ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Политическая экономия
экономическая наука, занимающаяся исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества, изучающая ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния [19].

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
выражение, созданное в начале XVII в. писателем и экономистом Монкреть-еном («Трактат о политической экономии», 1615) для обозначения исследования, направленного на производство, распределение и потребление богатства. Хотя политическая экономия — по сути являющаяся ключом к пониманию эволюции и трансформации общества, — составляла объект философской рефлексии уже начиная с Юма, Бентамаи Джеймса Милля (XVIII в.), только Маркс и Энгельс сделали историю основополагающей темой философии, а политическую экономию — привилегированной наукой, единственно способной раскрыть перед нами истинные пути мировой эволюции. Сегодня, когда проблема французского «планирования» ставит теоретический вопрос об ассимиляции так называемых «капиталистических» обществ со структурой, напоминающей социалистическую, прогнозируя, что экономически стабильное общество будет представлять собой своеобразный синтез капиталистических обществ с коммунистическим идеалом, когда проблема «Общего рынка» влечет за собой, в конечном счете, проблему мирового равновесия, политическая экономия по-прежнему является чем-то вроде подзорной трубы, позволяющей философу вопрошать и познавать историю, как она позволяет политику ее предвидеть, принимать соответствующие меры и тем самым ее творить.

Источник: Философский словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
наука, изучающая законы, управляющие производством, обменом, потреблением и распределением материальных благ в обществе на разных этапах его развития. Термин “П.э.” образован из трех греч. слов: “политейа” — общественное устройство, “ойкос” — хозяйство, дом и
“номос” — закон. В букв, переводе он обозначает ведение общественного хозяйства. Некоторые предпосылки для возникновения такого экономического учения в виде методов рационального ведения домашнего
хозяйства появились еще в антич. мире. Как самостоятельная наука П.э. сформировалась лишь в период возникновения капитализма и образования централизованного рынка. Основоположником классической П.э. считают А Смита, создавшего представленную в его труде “Богатство народов” трудовую теорию стоимости. Дальнейшее всестороннее развитие эта теория получила в “Капитале” К. Маркса, где на основе теории прибавочной стоимости раскрываются механизмы капиталистической эксплуатации.
Если П.э. в целом изучает взаимосвязи и взаимодействие между различными подсистемами экономической системы и закономерности их функционирования и развития, то конкретные экономические теории анализируют процессы хозяйственной деятельности отдельных отраслей, объединений, фирм и предприятий. В этом смысле П.э. можно рассматривать в качестве методологии экономического исследования, дающую целостный, системный взгляд на процессы, происходящие в хозяйственной жизни общества. Таким образом, можно говорить о законах экономической жизни в разных социально-экономических формациях (первобытное общество, рабовладельчест-во, феодализм и капитализм). Однако такой общий подход явно недостаточен для анализа конкретных процессов и механизмов организации экономической жизни, которые нас больше всего интересуют практически. Именно поэтому в современных условиях главное внимание обращается не столько на общие экономические законы, сколько на эффективную организацию хозяйства в условиях, когда ресурсы общества становятся все более ограниченными. Такую отрасль экономической науки обозначают термином “экономике”. “Экономикс — это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различными индивидами и группами общества” (П. Самуэльсон, В. Норхауз).
Экономический анализ может осуществляться на разных уровнях исследования, начиная от изучения и оценки работы отдельного предприятия и фирмы и кончая деятельностью всей экономической системы в целом. В первом случае такой анализ осуществляется на уровне микроэкономики, во втором — макроэкономики. Как самостоятельное направление анализа макроэкономика сформировалась в 1930-е гг. в связи с Великой депрессией, возникшей в США и др. странах Запада. Классическая теория экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной ни объяснить причины возникшей депрес-
сии, ни указать пути выхода из нее. Предложенная Дж.М. Кейнсом теория рекомендовала выход из депрессии посредством регулирования экономики государством через снижение налогов и увеличение государственных расходов. Однако теория Кейнса оказалась неспособной ни предвидеть, ни объяснить новые экономические трудности, возникшие вследствие быстрого роста инфляции после Второй мировой войны. В связи с этим начинается критика кейнсианства и возникает новая, монетаристская, модель экономики, разработанная чикагской школой во главе с М. Фридманом. Основное различие между этими школами касается регулирования рынка государством. Кейнсиан-цы считают такое регулирование не только возможным, но и необходимым. Монетаристы, как и экономисты-классики, отвергают такое вмешательство и считают, что рыночный механизм в конечном итоге приведет экономику в равновесие.
Любое общество, организуя производство необходимых ему благ, сталкивается с тремя основными задачами. Какие товары производить и в каком количестве? Какие ресурсы и технологии использовать для производства? Для кого произвести товары и как распределить их между индивидуумами и группами? На протяжении всей истории можно выделить три основных типа организации хозяйства, или троякого рода ответы на поставленные вопросы. В архаических экономических системах далекого прошлого все решалось на основании многовековых обычаев и традиций. В командно-административной системе эти задачи решались государственными органами на основании директив и планов. В рыночной экономике вопрос “что производить” решается на основании спроса потребителей, а установившаяся цена товаров на рынке заставляет производителей искать наиболее эффективные способы их производства. Товары же распределяются между теми, кто в состоянии за них заплатить. Неравенство, возникающее при этом, может быть смягчено справедливой социальной политикой государства, в частности, путем установления соответствующей шкалы налогов.
Как и любая др. наука, теоретическая и прикладная экономика исходят из фактов, но они настолько многочисленны, что без их анализа, классификации и обобщения в эмпирических и теоретических законах невозможно не только строить прогнозы и установить тенденции развития экономической жизни, но просто-напросто разобраться в ней. Экономические законы принадлежат к социальным законам, и поэтому они не могут не отличаться от законов природы, поскольку люди в своей деятельности руководствуются определенными мотивами и стремлениями. Так, вступая в рыночной обмен, они защищают собственные интересы, преследуют личные цели, но, осознавая свои действия на индивидуальном уровне, они не могут предсказать, тем не менее, какая ситуация сложится на уровне надындивидуальном. В частности,
они не могут сказать, какая равновесная цена установится на рынке, ибо она складывается помимо их воли и сознания. Поэтому объективные экономические законы возникают как определенные тенденции в развитии хозяйственной деятельности общества в результате взаимодействия множества разнонаправленных целей, мотивов и интересов. От др. социальных законов они отличаются тем, что мотивация в экономической деятельности во многих случаях может быть измерена в деньгах и вследствие этого экономические законы являются более точными, чем др. социальные законы. Благодаря этому становится возможным измерение экономических переменных, а тем самым и построение математических и компьютерных моделей экономических процессов.
О Маркс К. Капитал. Т. 1—3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23—26; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 962;КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978; Самуэлъсон П., Норхауз В. Экономикс. М., 1992; Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М., 1996; Friedman М. & R. Free to Choose. New York, 1980.
Г.И. Рузавин

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ,
наука о законах, управляющих произ-вом, распределением и обменом материальных жизненных благ в человеч. обществе на различных ступенях его историч. развития, «... наука об условиях и формах, при которых происходит произ­водство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 153-54). В. И. Ленин характеризовал П. э. как науку о развивающихся исторически укладах обществ. произ-ва, дающую представление о его раз­личных системах и о коренных чертах каждой системы (см. ПСС, т. 4, с. 36), и указывал, что предмет П. э. «... вовсе не „производство материальных ценностей", как часто говорят (это - предмет технологии), а обще­ственные отношения людей по производству» (там же, т. 2, с. 195).
На основе изучения П. э., как отмечал Ф. Энгельс, возникло все содержание теории пролет. партии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 13, с. 490). Марксизм произвел революц. переворот в П. э., превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно науч. П. э., создав на месте II. э. собственности П. э. труда (см. К. Маркс, в кн. Марко К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 9).
П. э. как самостоят. область знания возникла в кон. 16 в., на заре капиталистич. эпохи. Представители бурж. классич. П. э. стремились вскрыть внутр. струк­туру капиталистич. нроизва. Историч. заслуга А. Сми­та и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начали трудовой теории стоимости. Представители бурж. классич. П. э. выявили целый ряд «естеств. зако­нов» капитализма, но они не понимали его исторически преходящего характера и не видели классовой борьбы внутри бурж. общества. С установлением господства буржуазии, выступлением рабочего класса на историч.арену и обострением классовой борьбы бескорыстные исследования в бурж. П. э. уступили место предвзятой апологетике. Обслуживая потребности хозяйствования монополий и экономич. политики капиталистич. гос-в (конкретные исследования, применение математич. ме­тодов и т. д.). бурж. П. э. по характеру объяснений обществ. отношений и тенденций развития капитализма всегда оставалась наукой апологетической. II. э.- наука классовая, партийная. Ленин считал, что ни одному бурж. экономисту, способному давать самые ценные работы в области фактич. спец. исследований, нельзя верить ни в одном слово, когда речь заходит об общей теории П. э. (см. ПСС, т. 18, с. 363).
Рычагом, при помощи к-рого марксизм революционизировал П. э., явилась материалистич. диалектика в целом и материалистич. понимание истории в особенно­сти. Методологич. основой марксистско-ленинской П. э. служит диалектич. и историч. материализм. По харак­теристике Ленина, в марксизме философия и П. э. «... связаны в цельное материалистическое миросо­зерцание» (там же, т. 25, с. 37).
Революц. переворот в П. э. охватил все содержание этой науки, начиная с понимания ее предмета. Пред­шественники Маркса ставили своей задачей исследова­ние «богатства». Источниками богатства поочередно объявлялись те или иные особые виды труда: земледе­лие, мануфактура, мореплавание, торговля и т. д., пока Смит не провозгласил единств. источником материаль­ного богатства «... труд вообще, и притом в его общест­венной совокупности, как разделение труд а...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 45). В отличие от своих предшественников Маркс поставил целью П. э. открытие экономич. закона движения бурж. общества. Представители бурж. класеич. П. э., придерживаясь рационалистич. философии, пытались вывести экономич. законы из природы «хо­зяйствующего человека», вступающего в экономич. от­ношения с другими, подобными ему одиночками. Марк­сизм показал, что произ-во всегда носит обществ. ха­рактер и исходным пунктом П. э. должно служить об­щество, а не отд. индивид. Маркс осуществил конкрет­ное исследование обществ. структуры произ-ва, к-рая определяет психику, волю, сознание и действия людей. Там, где представители бурж. П. э. видели отношения между вещами, марксизм вскрыл отношения между людьми - товаропроизводителями. Уже в товаре и в еще большей степени в товаре как продукте капитала заключено овеществление общественных определений произ-ва, товарный фетишизм, характеризующий весь капиталистич. способ произ-ва (см. К. Маркс, там же, т. 25, ч. 2, с. 453).
Т. о., было выяснено, что предметом II. э. являются производств. отношения в их противоречивом единстве с производит. силами. Экономич. категории суть теоре­тич, выражения производств. отношений людей.. Сово­купность производств. отношений данного общества составляет его экономич. строй, или экономич. струк­туру. Анализ производств. отношений дал возможность обобщить социальную реальность разных стран в одном осн. понятии общественно-экономич. формации и уста­новить, что развитие и смена таких формаций являются естеств.-историч. процессом, протекающим по определ. объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания людей, законам. В противоположность предшествовав­шим экономистам, рассуждавшим об «обществе вообще», Маркс дал в «Капитале» материалистич. анализ законов функционирования и развития самой сложной обществ.-экономич. формации - капиталистической.
Марксизм выяснил, что капиталистич. способ произ-ва есть исторически определ. форма обществ. процесса произ-ва. Обществ. процесс произ-ва представляет собой одновременно и процесс произ-ва материальных условий существования человеч. жизни, и протекаю­щий в специфич. историч. условиях процесс произ-ва и воспроиз-ва самих производств. отношений.
До возникновения марксизма П. э. была ограничена почти исключительно генезисом и развитием капиталистич. способа произ-ва, т.к. предшественники Маркса счи­тали капитализм вечным и естеств. состоянием общества. Марксизм показал, что 11. э. по самому существу своему историч. наука, т. к. она имеет дело с историч., т. е. постоянно изменяющимся, материалом. П. э. является наиболее глубоким теоретич. обоснованием историч. неизбежности революц. смены капитализма новым, высшим строем - социализмом. Эту неизбежность марксизм выводит всецело и исключительно из эконо­мич. закона движения бурж. общества. П. э. в единстве с марксистской философией и науч. коммунизмом рас­крывает законы движения социализма, его функциони­рования и перерастания в коммунизм.
П. э. как историч. наука выясняет исторически пре­ходящий характер производств. отношений и выражаю­щих эти отношения экономич. категорий. Изучая после­довательно сменявшиеся в истории обществ.-экономич. формации, П. э. исследует прежде всего особые законы каждой из них и лишь в результате этого исследования выясняет немногие законы, общие для всех или нес­кольких формаций. Попытка подвести под одни и те же законы экономику различных по своему характеру и строю обществ не может дать ничего, кроме самых ба­нальных общих мест (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 151).
П. э. изучает обществ. отношения произ-ва, к-рые определяют также др. стороны экономич. жизни обще­ства: распределение, обмен (обращение) и потребление (с его обществ. стороны). Принцип примата ироизва служит водоразделом между марксистско-ленинской П. э. и различными течениями бурж. П. э., к-рые, выд­вигая на первый план отношения распределения, об­мена или потребления, не могут дать науч. объяснения капиталистич. действительности.
В обществе, разделенном на классы с противоположными интересами, производств. отношения представляют собой в конечном счете отношения между класса­ми. Отношение классов к средствам произ-ва закрепля­ется и оформляется в законах в виде той или иной фор­мы собственности на средства произ-ва. Отношения соб­ственности являются юридич. выражением существую­щих производств. отношений, к-рые представляют собой их реальное содержание.
Классовое деление общества В. И. Ленин рассматри­вал как «основу хозяйственного строя» всякой антагонистич. обществ.-экономич. формации (см. ПСС, т. 25, с. 44). В каждой такой формации конфликт между производит. силами и производств. отношениями находит свое выражение в классовой борьбе, являющейся гл. движущей силой развития антагонистич. обществ.
П. э. выясняет объективный характер раскрываемых ею экономич. законов, существ. отличия в способе их действия на различных ступенях историч. развития общества. В каждой обществ.-экономич. формации производств. отношения образуют определ. единство, систему, к-рой соответствует определ. система экономич. категории. Категории П. а. представляют собой теоретич. выраже­ние самых основных, коронных, массовых производ­ственных отношений. В П. э., по мысли Ленина, речь идет «... о направлении развития в общем и целом, отнюдь не о частностях и поверхностных явлениях, ко­торые не могут быть учтены во всем своем разнообразии никакой теорией» (там же, т. 4, с, 205). Исследуя производственные отношения того или иного способа произ-ва, П. э. пользуется методом науч. абстракции (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф,, Соч., т. 23, с. 6). Среди бесконечного разнообразии свойств и черт, присущих экономич. явлениям, II, э, выделяет существенные, необходимые отношения, играющие определяющую роль для этих явлений. Абстрактные кате­гории П. э., представляя собой отражение в сознании реально существующих отношений и связей, служат орудием все более глубокого познания действительно­сти, раскрывают сущность экономич. явлений и про­цессов. Восходя от абстрактного к конкретному, П. э. не отходит от истины, а подходит к ней. П. э. таким путем воспроизводит в мышлении картину реальной действительности, выясняет способ проявления экономич. законов. Как и всякая наука, П. э., по словам Ленина, «... показывает нам проявление основных законов в кажущемся хаосе явлений» (ПСС, т. 25, с. 46).
Характеризуя применение Марксом материалистич. диалектики к П. э., Ленин определил содержание «Капи­тала» словами: «История капитализма и анализ поня­тий, резюмирующих ее» (там же, т. 29, с. 301). В марк­систсколенинской П. э. теоретич. исследование воспро­изводит в обобщенном виде, очищенном от случайно­стей и несуществ. моментов, историч. ход развития. Каждый шаг анализа, переход от рассмотрения одной категории к рассмотрению другой воспроизводит об­ширный историч. материал и соответствует определ. этапам развития экономич. жизни общества. Т. о., логич. метод исследования, применяемый П. э., пред­ставляет собой не что иное, как отражение историч. процесса в абстрактной и теоретически последоват. форме. Законы, раскрываемые П. э., представляют собой законы движения данного способа произ-ва. Выясне­ние этих законов служит ключом к пониманию процес­сов развития во всей их сложности и противоречивости. Маркс указывал, что «... развитие противоречий извест­ной исторической формы производства есть единствен­ный исторический путь ее разложения и образования но­вой» (M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 23, с. 499).
Основы марксистской П. э. были заложены Марксом в «Капитале» и др. трудах, в работах Ф. Энгельса. Экономич. учение марксизма было всесторонне развито и обогащено Лениным на основе нового опыта историч. развития. Глубоко исследовав и обобщив развитие капитализма за полвека, прошедшие со времени появле­ния «Капитала» (1867), Ленин создал марксистскую теорию империализма. На основе опыта социалистич. революции в России Ленин разработал принципиальные положения П. э. социализма: изменение цели произ-ва и характера труда в результате ликвидации эксплуа­тации и установления обществ. собственности на сред­ства произ-ва, планомерный характер развития эконо­мики при наличии стоимостных отношений и хозрасче­та, основы демократич. централизма в социалистич. хозяйствовании, принципы социалистич. организации труда и материальной заинтересованности, сочетание материальных и моральных стимулов к труду и др. Дальнейшее развитие П. э. совр. капитализма и П. э. социализма содержится в решениях и документах КПСС, братских коммунистич. партий и междунар. коммунистич. движения, в работах сов. экономистов, экономистовмарксистов др. стран.
Для развития П. э., связанного с эпохой зрелого социализма, первостепенное значение имеют решения 24-26-го съездов КПСС. На их основе решаются важ­нейшие теоретич. вопросы создания материально-технич. базы коммунизма и совершенствования производств. отношений, повышения эффективности обществ. произ-ва; изучаются социально-экономич. проблемы науч.-технич. прогресса и труда, проблемы совершен­ствования управления нар. х-вом; исследуются зако­номерности развития мировой социалистич. системы, проблемы социалистич. экономич. интеграции и др.

Источник: Советский философский словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
наука о законах, управляющих произ-вом, распределением и обменом материальных жизненных благ в человеч. обществе на различных ступенях его историч. развития, "...наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых соответственно этому, в каждом данном обществе, совершается распределение продуктов..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 153–54). Ленин характеризовал П. э. как науку о развивающихся исторически укладах обществ. произ-ва, дающую представление о его различных системах и о коренных чертах каждой системы (см. Соч., т. 4, с. 33). "Предмет исследования – это прежде всего материальное производство", – писал Маркс, поясняя,что речь идет об общественно-определенном произ-ве (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 709). Ленин указывал, что предмет П. э. "...вовсе не "производство материальных ценностей", как часто говорят (это – предмет технологии), а общественные отношения людей по производству" (Соч., т. 2, с. 181–82). На основе изучения П. э., как отмечал Энгельс, возникло все содержание теории пролет. партии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 490; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 21, с. 34 и 43). Марксизм произвел революц. переворот в П. э., превратив ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную П. э., создав на месте П. э. собственности П. э. труда (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 9). П. э. как самоотоят. область знания возникла в конце 16 в., на заре капиталистич. эпохи. Представители бурж. классич. П. э. стремились вскрыть внутр. структуру капиталистич. произ-ва. Историч. заслуга А. Смита и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начало трудовой теории стоимости. Представители бурж. классич. П. э. выявили целый ряд "естеств. законов" капитализма, но они не понимали его исторически преходящего характера и не видели классовой борьбы внутри бурж. общества. С установлением господства буржуазии, выступлением рабочего класса на историч. арену и обострением классовой борьбы бескорыстные исследования в бурж. П. э. уступили место предвзятой апологетике. Вульгарная П. э., по характеристике Маркса, в действительности "...не делает ничего иного, как только доктринерски истолковывает, систематизирует и оправдывает представления агентов буржуазного производства, захваченных отношениями этого производства", педантски систематизирует "...затасканные и самодовольные представления буржуазных деятелей производства о их собственном мире как лучшем из миров и объявляет эти представления вечными истинами" (там же, т. 25, ч. 2, с. 383 и т. 23, с. 91, прим.). На всем дальнейшем пути развития капитализма бурж. П. э. остается апологетической по характеру объяснения обществ. отношений и тенденций развития капитализма. Вместе с тем бурж. П. э. обслуживает потребности хозяйствования монополий и экономич. политики капиталистич. гос-в (конкретные исследования, применение математич. методов и т.д.). Маркс писал, что превратить П. э. в положит. науку можно лишь тем путем, что вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действия, противоречия, являющиеся скрытой подоплекой этих догм (см. тамже, т. 32, с. 145). Критика, к-рой Маркс подверг предшествовавшую П. э., была в полном смысле слова творческой критикой, выяснившей место и значение каждой из школ бурж. П. э. в поступат. ходе развития науки и представлявшей собой образец творч. преодоления "бурж. наследства". П. э. – наука классовая, партийная. Ленин считал, что ни одному бурж. экономисту, способному давать самые ценные работы в области фактич. спец. исследований, нельзя верить ни в одном слове, когда речь заходит об общей теории П. э. (см. Соч., т. 14, с. 328, т. 33, с. 372 и т. 19, с. 3). Тем рычагом, при помощи к-рого марксизм революционизировал П. э., явилась материалистич. диалектика в целом, и материалистич. понимание истории в особенности. Методологич. основой марксистско-ленинской П. э. служит диалектический материализм и исторический материализм. По характеристике Ленина, в марксизме философия и П. э. "...связаны в ц е л ь н о е материалистическое миросозерцание" (там же, т. 20, с. 173). Революц. переворот в П. э. охватил все содержание этой науки начиная с понимания ее предмета. Предшественники Маркса ставили своей задачей исследование "богатства". Источниками богатства поочередно объявлялись те или иные особые виды труда: земледелие, мануфактура, мореплавание, торговля и т.д., пока А. Смит не провозгласил единств. источником материального богатства "...труд вообще, и притом в его общественной совокупности, к а к разделение труда..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 45). В отличие от своих предшественников Маркс поставил целью П. э. открытие экономич. закона движения бурж. общества. Представители бурж. классич. П. э., придерживаясь рационалистич. философии, пытались вывести экономич. законы из природы "хозяйствующего человека", вступающего в экономич. отношения с другими, подобными ему одиночками. Марксизм показал, что произ-во всегда носит обществ. характер и исходным пунктом П. э. должно служить общество, а не отд. индивид. Маркс осуществил конкретное исследование обществ. строя произ-ва, к-рый определяет психику, волю, сознание и действия людей. Там, где представители бурж. П. э. видели отношения между вещами, марксизм вскрыл отношения между людьми – товаропроизводителями. Уже в товаре и в еще большей степени в товаре как продукте капитала заключено овеществление обществ. определений произ-ва и субъективизация материальных условий произ-ва, товарный фетишизм, характеризующий весь капиталистич. способ произ-ва (см. К. Маркс, там же, т. 25, ч. 2, с. 453). Т.о., было выяснено, что предметом П. э. являются производственные отношения в их противоречивом единстве с производительными силами. Экономич. категории суть теоретич. выражения производств. отношений людей. Совокупность производств. отношений данного общества составляет его экономич. строй, или экономич. структуру. Анализ производств. отношений дал возможность обобщить порядки разных стран в одно осн. понятие общественно-экономич. формации и установить, что развитие и смена таких формаций является естественноисторич. процессом, протекающим по определ. объективным, т.е. не зависящим от воли и сознания людей, законам. В противоположность предшествовавшим экономистам, рассуждавшим об "обществе вообще", Маркс дал в "Капитале" анализ законов функционирования и развития самой сложной общественно-экономич. формации – капиталистической, по материалистич. методу. Марксизм выяснил, что капиталистич. способ произ-ва есть исторически определ. форма обществ, процесса произ-ва. Обществ. процесс произ-ва представляет собой одновременно и процесс произ-ва материальных условий существования человеч. жизни, и протекающий в специфич. историч. условиях процесс произ-ва и воспроизводства самих производств. отношений. Как материальные условия произ-ва, так и обществ. отношения людей в процессе произ-ва представляет собой, с одной стороны, предпосылки, а с другой стороны – результаты и продукты определ. процесса произ-ва, в ходе к-рого они все вновь производятся и воспроизводятся. До возникновения марксизма П. э. была ограничена почти исключительно генезисом и развитием капиталистич. способа произ-ва, т.к. предшественники Маркса считали капитализм вечным и естеств. состоянием общества. Марксизм показал, что П. э. по самому существу своему историч. наука, так как она имеет дело с историч., т.е. постоянно изменяющимся, материалом. П. э. является наиболее глубоким теоретич. обоснованием историч. неизбежности революц. смены капитализма новым, высшим строем – социализмом. Эту неизбежность марксизм выводит всецело и исключительно из экономич. закона движения бурж. общества. П. э. раскрывает законы движения социализма, его функционирования и перерастания в коммунизм. П. э. как историч. наука выясняет исторически преходящий характер производств. отношений и выражающих эти отношения экономич. категорий. Изучая последовательно сменившиеся в истории общественно-экономич. формации, П. э. исследует прежде всего особые законы каждой из них и лишь в результате этого исследования выясняет немногие законы, общие для всех или неск. формаций. Попытка подвести под одни и те же законы экономику различных по своему характеру и строю обществ не может дать ничего, кроме самых банальных общих мест (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 150–51). П. э. изучает обществ. отношения произ-ва, к-рые определяют также др. стороны экономич. жизни общества: распределение, обмен (обращение) и потребление (с его обществ. стороны). В каждом данном обществе характер производств. отношений определяет формы распределения, обмена и потребления. Принцип примата произ-ва служит водоразделом между марксистско-ленинской П. э. и различными течениями бурж. П. э., к-рые, выдвигая на первый план отношения распределения, обмена или потребления, не могут дать науч. объяснения капиталистич. действительности. В обществе, разделенном на классы с противоположными интересами, производств. отношения представляют собой, в конечном счете, отношения между классами. Отношение классов к средствам произ-ва закрепляется и оформляется в законах в виде той или иной формы собственности на средства произ-ва. Отношения собственности являются юридич. выражением существующих производств. отношений, к-рые представляют собой их реальное содержание. Классовое деление общества Ленин рассматривал как "основу хозяйственного строя" всякой антагонистич. общественно-экономич. формации (см. Соч., т. 20, с. 179). В каждой такой формации конфликт между производит. силами и производств. отношениями находит свое выражение в классовой борьбе, являющейся главной движущей силой развития антагонистич. обществ. П. э. выясняет объективный характер раскрываемых ею экономич. законов, существ. отличия в способе их действия на различных ступенях историч. развития общества. В каждой общественно-экономич. формации производств. отношения образуют определ. единство, систему, к-рой соответствует определ. система экономич. категорий. Категории П. э. представляют собой теоретич. выражение самых основных, коренных, массовых производств. отношений. П. э. ведет анализ с т. зр. массовых экономич. явлений, всей совокупности данных об экономич. развитии общества, а не с т. зр. отд. казусов или внешних, поверхностных явлений хоз. жизни. В П. э. речь идет "...о направлении развития в общем и целом, отнюдь не о частностях и поверхностных явлениях, которые не могут быть учтены во всем своем разнообразии никако й теорией" (там же, т. 4, с. 179). Исследуя производств. отношения того или иного способа производства, П. э. пользуется методом науч. абстракции (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 6). Среди бесконечного разнообразия свойств и черт, присущих экономич. явлениям, П. э. выделяет существ., необходимые отношения, играющие определяющую роль для этих явлений. Абстрактные категории П. э., представляя собой отражение в сознании реально существующих отношений и связей, служат орудием все более глубокого познания действительности, раскрывают сущность экономич. явлений и процессов. Восходя от абстрактного к конкретному, П. э. не отходит от истины, а подходит к ней. П. э. таким путем воспроизводит в мышлении картину реальной действительности, выясняет способ проявления экономич. законов. Как и всякая наука, П. э., по словам Ленина, "...показывает нам проявление основных законов в кажущемся хаосе явлений" (Соч., т. 20, с. 181). Характеризуя применение Марксом материалистич. диалектики к П. э., Ленин определил содержание "Капитала" словами: "История капитализма и анализ п о н я т и й, резюмирующих ее" (там же, т. 38, с. 315). В марксистско-ленинской П. э. теоретич. исследование воспроизводит в обобщенном виде, очищенном от случайностей и несуществ. моментов, историч. ход развития. Каждый шаг анализа, переход от рассмотрения одной категории к рассмотрению другой воспроизводит обширный историч. материал и соответствует определ. этапам развития экономич. жизни общества. Т.о., логический метод исследования, применяемый П. э., представляет собой не что иное, как отражение историч. процесса в абстрактной и теоретически последоват. форме. Законы, раскрываемые П. э., представляют собой законы движения данного способа произ-ва. Выяснение этих законов служит ключом к пониманию процессов развития во всей их сложности и противоречивости. Маркс указывал, что "...развитие противоречий известной исторической формы производства есть единственный исторический путь ее разложения и образования новой" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 499). Основы марксистской П. э. были заложены Марксом в "Капитале" и в др. трудах, в работах Энгельса. Экономич. учение марксизма было всесторонне развито и обогащено Лениным на основе нового опыта история, развития. Глубоко исследовав и обобщив развитие капитализма за полвека, прошедшие со времени появления "Капитала" (1867), Ленин создал марксистскую теорию империализма. На основе опыта социалистич. революции в России Ленин разработал принципиальные положения П. э. социализма: изменение цели произ-ва и характера труда в результате ликвидации эксплуатации и установления обществ. собственности на средства произ-ва, планомерный характер развития экономики при наличии стоимостных отношений и хоз. расчета, основы демократич. централизма в социалистич. хозяйствовании, принципы социалистич. организации труда и материальной заинтересованности, сочетание материальных и моральных стимулов к труду и др. Дальнейшее развитие П. э. совр. капитализма и П. э. социализма содержится в решениях и документах КПСС, братских коммунистич. партий и междунар. коммунистич. движения, в Программе КПСС, в документах совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, в работах сов. экономистов, экономистов-марксистов др. стран. Лит.: Маркс К., Введение (из экономических рукописей 1857–1858 гг.), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Капитал, т. 1, 2 и 3, там же, т. 23, 24, 25, ч. 1 и 2; его же, Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1, 2 и 3; Энгельс Ф., [Рецензия], Карл Маркс "К критике политической экономии", там же, т. 13; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Закон стоимости и норма прибыли, там же, т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2; его же, Рецензия [на кн.] А. Богданов. Краткий курс экономической науки, там же, т. 4; его же, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 30; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 32; его же, Философские тетради, там же, т. 38. Л. Леонтьев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.