Так как буддизм в ходе своего развития распался на ряд школ и впитал многие черты нац. религий стран Азии, иерархия его Д. в разных странах различна, но все ее представители считаются монахами (санскритское — бикху, бикшу, букв. — нищий) и почитаются как особая высшая категория людей или даже как «живые боги». В ламаизме высшие ламы считаются земным воплощением божеств (далай-лама — бодхисаттвы Авалокитешвары, панчен-лама — будды Амитабы). «Живые боги» (хубилганы, хугухты, гэгэны), а также главы нац. объединений ламства (хамболамы) составляют привилегир. верхушку Д. б. По строгости принятых монаш. обетов ламство делится на гелунгов, гецулов и бандиев. Ученики (хувараки у монголов и бурят, маджики у калмыков) лишь послушники, готовящиеся войти в разряд Д. Высшее духовное образование дает право на звание габжа.
В Бирме, Таиланде и других странах число монахов очень велико, монастыри есть почти в каждой деревне. Совет бикху (монаха) — закон для верующего. Поэтому, не участвуя в политическ. жизни официально, монахи фактически оказыв. на нее серьезное влияние.
Буддийское духовенство
Духовенство буддийское
Буддийское духовенство
Иерархия священнослужителей в буддийской общине восходит к тибетской традиции. Самым низким ламским достоинством обладает гэнин («банди» или «манджи» в тибетских монастырях), обязанный соблюдать от 5 до 15 лет 5 обетов, более зрелый и опытный лама может получить сан гэсула (гэцюля в тибетском варианте), связанный уже с исполнением 30 и более обетов. Вершиной иерархии лам является сан гэлуна (гелю нг в тибетском буддизме), носитель к-рого должен соблюдать уже 253 предписания и обета. Помимо трех названных уровней служителей культа в школе гелугпа существует и система ученых степеней, включающая ок. 30 наименований. В орг-ции буддистов России есть и определенная административная структура. Члены Центрального духовного управления буддистов России все настоятели буддийских храмов. Из их числа избирается хамбо лама, имеющий заместителей — дид хамбо лама. Настоятель храма назначает соржо ламу, крый имеет двух заместителей: унзад лама, отвечающий за проведение хуралов, религ. ритуалов, гэбгы човомба, отвечающий за порядок, дисциплину, ритуальные и имущественные приготовления. При обращении к буддийским священнослужителям чаще всего используются или, во всяком случае, допустимы формы, характерные для православия и католицизма, но в своей среде используются др. обращения: к далай-ламе Ваше Святейшество, к хамбо ламе Ваше Святейшество, к ламам досточтимый.
Источник: Религии народов современной России