История экономического анализа
История экономического анализа
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» («History of Economic Analysis») — незавершенный труд известного австрийского экономиста и социолога Йозефа Алоиза Шумпетера (1883—1950), начатый в 1930-е и опубликованный посмертно в 1954; рус. пер. в трех томах — СПб., 2001). Книга охватывает практически всю историю экономической мысли — от греко-римского периода до кейнсианства и экономической науки в тоталитарных странах — в контексте развития других общественных наук, а также философии. Для философии науки наиболее интересна первая часть труда, в которой рассматривается предмет и метод экономической науки, анализируется структура экономического знания, его взаимосвязи со смежными науками, отношение экономической науки и идеологии в плане социологии знания. Шумпетер ставит проблему разграничения экономического анализа как собственно научной области, которая «вырабатывает специализированную технику поиска и интерпретации (анализа) фактов», и истории политической экономии и экономической мысли, основанных на ценностных и обыденных суждениях, на нормативных принципах, на идеологии. Значимость такого разграничения он показывает на примере трактата А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». «Мы рассматриваем его, поскольку политические принципы и рекомендации Смита — апология свободы торговли и пр. — не более чем поверхностная оболочка его великих достижений в области анализа... Нам интересно не то, за что он ратовал, а то, как он обосновывал рекомендуемую им политику и какие средства анализа использовал». Очевидно также, что анализ и экономическая мысль тесно переплетены, и изучение экономики в этом отношении представляет особую трудность, поскольку «здесь соотношение между обыденным и научным знанием смещено в сторону первого гораздо больше, чем в остальных областях научных исследований». Экономический анализ включает методы исторического, статистического и абстрактно-теоретического исследования. Он основан также на «видении», под которым Шумпетер понимает «преданалитический акт познания», позволяющий выстроить определенный набор взаимосвязанных явлений и представить в целом картину научного поиска. Видение может быть основано на ценностных суждениях и даже на идеологии, однако требования адекватности и логической последовательности позволяют с его помощью получать научные результаты и строить теоретические модели. И.В. Филатов