Одновременно с утверждением христ-ва в кач-ве государственной религии при св. равноапостольном князе Владимире, крестителе Киевской Руси (988), появилось в стране и правосл. духовенство. Как и в Византии, русское духовенство вначале было привилегированным сословием. Особым уважением пользовалось в Древней Руси монашество как удел избранных угодников Божиих, оплот благочестивой молитвенной жизни. В монастыри нередко поступали богатые и знатные люди; князья давали монастырям привилегии. Доходы с монастырских имений шли частью на содержание братии, частью на дела благотворительности и были освобождены от всяких поборов в пользу князя. Преобладающим типом древнерусских монастырей была община, организованная на началах общежития, по образцу византийского Студийского монастыря, устав к-рого был введен св. Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Братия в монастырях сама избирала игумена; братия же судила провинившихся монахов и принимала участие в хозяйственных делах монастыря. Из монастырей выходили и первые русские иерархи. Во главе русского духовенства стоял митрополит, первоначально избираемый в Константинополе и поставляемый почти исключительно из греков, причем в его избрании не принимало участия ни русское духовенство, ни великий князь: согласие последнего стало приниматься в расчет только с 12 в. Такой порядок сохранялся до 1589, когда по желанию царя Феодора Иоанновича Константинопольским патриархом Иеремией в русские патриархи был поставлен Иов. На патриарха перешли права и преимущества прежнего митрополита. Как и митрополит, патриарх избирался Собором русских епископов и утверждался царем.
В христ-ве имеются три иерархические степени (чина) духовенства: епископство, пресвитерство и диаконство. Впоследствии, согласно устоявшейся на правосл. Востоке традиции, стали различать еще два вида духовенства черное (монашествующее, неженатое) и белое (приходское, женатое). В Западной церкви, у католиков, все духовенство принимает обет безбрачия (т. наз. целибат).
Принадлежность к духовенству определяется особым церк. таинством священства, к-рое совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: Диакона, пресвитера или епископа.
Диакон (греч. «диаконос» служитель) священно служитель первой (младшей) степени, к-рый, участвуя в общественном и частном богослужении, служит при таинствах, но не совершает ни одного из них. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму схииеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве архидиаконом (старшим диаконом).
Пресвитер (греч. «пресвитерос» старец), к-рый иначе называется священником, или иереем (греч. «иереис» священник), он может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства хиротонии (рукоположения во епископа), и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть посвящен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом (греч. «иеромонахос» священник-монах), а принявший схиму схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие игуменами, т. е. главами монашествующей братии, архимандритами, т. е. настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму схиигуменами и схиархимандритами.
Епископ (греч. «епископос»— надзиратель) священнослужитель высшей степени, совершает все семь таинств и имеет власть через таинство рукоположения передавать другим этот благодатный дар. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин, архимандритов. Епископ называется также архиереем, или иерархом, т. е. священноначальником, иногда святителем. Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепискои) имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, к-рые называются викариатством; он не считается самостоятельным архиереем и подчиняется правящему епископу епархии. Епископ как самостоятельный правящий архиерей управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (т. е. старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области, к-рый может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, к-рые являются его наместниками.
Патриарх (отценачальник) глава или предстоятель поместной церкви, избираемый и поставляемый на поместном соборе; высший чин церк. иерархии в православии.
Митрополиты и епископы были самыми образованными людьми на Руси, отсюда их высокое положение в древнерусском об-ве и довольно значительное влияние в государственной жизни. Высшее духовенство заседало в княжеской думе; представители его исполняли дипл. поручения, примиряли князей, ходатайствовали за опальных, за разоряемый постоянными войнами народ.
Св. князь Владимир назначил на содержание высшего духовенства десятину со своих княжеских доходов, к-рая впоследствии превратилась в подать с мирян. Кроме того, митрополиты и епископы получали доходы с кафедральных храмов, плату за совершение треб, добровольные приношения, пошлины с торговых мер и весов, наблюдение за к-рыми было им поручено, судные с церк. суда, еже1 одные оброки с низшего духовенства, ставленые пошлины, временные пошлины с мирян, вроде, напр., венчальной пошлины за благословение браков, и, наконец, доходы с недвижимых имений. От повинностей и налогов высшее духовенство было свободно.
Материальное положение низшего белого духовенства было очень незавидно, вследствие чего, несмотря на полную свободу вступления в духовное звание, оно привлекало только беднейшие слои населения. Главный контингент белого духовенства составляли дети духовных лиц. Сначала был недостаток в священниках; пр-во само должно было заботиться об образовании приходов. Впоследствии образование приходов и выбор кандидатов на священнические места зависели, с одной стороны, от приходских общин, с др. от землевладельцев-вотчинников. Вотчинник замещал вакантные места преимущественно своими крепостными крестьянами, объявляя их перед посвящением свободными. Община избирала кандидата и заключала с ним договор, в к-ром определялись срок служения и обязательства каждой стороны. В удельный период кроме священников при храмах лишь изредка встречались дьяконы, зато постоянно дьячки, т. е. чтецы, или пономари. Жило низшее белое духовенство гл. обр. платами за совершение церковных таинств и треб (крестин, венчаний, отпеваний, молебнов и пр.).
Судебниками Ивана III и Ивана IV, а также решениями Стоглавого церковного собора (1551) было положено начало разграничению церк. и гражд. ведомства; была признана неподсудность духовенства мирскому суду по всем делам, кроме дел уголовных (до снятия сана с провинившегося). В 17 в. обособленность духовенства сохраняется, но уже в следующем столетии, одновременно с отменой патриаршества Петром I, происходит подчинение духовенства контролю и суду гражд. власти, лишение духовенства привилегий и льгот. Характер взаимоотношений гос-ва и церкви, определявший положение духовенства в России, сохранялся и при преемниках Петра I вплоть до Октябрьской революции 1917. В период господства государственного атеизма в СССР (1922–1991) правосл. духовенство преследовалось и подвергалось дискриминации. Сотни тысяч священнослужителей были репрессированы и погибли в местах заключения. В годы «перестройки» положение Русской Православной церкви существенно изменилось. В наст. вр. русское правосл. духовенство постепенно вновь занимает подобающее место в жизни об-ва.