ДУХОВЕНСТВО
ДУХОВЕНСТВО
лица, отправляющие религиозные, церковные обряды, служители церкви. В христианстве духовенство подразделяется на дьяконов, священников, епископов.
ДУХОВЕНСТВО
служители культа в ряде совр. религий. Д. удовлетворяет религ. потребности верующих, совершает культовые действия, проповедует вероучение.
Источник: Атеистический словарь
Духовенство
Служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).
Источник: Православный церковный словарь.
ДУХОВЕНСТВО
проф. служители культа (т. и. священнослужители), удовлетворяющие религ. потребности верующих. В православии в состав Д. входят одни мужчины. Делится на белое (состоит из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных; обслуживает приход, храмы) и черное (соединяет монашество со священнич. саном, дает обет безбрачия, поли, послушания и т. п.). Составляет три чина (степени): диакон, иерей и архиерей (архиерейство достижимо только для монашествующих). В наст. вр. в РПЦ Д. содержится за счет церк. приходов, выплачивающих ему жалованье. Кадры готовят духовн. семинарии и академии Моск. патриархии.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Духовенство
социальная, особым образом организованная группа служителей религиозного культа, рассматриваемых церковью в качестве посредников между богом и людьми. Д. осуществляет магические культовые действия (таинства) и проповедует вероучение. В православии делится на черное Д. и белое Д. Черное Д. (монашество) как бы отгораживается от светской жизни, с тем чтобы полностью посвятить себя служению богу. Белое Д. не берет на себя столь строгих обетов. Д. организуется обычно по иерархическому принципу. Степень божественной благодати того или иного представителя Д. находится в прямой зависимости от занимаемой в иерархической лестнице ступени. В нек-рых религиях высшие церковные иерархи считаются наместниками бога на земле (в католич. — папа римский, в ламаизме — далай-лама). Церковные положения, как правило, предписывают Д. носить одежду и головные уборы определенной формы (ризу, сутану, клобук и т. д.), в нек-рых случаях соответствующие церковные знаки отличия (набедренники, скуфьи, камилавки, наперстные кресты, палицы и т. д.).
ДУХОВЕНСТВО
в совр. религиях—люди, специально занимающиеся отправлением религ. культа и составляющие особые корпорации. Представители Д. обычно почитаются верующими как люди, наделенные некоей сверхъестеств. силой («благодатью»), к-рая, как утверждают религ. учения, делает их посредниками между людьми и богами, способными заручаться расположением и помощью последних. Эта сверхъестеств. сила будто бы приобретается представителями Д. при спец. церемонии посвящения (см. Рукоположение), совершаемой людьми, уже состоящими в «духовном сане». Высшие представители Д. считаются в ряде религий (в католицизме, ламаизме) наместниками бога на Земле или даже живыми воплощениями божества. Д., как правило, выделяется особой одеждой (ризами, рясами и т. п.), ему предписывается соблюдать особый образ жизни (напр., целибат в католицизме и буддизме). Д. обычно организовано иерархически (см. Иерархия церковная), делится на разл. группы в зависимости от своего положения в религ. общине или церк. орг-ции. В частности, в ряде религий имеется подразделение Д. на черное (монашество, принимающее на себя ряд религ. обязательств и будто бы уходящее «из мира») и белое (не связанное особо строгими обетами).
Высшее Д. в антагонистич. обществе во всех религиях всегда составляло привилегир. группу, тесно связанную с эксплуатат. классами. Возникновение Д. относится к далекому прошлому, и в задача точной форме (в виде колдунов, знахарей, шаманов) оно известно в первобытных религиях. Вместе с эволюцией религ. верований и культов в классовом обществе колдуны и знахари были оттеснены сложившейся привилегир. прослойкой (иногда кастой) жрецов, игравших большую роль в гос-вах древнего мира и составлявших часть господств. класса рабовладельцев (см. Жречество).
В позднейшее время место жрецов в религиях заняло Д., отличающееся от жречества гл. о. принадлежностью к т. н. монотеистич. религиям. На протяжении веков Д. представляло собой замкнутое сословие, господствующее в церк. орг-ции и претендующее на руководство всей деятельностью людей. В феод. Европе оно считалось первым сословием. Значит. перемены в положение христ. Д. внесла в странах Европы бурж, церк. реформация XVI в, - там, где вместо вытесненной католич. церкви утвердились церкви и иные религ. орг-ции протестантизма. Протестантское Д. - пасторы, пресвитеры, - как правило, формально не рассматривается «священным», «осененным благодатью». Однако на практике отношение к нему верующих во многом аналогично тому, какое продолжает существовать в католицизме и православии. Как корпорация служителей религии Д. всегда было носителем и насадителем реакц., антинаучной идеологии, а по своим обществ.-полит. взглядам представители Д., как правило, всегда принадлежали к числу защитников эксплуатат. классов. Гл. задачей Д. в эксплуатат. обществе как раз и является религ. воспитание народа в интересах эксплуатат. классов.
В царской России представители правосл. Д. как служители церкви, к-рая в то время была государственной, в своем большинстве верой и правдой служили царизму и были решит. врагами рев. движения. Такую же полит. роль играло и Д. др. религий царской России. После победы Окт. революции преобладающая часть Д. всех религий заняла враждебную позицию к Сов. власти, а мн. служители культа активно участвовали в борьбе против нее. В годы, предшествовавшие второй мировой войне, Д. в СССР в своем большинстве под давлением верующих заняло позицию лояльного отношения к Сов. власти и на этой позиции стоит поныне, оставаясь в то же время по-прежнему носителем и распространителем антинаучной религ. идеологии. В совр. бурж. странах Д. обычно связано с господств. классами и активно участвует в борьбе буржуазии против коммунизма. В то же время, как это было и в прошлом, отдельные представители низшего Д., более близко стоящего к нар. массам, переходят на сторону трудящихся, занимают относительно прогрессивную позицию в важнейших вопросах междунар. жизни и, в частности, участвует в борьбе за мир.
Высшее Д. в антагонистич. обществе во всех религиях всегда составляло привилегир. группу, тесно связанную с эксплуатат. классами. Возникновение Д. относится к далекому прошлому, и в задача точной форме (в виде колдунов, знахарей, шаманов) оно известно в первобытных религиях. Вместе с эволюцией религ. верований и культов в классовом обществе колдуны и знахари были оттеснены сложившейся привилегир. прослойкой (иногда кастой) жрецов, игравших большую роль в гос-вах древнего мира и составлявших часть господств. класса рабовладельцев (см. Жречество).
В позднейшее время место жрецов в религиях заняло Д., отличающееся от жречества гл. о. принадлежностью к т. н. монотеистич. религиям. На протяжении веков Д. представляло собой замкнутое сословие, господствующее в церк. орг-ции и претендующее на руководство всей деятельностью людей. В феод. Европе оно считалось первым сословием. Значит. перемены в положение христ. Д. внесла в странах Европы бурж, церк. реформация XVI в, - там, где вместо вытесненной католич. церкви утвердились церкви и иные религ. орг-ции протестантизма. Протестантское Д. - пасторы, пресвитеры, - как правило, формально не рассматривается «священным», «осененным благодатью». Однако на практике отношение к нему верующих во многом аналогично тому, какое продолжает существовать в католицизме и православии. Как корпорация служителей религии Д. всегда было носителем и насадителем реакц., антинаучной идеологии, а по своим обществ.-полит. взглядам представители Д., как правило, всегда принадлежали к числу защитников эксплуатат. классов. Гл. задачей Д. в эксплуатат. обществе как раз и является религ. воспитание народа в интересах эксплуатат. классов.
В царской России представители правосл. Д. как служители церкви, к-рая в то время была государственной, в своем большинстве верой и правдой служили царизму и были решит. врагами рев. движения. Такую же полит. роль играло и Д. др. религий царской России. После победы Окт. революции преобладающая часть Д. всех религий заняла враждебную позицию к Сов. власти, а мн. служители культа активно участвовали в борьбе против нее. В годы, предшествовавшие второй мировой войне, Д. в СССР в своем большинстве под давлением верующих заняло позицию лояльного отношения к Сов. власти и на этой позиции стоит поныне, оставаясь в то же время по-прежнему носителем и распространителем антинаучной религ. идеологии. В совр. бурж. странах Д. обычно связано с господств. классами и активно участвует в борьбе буржуазии против коммунизма. В то же время, как это было и в прошлом, отдельные представители низшего Д., более близко стоящего к нар. массам, переходят на сторону трудящихся, занимают относительно прогрессивную позицию в важнейших вопросах междунар. жизни и, в частности, участвует в борьбе за мир.