали свободного выбора и из понимания общественного устройства как принципиально неоднородного.
Политическая Э., близкая стандартам точной науки, во второй половине XIX в. находилась в самом центре споров о теоретических основаниях становящихся социальных наук, и потому критика классической политической Э. изнутри самой этой дисциплины дополняется и развивается критическими замечаниями по адресу политической Э., высказанными представителями других общественных наук. Так, когда основатель институционализма Т. Веблен в своей теории праздного класса рассматривает противоположность производительного труда и демонстративного потребления в современном обществе как институционально закрепленное извращение инстинкта изобретательства, присущего людям, его слова созвучны внешней критике политической Э. Называя политическую Э. изуродованной социологией, Г. Тард обосновывал свое мнение тем, что теория политической Э. чревата некритическим смешением подражания и изобретения. Политическая Э. рассматривает полезность и богатство, исследованием происхождения которых она и занимается, как количественные понятия, однако подлинно количественными (хотя вопрос об их измерении и не стоит) являются верования и желания, порожденные изобретением и порождающие труд, суть которого - подражание. С т. зр. Тарда, Э. полезности и богатства обоснована Э. верований и желаний с ее идеалом: "Получение максимума удовольствия с минимумом страданий". Сходным образом оценивает политическую Э. и Г. Ле Бон, подчеркивающий значение умственных способностей (т. е. способности к изобретению) как источника богатств и определяющий капитал как накопившуюся сумму не столько физического, сколько умственного труда. На рубеже XIX и XX вв. происходит перенос термина Э. в социологию и социальную психологию, сопровождающийся его переосмыслением.
Оправданность такого переосмысления подтверждается этнографическими исследованиями хозяйства архаических обществ. В знаменитом "Очерке о даре" М. Мосс исследует обычай потлача, или "тотальных поставок агонистического типа", суть которых заключается в обмене между племенами и кланами, сопровождающемся ожесточенным соперничеством в расточительстве и потому - уничтожением богатств. По мнению Мосса, в основании этого обычая лежит Э. дара, обусловленная обязанностями давать, получать и возмещать и ставящая своей целью не накопление, а жертвование и расточение ради завязывания межклановых и межплеменных связей. Мосс, как и некоторые другие этнографы первой четверти XX в. (например, Б. Малиновский), считает, что архаическая экономика принципиально отличается от современной, но в то же самое время именно Э. дара делает возможным существование хозяйственных систем, описываемых современной политической Э. и нацеленных на получение пользы и приобретение богатства.
В то же время термин Э. распространяется и за пределы рассуждений о хозяйстве и обществе и уже в конце XIX в. используется при описании морали, обосновывающей экономические принципы. Ф. Ницше в полемическом сочинении "К генеалогии морали" упоминает о возможности рассмотрения аффектов ненависти, зависти, алчности, властолюбия в качестве необходимых частей "общей экономии жизни", и это упоминание позволяет ему подойти к общей идее "Генеалогии морали", т. е. к вопросу о возможности существования принципа, который был бы антитетичен (враждебен, противоположен) аскетическому принципу. Уже в первых психоаналитических работах 3. Фрейда заявляет о себе экономическая т. зр., заключающаяся в рассмотрении психических процессов как процессов обмена и перераспределения энергии влечений. Направляющий психические процессы к устранению неудовольствия и получению удовольствия принцип удовольствия регулирует обмен и перераспределение энергии автоматически, поскольку неудовольствие соответствует повышению, а удовольствие - понижению возбуждения. Но сам принцип удовольствия обусловлен принципом постоянства, и оттого "по ту сторону принципа удовольствия" и принципа реальности, ему противостоящего, находится влечение к смерти, проявляющееся в форме стремления повторять прежние состояния, поддерживать постоянное количество возбуждения, но по сути дела представляющее собой стремление к ситуации "до рождения"; итак, эпикурейская Э. удовольствия обоснована Э. смерти. Как в исследованиях экономических принципов, так и в исследованиях лежащей в их основании морали происходила ревизия теорий политической Э. и формировалось современное понимание термина Э.
Темы подражания и изобретения, накопления и расточительства, поставленные самим ходом критики политической Э., были развиты и переосмыслены Ж. Батаем, сформулировавшим современное понимание Э., в первую очередь, в книге "Проклятая доля", на страницах которой осуществляется, по словам автора, "коперниканский переворот" в политической Э. - переход от ограниченной Э. к Э. всеобщей. Всеобщая Э. - это Э. расточительства с ее главной проблемой избытка, противостоящая ограниченной Э. с ее главной проблемой недостатка. Изначальным источником нашей энергии (нашего богатства) служит излучение Солнца. Солнце, создающее жизнь на Земле, представляет собой в то же время серьезнейшую проблему для этой жизни, поскольку энергия, изливаемая им на живую материю, чрезмерна, избыточна. Настоящей экономической проблемой, заключает Батай, следует считать не нищету и недостаток, но богатство и избыток. Решение этой проблемы - демонстративное потребление, тотальные поставки агонистического типа, жертвоприношения, любые виды роскоши и излишества - во всеобщей Э. впервые предстает социально-экономической необходимостью. Вся избыточная энергия, неспособная воплотиться в рост организма или группы, если не будет растрачена, приведет к "ожирению" или к взрыву, к застою или к гибели. Когда система не способна превратить избыток в рост, прибыль теряется, но если она не способна также и растратить избыток, наступает катастрофа, крах системы. Соединив мифологемы традиционной политической Э. с внеэкономическими теориями Э., Батай сформулировал вариант теории организации, которая была применена им самим к исследованию соотношения однородного и инородного в обществе, к интерпретации понятия тотальности в гегельянстве, к оценке эротизма и т. п., а ныне широко применяется многими философами и социальными теоретиками (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье и др.).
С. А. Никитин

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

2011. 03. 020. Юсофф К. Биополитическая экономия и политическая эстетика климатического изменения. Y

Л.С. Л.С.
Читать PDF
0.00 байт

Биополитика, мессианизм и экономия спасения в философии Джорджо Агамбена

Сивков Денис Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Юсофф К. Биополитическая экономия и политическая эстетика климатического изменения

Скворцов Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

Политическое событие как экономия и предел власти: опыт категоризации

Аксеновский Дмитрий Иванович
A political event is not only a sign of practicing power, but the method of power economy through constructing special rationalization.
Читать PDF
0.00 байт

МЕЙЯСУ И ЭКОНОМИЯ КОНЕЧНОСТИ

Кралечкин Дмитрий
В статье реконструируется общая философская экономия онтологии конечности, за пределы которой намеревается выйти Мейясу.
Читать PDF
0.00 байт

Государство как политический инструмент социально-экономического освобождения человека (политическая

Чанышев А. А.
Одним из первых критиков противоречий «глобального» мира был Фихте. В этом смысле проблематика фихтеанской концепции остается принципиально значимой для современной политической теории.
Читать PDF
0.00 байт

Структура теории управления социально-экономическими системами

Новиков Дмитрий Александрович
Рассмотрена структура теории управления социально-экономическими системами, компонентами которой являются: предметы управления; схема управленческой деятельности; критерии эффективности управления; методы (виды), типы, формы, усло
Читать PDF
0.00 байт

Модернизация в свете анализа виртуальных аспектов современной экономики

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматривается ряд точек зрения мыслителей второй половины ХХ в. на современную экономику как виртуальный феномен.
Читать PDF
0.00 байт

Культура. экономика. власть (конфликт или конвергенция?)

Диденко В. Д.
Проблема соотношения таких социальных явлений, как культура, экономика и власть актуализируется тем обстоятельством, что долгое время в нашей обществоведческой науке доминантным остается представление о приоритете материальной жиз
Читать PDF
0.00 байт

Лингво-когнитивное моделирование метафорики финансово-экономического дискурса в масс-медийной коммун

Гайнаншин М. Ф.
На основе метафорических словоупотреблений в составе финансово-экономических спецтекстов, функционирующих в современных англоязычных СМИ, в данной статье рассмотрена система моделей метафоризации и описана структура фреймов финанс
Читать PDF
0.00 байт

Социально-философский анализ экономического сознания

Овруцкий Александр Владимирович
Рассмотрена категория экономического сознания как ключевая категория социальной философии.
Читать PDF
0.00 байт

О знаковом характере современной экономики

Атанов Андрей Алексеевич
Проведен анализ определенностей современного мира. Рассмотрено понятие стоимости как онтологической определенности экономического качества действительности. Сформулированы подходы к установлению знакового содержания экономики.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика управления социально-экономическими системами в нестабильной внешней среде

Никитина Юлия Анатольевна, Корниенко Анатолий Васильевич
Исследуется специфика управления социально-экономическими системами в нестабильной внешней среде. Показано, что она не только детерминирует повышенную сложность управления, но и открывает новые возможности в данной сфере.
Читать PDF
0.00 байт

Философия и экономика в антропологической перспективе

Атанов Андрей Алексеевич
Составлена рецензия на книгу И.А. Сафронова и Д.Ю. Миропольского «Философия. Человек. Экономика» (СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2001). В книге рассматривается взаимодействие философии и экономики.
Читать PDF
0.00 байт

Гендерные проблемы адаптации этнического поведения к меняющимся социально-экономическим условиям (на

Шаожева Наталия Анатольевна
Рассматриваются вопросы, связанные с определением адаптивных механизмов социальной коммуникации женщин. Также определены детерминанты эволюционирования традиционных гендерных систем.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

    экономическая наука, занимающаяся исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества, изучающая ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связ
  • МЫШЛЕНИЯ ЭКОНОМИЯ

    (Denkökonomie) — принцип объяснения рационального функционирования мышления, который понимается как частный случай принципа наименьшей меры сил (наименьшего действия); как идеал простоты встречается
  • ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ ЭКОНОМИКА ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

    [англ. information economy; knowledge economy] – экономика, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и з
  • ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 г

    произведение К. Маркса, написанное в апреле—августе 1844 в Париже (Парижские рукописи). Впервые частично увидели свет на русском языке в Москве в 1927, целиком на немецком языке были опубликованы в 1932
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857-1859 гг

    произведение К. Маркса, которое представляет собой подготовительные материалы к «Капиталу». Впервые увидели свет в Москве в 1939 на немецком языке (Marx K. Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie). Ha русском языке был
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг

    работа К. Маркса, известная на языке оригинала под назв. "Grundrisse der Kritik der politischen Oekono-mie" (В., 1953, M., 1939). Представляет собой первый из трех вариантов "Капитала". В "Э. р." Марксом изложена большая часть его фу
  • История экономического анализа

    «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» («History of Economic Analysis») — незавершенный труд известного австрийского экономиста и социолога Йозефа Алоиза Шумпетера (1883—1950), начатый в 1930-е и опубликованный посмерт
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

    средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей.
  • Экономическая борьба рабочего класса 

    классовая борьба против буржуазии за улучшение условий жизни и труда. В отличие от политической борьбы рабочего класса, которая преследует цель ликвидации капиталистической системы эксплуатаци
  • БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

    Der Bourgeois, работа Д. Зомбарта (нем. изд. Munch.—Lpz., 1913; рус. изд. 1924; 1994). В книге исследуется существо «капиталистического духа» и его носителя — «буржуа», причем само понятие «капитализм» получает расшир
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

    теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соеди
  • Основные проблемы экономической статики и динамики: предварительный эскиз

    «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИКИ И ДИНАМИКИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭСКИЗ» — неоконченный труд русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева, созданный в период его заключения в Бутырс
  • Экономическое соревнование двух систем 

    важная черта взаимоотношений между социализмом и капитализмом в главной сфере человеческой деятельности — экономике, не исключающая возможности их сотрудничества. Историческую неизбежность дл
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

    способ организации производства, при котором затраты на производство определенного количества продукции минимальны.
  • ВВЕДЕНИЕ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

    одна из наиболее известных работ К. Маркса, написана в сентябре 1857 (рус. пер. 1922; см.: Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 709—38), представляет собой начало экономических рукописей («Основные черты критики п
  • КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

    рукопись К. Маркса 1857-58, первоначальный вариант «Капитала», опубл. в 1939 в Москве на языке оригинала под редакц. назв. «Grundrisse der Kritik der politischen ?konomie (Rohentwurf)» [«Осн. черты критики политич. экономии (черново
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП

    субъективно-идеалистическое положение, по к-рому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом (“Принцип сохран
  • ЭКОНОМИИ ПРИНЦИП

    одно из осн. положений учения австр. философа, физика Э.Маха, согл. к-рому наука должна ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии, т.е. стремиться к экономии мысли, исслед
  • ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ

    редакционное название, под к-рым была опубликована и получила известность работа К. Маркса, написанная в Париже летом 1844. Авторское название в дошедшей до нас рукописи не сохранилось. Как видно из
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  КРИТЕРИИ  ТЕХНИКИ  

    показатели  экономической  эффективности  технических  систем,  к  которым  относятся:  1)  критерий расхода  материалов,  равный  отношению  массы  изделия  к  его  главному  показателю эффек