ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ

Найдено 1 определение
«ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ»
редакционное название, под к-рым была опубликована и получила известность работа К. Маркса, написанная в Париже летом 1844. Авторское название в дошедшей до нас рукописи не сохранилось. Как видно из «Предисловия», сам Маркс называл ее: «Критика политич. экономии».
Работа представляет собой первую попытку обобщить с позиций материализма, диалектики и коммунизма результаты экономич. исследований, к к-рым Маркс приступил в Париже, по свидетельству Энгельса, в конце 1843, и вместе с тем первую попытку развернутого науч. обоснования коммунистич. мировоззрения. Здесь в процессе становления марксизма впервые осуществляется синтез филос., экономич. и коммунистич. идей Маркса. Это - первое экономич. произведение Маркса, исходный пункт длит. процесса, к-рый завершился созданием «Капитала».
Работа Маркса состоит из трех частей (тетрадей, рукописей). В 1-й части - 27 стр. (1-27), во 2-й - 4 стр. (40-43), в 3-й - 41 стр. (1-43, две при пагинации пропущены). По существу, вся работа представляет собой одну рукопись и написана по единому плану.
В «Э.-ф. р.» Маркс исходит из результата, к к-рому он пришел входе критики гегелевской философии права: гражд. общество определяет гос-во. Маркс приступает к критич. изучению бурж. политэкономии, исследовавшей анатомию гражд. общества. Опираясь в первую очередь на А. Смита, выделявшего в развитом бурж. обществе Англии три осн. класса - пролетариат, буржуазию и зем. собственников, Маркс начинает «Э.-ф, р.» о анализа положения этих классов, их соотношения и борьбы, тенденций развития бурж. общества. Этому посвящены первые 3 главы - «Заработная плата», «Прибыль на капитал», «Земельная рента» - в к-рых Маркс анализирует три источника дохода (и вместе с тем, по Смиту, три составных части стоимости, ключевой категории бурж. экономики). В этом триедином анализе выделяются две осн. фазы: 1) Маркс выясняет сущность капитала, трех источников дохода, чем определяется их величина, констатирует классовую борьбу; 2) прослеживает тенденции развития классов и классовой борьбы и приходит к выводу о поляризации бурж. общества на два осн. класса - рабочих и капиталистов.
Затем следует важнейший раздел «Э.-ф. р.» - глава о частной собственности и отчуждении труда, в к-рой Маркс исследует глубинные основы классового, бурж. общества. Отношение между пролетариатом и буржуазией, между трудом и капиталом - это отношение частной собственности, к-рая является основой бурж. общества и вместе с тем предпосылкой бурж. политэкономии. За частной собственностью Маркс открывает еще более глубокую основу антагонистич. общества - определ. характер труда, труд по внеш. принуждению, отчужденный труд. Отчуждение труда, к-рое Маркс отличает от опредмечивания труда (см. Опредмечивание и распредмечивание), выступает в четырех формах: отчуждение продукта труда; самого процесса труда, трудовой деятельности; родовой сущности человека; человека от человека. Экономич. отчуждение является основой всякого иного (напр., религ.) отчуждения. В конце главы Маркс намечает программу дальнейшего исследования: 1) сущность частной собственности, 2) историч. характер частной собственности (ее происхождение, развитие до противоположности между трудом и капиталом и неизбежно предстоящее ее упразднение, снятие), 3) анализ экономич. категорий (исходя из понимания их основы - частной собственности и отчуждения труда). Эта программа осуществляется в двух следующих (2-й и 3-й) частях рукописи.
Осн. содержание 3-й части составляет анализ коммунистич. преобразования общества как диалектич. процесса уничтожения (снятия) частной собственности. В этой связи Маркс подвергает критике идеалистич. характер гегелевской диалектики и гегелевской философии вообще. В конце рукописи он набрасывает предисловие и приступает к анализу экономич. категорий- разделения труда, денег. На этом работа была прервана, закончился определ. цикл исследования.
Общая логич. структура «Э.-ф. р.»: анализ экономич. категорий, выражающих положение и соотношение осн. классов бурж. общества, исследование частной собственности и отчуждения труда как основ бурж. общества - переход к анализу конкретных экономич. категорий бурж. общества. И вместе с тем: соотношение классов (статика) - тенденции развития классовой борьбы (динамика) - частная собственность и отчуждение труда как основы бурж. общества (статика) - их историч. характер (динамика). Фактически, по своему осн. содержанию, «Э.-ф. р.» явились своего рода филос. введением в критику бурж. политэкономии. Они представляют новый этап в процессе становления материалистич. понимания истории.
В «Э.-ф. р.» Маркс исследует определяющую роль труда, материального произ-ва в жизни общества; находит в произ-ве специфич. отличие человека от животного; подчеркивает, что вся всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеч. трудом. Центр. проблема «Э.-ф. р.» - проблема частной собственности. Исследуя взаимодействие отчуждения труда и частной собственности, Маркс приближается к открытию внутр. механизма развития материального произ-ва - диалектики производит. сил и производств. отношений. Он доказывает как историч. необходимость частной собственности, так и исторически преходящий характер ее, необходимость коммунистич. преобразования общества. На этой основе он углубляет свое понимание общей периодизации историч. процесса, фактически выделяет три эпохи: доклассовое (когда не было отчуждения труда и частной собственности) - классовое (основанное на отчуждении труда и частной собственности) - будущее бесклассовое коммунистич. общество (где будут уничтожены частная собственность и все виды отчуждения); в зародыше намечается и различение фаз развития будущего общества.
Со времени опубликования «Э.-ф. р.» в 1932 вокруг них развернулась острая идеологич. борьба в связи с попытками антимарксистов гипертрофировать проблему отчуждения, противопоставить молодого и зрелого Маркса, извратить диалектико-материалистич. учение о человеке, к-рое начал вырабатывать здесь Маркс.
«Э.-ф. р.» были впервые опубликованы в СССР: на рус. яз. частично в 1927, на языке оригинала полностью в 1932, на рус. яз. полностью в 1956.

Источник: Советский философский словарь

Похожие термины:

  • ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 г

    произведение К. Маркса, написанное в апреле—августе 1844 в Париже (Парижские рукописи). Впервые частично увидели свет на русском языке в Москве в 1927, целиком на немецком языке были опубликованы в 1932
  • ЭКОНОМИЧЕСКИ-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА

    («Oekonomisch-philosophische Manuskripte») - рукописи К.Маркса, относящиеся к периоду его пребывания в Париже. Почти столетие они оставались неизвестными и были опубликованы на языке оригинала в 1932 в рамках Полного